История мотоциклов ММВЗ началась с модели М1А, прототипом которой послужил немецкий DKW RT 125W. Однако, на протяжении всего существования завода, минские конструкторы стремились создать новые оригинальные модели, которые понравятся советским гражданам, а может быть, будут поводом для зависти иностранных коллег.
Труд конструктора характерен тем, что только незначительная часть новых решений находит дорогу в жизнь. Порой случается, что мотоцикл оказывается слишком современным или дорогим для серийного освоения. Архивная документация, макетные и опытные образцы, фотографии, а также воспоминания бывших работников помогают восстановить картину, царившую в мастерских, поведать о творческих поисках, озарениях и тупиках. Всё это независимо от успехов конкретных опытных образцов, в конечном счёте, повлияло на разработку серийных моделей мотоциклов.
Недавно мы уже рассказали о некоторых моделях Минска. В этой статье рассмотрим самые интересные прототипы Минского мотоциклетно-велосипедного завода, которые так и не увидели массовой реализации.
Минск М-101 1958г.
Мотоцикл, ставший заводской легендой, оборудовался двухцилиндровым 250-кубовым двигателем с размерностью 54 / 54 мм мощностью 15 л.с. при 5700 об/мин. Ранее на ММВЗ мотоциклы с таким объёмом не выпускались, выпуск этой модели предполагал дальнейшее внедрение 250-кубовых мотоциклов в производство.
Коленчатый вал составлялся из двух половин, соединённых зубчатой муфтой. Извлечь его можно было, не «располовинивая» картер. В цилиндры из алюминиевого сплава запрессовывались чугунные гильзы. Моторная передача была шестерёнчатая, а коробка передач—четырёхступенчатая, двухвальная. В одном из вариантов переключение передач осуществлялось крестовиной, расположенной в пустотелом валу. Необычной была и рама—хребтового типа, выштампованная из листовой стали. Впервые на минских мотоциклах применили седло-подушку. К передней короткорычажной вилке крепилось глубокое крыло (на части мотоциклов устанавливалась телескопическая вилка). Впечатление некоторой вездеходности создавали 16-дюймовые колёса с «зацепистым» протектором от ковровских мотоциклов. В системе электрооборудования использовался переменный ток. Увы, Минскому мотовелозаводу были предписаны малые кубатуры, что поставило на 250-кубовом аппарате крест. По разным данным, выпущено всего от 50 до 100 мотоциклов.
Пора экспериментов
В 60-е годы конструкторы ММВЗ много экспериментировали над внешним видом мотоциклов. К дизайном многих прототипов приложили руку сотрудники ВНИИТЭ. К сожалению, большинство таких экспериментов осталось на бумаге и лишь некоторые были выполнены в «металле».
Дизайн этого мотоцикла, созданного в шестидесятые годы, вероятно навеян моделью «Тайфун» германо-голландской компании Maico. При этом, называется мотоцикл достаточно просто: макетный образец. Установлен двигатель М-104, применены модные в то время небольшие 16-дюймовые колёса. Стоит ли переживать, что такая модель не пошла в серию?
М-106 «Поларис» 1965 г.
Макет мотоцикла с оригинальной компоновкой и новаторскими дизайнерскими решениями всех конструкционных элементов был разработан в Московском ВНИИТЭ под руководством Юрия Долматовского художником-дизайнером Е. А. Овсенюком. Несмотря на экстравагантность проекта, он был реализован и прошёл испытания. Изготовление сложной рамы хребтового типа, моноблока «бак-фара», штампованного руля и длинных крышек картера требовало особых технологий и сложной оснастки. Необычной была не только внешность, но и конструкция машины: силовой агрегат подвешен к хребтовой раме из тонких стальных труб. Ходовая часть мотоцикла была обыденной—16-дюймовые колёса с барабанными тормозами, подвески от серийных моделей.
Преемником модели можно считать прототип М-107, разработанный в 1969 году. Мотоцикл создали в творческом содружестве с Минским филиалом ВНИИТЭ под влиянием предшественника. В этой разработке пытались найти компромисс между новаторскими решениями и технологичностью изготовления. Задней частью мотоцикл походил на «ИЖ-56». Бензобак состоял из двух отдельных ёмкостей, соединённых внизу трубкой. Между половинками размещалась кассета с инструментами. Два мотоцикла М-107 в 1969 году принимали участие во «Всесоюзных соревнованиях на первенство заводской марки» и подтвердили жизнеспособность этой модели. И эта модель так и не попала в серийное производство: слишком технологичной оказалась рама мотоцикла, к тому же тенденции мирового дизайна выглядели совсем иначе.
Эскизный проект 1972 г.
Проект мотоцикла в «японском» стиле, в котором преобладали функциональность и совершенство технических характеристик выполнил конструктор В. Соловьев из ВНИИМотопрома. Внешне мотоцикл действительно отсылается к японским дорожникам 60х. Карбюратор располагался под крышкой сбоку от коленвала, и между карбюратором и кривошипной камерой в отдельной полости вращался плоский золотник. В те годы золотниковое газораспределение применялось на лодочных моторах и гоночных двигателях мотоциклов MZ. Работы над такими двигателями велись параллельно во ВНИИМотопроме и ММВЗ, были изготовлены опытные образцы. В начале 1973 года было получено авторское свидетельство №367277 минских конструкторов на золотниковый механизм, состоящий из двух дисков с вырезами. Однако позже все работы были остановлены.
Эскизный проект «Лидер» 1987 г.
Спортивно-дорожный мотоцикл «Лидер» был разработан в КБ спортивных мотоциклов на базе машины для «многодневки» ММВЗ-3.223. От неё аппарат заимствовал длинноходные подвески и по-спортивному форсированный двигатель. Он отличался полным комплектом светотехники, приборным щитком, дорожными шинами, удлинённым сиденьем и подножками для возможности перевозки пассажира. Был изготовлен всего один опытный образец.
ММВЗ-3.1133 «Люкс»
Мотоцикл выделялся полным обтекателем, прямоугольной фарой, частично закапотированным передним крылом. В последующем предполагалась установка двигателя ММВЗ-3.114 мощностью 15–16 л.с. с укороченным шатуном (115 мм вместо 125 мм), облегчённым картером, уменьшенным коленвалом (диаметр щёк—115 мм вместо 135 мм), лепестковым клапаном на впуске. Шли работы и над шестиступенчатой коробкой передач. Опытные образцы двигателей были изготовлены и проходили доводочные испытания. Конструкция позволяла увеличение рабочего объема до 200 и даже 250 см³. Увы, приговор технологов был категоричен: на существующем оборудовании выпуск этого силового агрегата невозможен.
M1NSK StreetFighter 2007 г.
Минский художник и дизайнер Юрий Шиф, широко известный мотоциклами в стилистике кастом и ретро, построил в 2007 году для ММВЗ аппарат класса «Стритфайтер». В мотоцикле широко использованы узлы и детали серийной продукции, в то же время имелись все атрибуты класса, включая спартанский дизайн. Отвечали современным тенденциям голые линзованные фары, перевёрнутая вилка, дисковые тормоза, задняя моноподвеска.