Найти в Дзене

Хорошие рассказы для уроков литературы: дружба под угрозой, желание бросить музыкалку и страх обидеть бабушку

Рассказ "Бабушка этого не переживет" Дарьи Антошкиной из короткого списка "Кора 2023" можно найти на сайте конкурса в открытом доступе.

О чем рассказ?

Герой каждый год планирует бросить музыкалку. В ответ родители кричат, что бабушка не сможет этого пережить (привет манипуляциям). В этом году мальчик понял, что больше не может. Никак. Сначала он отнес свой инструмент на мусорку, потом подруга подсказала, что его можно продать. Что купил себе подросток на эти деньги? А вот и нет. Мальчик купил бабушке удобные ходунки, чтобы она чаще выходила гулять. И пообещал, что будет приезжать к ней каждую среду. Вместо музыкалки.

В общем, аккордеон я бросаю. И не надо уговаривать. Надоело, хватит!
– Бабушка этого не переживет!
Который год это слышу – всякий раз, когда объявляю родителям о своем намерении распрощаться с музыкалкой.

О чем говорить с учениками?

Как-то мы затрагивали с восьмым классом тему посещения различных кружков. Больше часа обсуждали, кто любит ходить в музыкальную школу, художественную или на курсы иностранных языков (нужное подчеркнуть). Высказался каждый. До сих пор многих детей заставляют родители. Были и такие, кто благодарил взрослых за эти "заставления". Но есть много детей, которые ходят через силу и не получают никакой радости. Вот этот вопрос можно обсудить с учениками. Как выбрать дело по душе? Что такое интерес к занятиям? Вернемся к герою и рассказу. Почему ему пришлось таким способом закончить занятия музыкой? Пытался ли он обсудить свою проблему с родителями? Какие доводы взрослые использовали в разговоре? Какую роль играет в рассказе Юлька? А какая была реакция у бабушки? Какими словами можно описать главного героя? Интересно обсудить с учениками заголовок рассказа. Можно предложить другие варианты названий после знакомства с текстом. Можно еще поразмышлять над реакцией родителей, согласятся ли они с выбором сына.

"Наушники" Нины Дашевской из сборника "Около музыки" (КомпасГид, 2017).

"Около музыки" Нина Дашевской (Издательский дом "КомпасГид")
"Около музыки" Нина Дашевской (Издательский дом "КомпасГид")

"Мы с Никитой совершенно разные", – начинает эту историю Иосиф. Оба мальчика ходят в музыкальную школу (в рассказах Нины Дашевской музыка – это неотъемлемая часть всей жизни). А еще они учились вместе шесть лет и никогда не общались. Все изменилось на гастролях. Совершенно случайно ребята оказались в одном номере. С этого дня они стали друзьями. Самыми настоящими друзьями. С походами в гости домой, рассказами самых больших секретов, мечтами о создании музыкальной группы.

И я неожиданно оказался с ним везде-везде, и со всеми тоже – мы на гастролях много тусовались. И я с удивлением обнаружил, что мне с людьми хорошо.

Так было до одного случая. Одноклассник сказал Никите плохо об Иосифе, а тот промолчал. Это стало ударом и концом дружбы для Иосифа.

У меня подогнулись колени. И кончился воздух. И я ... пошел тихонько. Тихонько-тихонько. И дошел так до самого дома. Семь остановок, безо всякого троллейбуса. Вошел. Лег на диван. И перестал думать. Мысли кончились.

Но потом выяснилось, что Никита был в наушниках и не слышал гадостей про друга.

Что обсуждать с учениками?

Чем отличаются два друга? А в чем они похожи?

Какую роль играет музыка для героев? А для наших учеников?

Обсудить вопрос буллинга. Разные позиции людей в нем. Ситуация, когда бывает страшно заступиться за другого.

Причину обиды Иосифа на Никиту. Почему мы иногда не разговариваем друг с другом, а сразу разрываем отношения.

Весь урок строить около дружбы. Что это такое для наших учеников.

Когда вы познакомитесь с этими текстами, то у вас точно родятся еще смыслы. Буду рада, если вы поделитесь в комментариях.