Найти тему
Пять Стихий

Патанджали йога

Оглавление

или Йога-сутры Патанджали (pātañjala-yoga-sūtrāṇi) – это концепция пути йоги, изложенная в трудах индийского философа, лингвиста и писателя Патанджали (II век до н.э .). Сам Патанджали называл свою концепцию пути йоги - сампра-йогой (См. Йога-сутры Патанджали, Сутра 2, раздел 44).

Памятник Патанджали (II век до н.э.) - автору Йога-сутр.
Памятник Патанджали (II век до н.э.) - автору Йога-сутр.

Патанджали-йога также именуется аштанга-йога (санскрит अष्टांग, asht-anga) - что означает восемь частей йоги, т.е. 'восьмеричный путь йоги' (не путать с аштанга-виньяса-йога - авторским стилем Паттабхи Джойса).

Восьмеричный путь патанджали-йоги состоит из исходного направления - вини-йоги, восьми частей и завершающего направления - сам-йоги. Патанджали свою йогу никогда не называл своим именем - т.е. патанджали-йогой, такое название дано условно исследователями его работ. В Йога-сутрах Патанджали называет весь путь йоги - сампра-йогой.

В настоящее время под патанджали-йогой, понимается известная современному миру традиционная исконная индийская йога, но не только как выполнение асан, пранаям и крий, но и весь путь патанджали-йоги, - от вини-йоги, восьми ступеней и сам-йоги. Другими словами путь йогина от вини-йоги, восьми ступеней и сам-йоги, и есть - сампра-йога.(См. Йога-сутры Патанджали, Сутра 2, раздел 44).

Отличия патанджали-йоги от буддийского восьмеричного пути и боевой йоги кшатриев

  1. Подготовку к восьмеричному пути (туран तुर योग), т.е. исходный уровень в буддийской боевой йоге - Патанджали передаёт другим термином 'тивра तीव्र'[1] с тем же значением - 'энергичный, интенсивный, сильный', и делает тивру подготовительной ступенью во всех восьми частях йоги. Это исходное направление йоги, известной в боевых искусствах под названием туран-йоги, - Патанджали называет вини-йогой (विनियोग), подчёркивая, что это не стиль йоги, а направление йоги[2].
  2. Патанджали не использует термин хатха, а называет это направление йоги - асанами.
  3. Патанджали не использует термин кундалини, а даёт более широкое понятие энергии и дыхания - прана.
  4. Патанджали не использует термин бхакти, а даёт понятие ишварапранидханани, с тем же значением - 'преданное служение Всевышнему'.
  5. Патанджали не использует термин нирвана, а даёт более широкое понятие 'ананта', и завершающее направление йоги именует сам-йогой.

В Йога-сутрах Патанджали йогой названы только исходный уровень - вини-йога, срединный уровень - крийя-йога, и завершающий уровень - сам-йога, а сам весь путь йога именуется сампра-йогой.

Определение понятия йога согласно патанджали-йоге

Патанджали в сутре 1й, разделе 2м даёт следующее определение понятия йоги:

Йог ас читта вритта неродха.

(Перевод:

йог ас = йога есть

читта = чистота ума от

вритта = вращений жизни и

неродха = не родить их заново.

Или другими словами: йога - это контроль видоизменений ума).

Концептуальный смысл Восьмеричного пути, согласно патанджали-йоге

0. Тивра (подготовка), - туран в Ригведе, Махабхарате и туран-йога в буддийском восьмеричном пути. Вини-йога у Патанджали.

I. Тивра Ямы и Яма (воздержание), Карма-йога в буддийском восьмеричном пути. Сюда входят пять универсальных заповедей:

  1. Ахимса — ненасилие;
  2. Сатья — правдивость;
  3. Астея — неприсвоение чужого (неворовство);
  4. Брахмачарья — состояние ума, при котором брахмачари (тот, кто придерживается брахмачарьи) полностью увлечен изучением святого ведического знания, постоянно пребывает в Брахмане и ведает, что всё сущее существует в Брахмане;
  5. Апариграха — нестяжательство (неприятие даров), ненакопительство, непривязанность.

II. Тивра Ниямы и Нияма (соблюдение), Джнана-йога в буддийском восьмеричном пути. Нияма — пять правил:

  1. Шауча — чистота, как внешняя (чистоплотность), так и внутренняя (чистота ума). Шауча рассматривается на трех уровнях. A) Чистота тела — это практика крийи, асаны и пранаямы; гигиена, ношение чистой одежды, чистота пищи, поддержание жилища в чистоте и порядке. B) Чистота речи. Это соблюдение норм языка, хорошая дикция и нравственность высказываний. C) Чистота мыслей. Это отсутствие отрицательных эмоций, таких как ненависть, страх, алчность, гордыня, гнев, вожделение и т.п.;
  2. Сантоша — скромность, удовлетворённость настоящим, оптимизм;
  3. Тапас — самодисциплина, усердие в достижении духовной цели;
  4. Свадхьяя — познание, изучение духовной и научной литературы, формирование культуры мышления;
  5. Ишвара-пранидхана — принятие Ишвары (Бога) в качестве своей цели, единственного идеала в жизни.

III. Тивра Асан и Асаны (удобные и устойчивые положения тела). Хатха-йога в буддийском восьмеричном пути.

IV. Тивра Праны и Пранаяма (контроль дыхания), управление жизненной силой, правильное дыхание). Кундалини-йога в буддийском восьмеричном пути.

V. Тивра Пратьяхары и Пратьяхара (устранение чувств), отвлечение органов чувств от их объектов. Раджа-йога в буддийском восьмеричном пути.

VI. Тивра Дхараны и Дхарана (концентрация), Бхакти-йога в буддийском восьмеричном пути.

VII. Тивра Дхьяны и Дхьяна — медитация. Крийя-йога в буддийском восьмеричном пути и у Патанджали.

VIII. Тивра Самадхи и Самадхи — созерцание. Тантра-йога в буддийском восьмеричном пути.

IX. Кайвалья - различение пуруши, сознающего свидетеля, как отдельного от пракрити, и освобождение пуруши от запутанных загрязнений пракрити. Выход в ананту - бесконечность. Нирвана в буддийском восьмеричном пути. Сам-йога у Патанджали.

Библиография

  1.  Йога-сутры Патанджали, сутра 1, раздел 21
  2.  Йога-сутры Патанджали, сутра 3, раздел 6