Многим зрителям показалась затянутой одна из частей нового фильма Джеймса Кэмерона. Та самая, в которой персонажи знакомятся с подводным миром планеты Пандора и китами – тулкунами.
По сравнению со стремительной завязкой и наряженной финальной схваткой, середина действительно провисает.
На это есть веские причины – сиквел «Аватара» вовсе не сиквел, а первая часть франшизы.
Когда создавался «Аватар», планов на франшизу не было. Нужно было снять самодостаточный фильм, который понравится зрителям и окупится, и только потом думать о развитии.
Так и случилось. Картина имела рекордный успех, и продолжение стало вопросом времени. Однако Кэмерон не торопился, у него было слишком много идей. Он углубился в исследования, в том числе и подводного мира. В его воображении вселенная «Аватара» обросла грандиозными подробностями.
«Аватар», к слову, и без того был грандиозен. В нем Кэмерон вместе с командой воплотил огромный мир планеты Пандора и не менее впечатляющий мир людей будущего. Космические корабли, шаттлы, конвертопланы, экзоскелеты, орудия – все должно было выглядеть достоверно и работоспособно.
Экосистема Пандоры состояла из настолько же правдоподобных флоры и фауны.
В следующих фильмах углубление в эти миры продолжится, а значит – требовалось еще больше усилий. К тому же масштаб истории вырос настолько, что одного сиквела было бы мало, и Кэмерон решился на целых четыре. Или пять. Пока понять трудно.
Со времени выхода «Аватар» многое изменилось. Революционные спецэффекты отошли на второй план, на первый вышли взрывающие мозг сюжетные повороты, внезапная гибель героев и неоднозначные персонажи.
Это осложняло работу создателям фильма. Им необходимо было удивить аудиторию, которая, важно подметить, уже посмеивалась над «Аватаром», называя его слишком простым. Кто-то даже позволял себе недоумевать и возмущаться, что подобное ему визуальное шоу вообще было когда-то популярно.
Кэмерон, судя по всему, принял самый компромиссный вариант – перезапустить «Аватар», не перезапуская его.
То есть снять фильм, который практически полностью повторяет исходник, однако вносит в него определенные изменения, чтобы итог не выглядел как стопроцентное повторение.
Тогда зрители вспомнят, чем был хорош «Аватар», переживут те же самые эмоции, а старые идеи авторов будут бережно вживлены в уже новую историю. Полноценное развитие они получат в третьем фильме.
Выходит, сиквел – это первая часть франшизы, «Аватар» – нулевой. Или оригинальный.
Какие изменения сделал Кэмерон, чтобы превратить нулевой фильм в первый?
Вместо одного персонажа, который, убежав из старого мира в новый, знакомится с иноземной культурой и становится ее частью, теперь сразу несколько – семья Джейка Салли.
Как и раньше, их преследуют захватчики во главе с полковником. В нулевом фильме полковник был хорош, хотя и подавался слишком плоско. Здесь же его история шире и многограннее. У него появляется сын, он испытывает отеческие чувства и в конце не погибает.
Если раньше иноземное племя было максимально дружелюбным, то теперь водные на’ви устраивают буллинг по отношению к детям Джейка. Возникает небольшой, но все же конфликт одних с другими.
И главное изменение – океан вместо джунглей. Океана Пандоры мы еще не видели, и его предстоит исследовать. Да, мы сыты красотами Пандора из оригинального фильма, однако то был оригинал. А тут у нас первая часть, и узнавание должно быть как в первый раз.
Зрителю нужно правильно настроить себя на просмотр: «Я никогда не был на этой планете… Кто все эти люди?»
Наверно, получилось затянуто. Но Джеймс Кэмерон снова сделал невозможное – снял трехчасовой фильм и собрал два миллиарда. Никогда еще такой длинный фильм не собирал столько денег.
Собрал благодаря как визуальному пиршеству, так и захватывающему действию. Первый акт настолько стремительный, что не удается заскучать ни на секунду.
Со вторым актом – полная ясность. Он большой и длинный, как и сами тулкуны.
Третий же – лучшая часть фильма. Напряженная битва, в которую каждый персонаж вносит свой вклад. Не глупый аттракцион, который смотришь раскрыв рот, а последовательное повествование. Апофеоз которого – схватка на переворачивающемся судне.
Здесь Кэмерон проявляет себя подлинным мастером. Даже зная, чем закончатся перипетии, испытываешь невероятные эмоции и драйв. Так лихо переключаться между героями в моменты напряженного действия может только Кэмерон.
И об эмоциях. Без какой-либо иронии и совершенно искренне Кэмерон рассказывает историю многодетной семьи, демонстрирует отношения отцов и детей. Главное – нет в этом приторной слащавости. Семья показана через умение постоять за ее ценности. Детям приходится брать в руки автоматы и спасать родителей.
Бороться не за свою идентичность или право на самовыражение, а за родных и близких. Некоторым зрителям может не понравиться такая архаика, но это то, что делает Кэмерон и делает хорошо.
Первая часть новой грандиозной франшизы состоялась. Теперь мы знакомы с планетой и персонажами, и значит – в следующем фильме второй акт затянутым точно не будет. Или по другим причинам.