Человек, без которого еще недавно нельзя было представить трансляции королевы автоспорта в нашей стране, напрочь оторвался от реальности. Но если честно, он всегда был от нее оторван.
Даже в 2023 году, когда официальных трансляций Формулы-1 в России нет второй год и дай бог сколько еще не будет, магия имени Алексея Попова продолжает на него работать. Это неудивительно, учитывая что за плечами нашего прославленного комментатора — 30 лет работы, непрерывно связанной с автоспортом. Сотни откомментированных гонок, «Хроно», «Гран-при с Алексеем Поповым» и многое-многое другое. Скромный, приземленный Попов уже давно получил статус легенды и огромное количество благодарных поклонников. Как оказалось, очень кстати — с 2022 года мы потеряли трансляции Ф1 на телевидении, а сам Алексей Львович заявил, что «пиратством» заниматься не будет. Вместо этого он предложил поклонникам радийный формат — комментировать заезд, но в кадре показывать себя, а названо все это было «обсуждением гонки».
Даже в таком формате трансляции Попова имеют бешеный успех — лучшие цифры во всем интернете + невероятное количество спонсоров-зрителей + букмекеры, куда же без них. При этом никто не будет отрицать, что с технической точки зрения качество этих эфиров было просто позорным для легенды с тридцатилетним опытом работы на телевидении. Прикидывая зарабатываемые ежемесячно Алексеем Львовичем суммы (а они, по всем раскладам, больше его зарплаты на Матч ТВ), мы получаем ужасающий диссонанс — Попов получает от благодарных фанатов миллионы рублей и за это благородно выдает трансляции своего лица с телефона. Всех все устраивает?
Вроде как и да, а вроде теперь уже становится окончательно ясно: такой космический уровень от нашего Маэстро не оставляет никаких других выводов, кроме одного — скромность и приземленность Львовича являются грандиозным надувательством. Это совместный продукт поклонников Попова и его самого. Один делает вид, что он «такой, как все, ну немножечко лучше», настоящий хранитель морали, а другие — слепо обожают своего «воспитанного» кумира, обеспечивая ему сытую жизнь за эфиры с айфона Натальи Фабричновой. А ведь Алексею, между прочим, нет еще и 50 лет! Почему это важно? Да потому что все знаменитые коллеги нашего сегодняшнего героя по ТВ-цеху ни разу не забронзовели, хотя являются его ровесниками! Безотносительно вашего отношения к этим людям и их деятельности — но Василий Уткин, например, имеет свой мощный продакшн, который пашет на его ютуб-канал за его же деньги. Дмитрий Губерниев является обожаемым героем любых молодежных и не очень шоу — классический пример человека, который сделал себя сам и может подстроиться под любую аудиторию. И только Алексей Львович с лицом преисполнившегося мудростью старца стрижет сотни тысяч рублей в интернете фактически за ничего, а любое его интервью вне автоспортивных ресурсов — это пересказывание букваря. «У нас в автоспорте есть «Феррари» и за нее многие болеют», «некоторых гонщиков не любят, потому что у них богатые отцы». Как это произошло? Да легко, вот вам досрочный ответ:
Попову плевать на своих зрителей: он абсолютно не погружен в собственную аудиторию и ничего о ней не знает
Мы не будем расписывать все, что можно было бы предъявить российскому голосу Формулы-1 в качестве доказательств этой теории, а выделим всего несколько моментов — один из них недооценен фанатами Попова совсем немного, а про второй все вообще предпочли забыть. Но ничего, мы напомним.
Странная деятельность в интернете
Со своим уставом в чужой монастырь — это про нашего героя. Поборник морали и «технический профан», как он сам себя называл, последние несколько лет радовал зрителей прогулками по городам и автодромам календаря Формулы-1 и ничего не предвещало беды. Мы получали относительно эксклюзивный контент и могли погулять по любой трассе чемпионата вместе с Алексеем Львовичем. Канал комментатора рос отличными темпами, но судя по всему, это и стало точкой невозврата — Попов получал шикарные по меркам ютуб-сегмента Ф1 цифры, просто записывая одно видео с телефона и сразу же, без какого-либо монтажа, выкладывая его на свой ресурс. Слишком просто, слишком хорошо. И Львович придумал, как все это усложнить.
«Клуб Красная Вода». Некое тайное сообщество спонсоров ютуб-канала Алексея Попова, в которое люди вступали по электронной почте (!). Весь старческий потенциал российского комментатора сосредоточился именно тут — простые донаты Львович завернул в подобие клуба единомышленников, самые щедрые из которых получали спасибо и распечатки нашего героя со статистикой гонок. Тут все можно списать на то, что главный российский человек в Ф1 просто плохо адаптируется к современным реалиям. Да что уж там — Попов сам в каждом первом интервью, не считая каждого второго, рассказывает о том, что «рос и воспитывался в другой среде, где нужно было отвечать за свои слова». Настоящий пацан, которого воспитала улица. И еще немного дедушка, который работал в торговом представительстве СССР в Бельгии, но это ладно! Со всеми бывает. Возможно, именно от статусного родственника Алексей Львович перенял то, что никак не вяжется с его образом скромника и человека, который занимается деятельностью в интернете по зову сердца. Мы говорим о жажде денег.
После вышеупомянутого клуба Попов «подарил» своим поклонникам возможность оформить на его канал платную подписку, и в этом ничего зазорного не было. В отличие от упоротой по своему замыслу Красной Воды, эту функцию предлагал сам Ютуб, да и никакого «клуба» Алексей Львович не организовывал. Обычная спонсорская поддержка за эксклюзивный контент о Формуле-1. Но наш Мистер Конверсия сверил циферки и пришел в ужас — на канал подписано, допустим, сто тысяч человек, а спонсоров «всего» 1500. Не задумываясь, гражданин Монако пошел в атаку — он угрожал перестать вести канал, если количество спонсоров не будет таким, какое он определил для себя в качестве приемлемого.
Вопрос, само собой, риторический, но все-таки: что чувствовали в этот момент люди, которые были спонсорами Попова или просто горячо его поддерживали? Ничего не екнуло? Ну конечно нет! Если Мэтр жалуется, значит на это есть веские причины. В чем заключалась их вескость в период, когда у Алексея Львовича еще действовало соглашение с Матч ТВ и трансляции в России еще были — остается загадкой. Осмелимся предположить, как это выглядело в голове Попова — небожитель и самый уважаемый автоспортивный человек России спустился к холопам в их будки (в интернет) и своим светом озарил всех юродивых. А за это они должны как следует отстегивать «лицу с телевизера», иначе оно никого не возьмет на прогулку по трассе и улетит обратно на небеса. Хотя на деле, Львович натурально шантажировал обожающую его публику на предмет того, что он одним дублем за две секунды выбрасывает на свой канал с закрытыми глазами. Ни монтажа, ни идеи, ни инсайдов — ничего, за что можно было бы так глупо манипулировать собственной аудиторией.
Но в этом и прелесть — аудитория дала корни так крепко, что с ней можно было делать все, что угодно. Почему? Да потому что он легенда. А почему он легенда? Да потому что с 1992 комментирует Формулу-1. Что это дает в 2023 году? Очевидный карт-бланш на все — если ты стал легендой, то можешь делать безликий, неумелый, нелепый, слабый контент. Часть зрителей Попова даже этого факта не оспаривает. Они парируют его тем, что человек заслужил право так делать. Уникум! Очень хотелось бы делать так же.
Но в закромах прошлого десятилетия осталась куда более интересная история, которую в масштабах личности Алексея Попова никто по-настоящему не оценивал. В середине нулевых наш дед вознамерился стать великим писателем. Забегая вперед, можно смело сказать — войти в историю у него точно получилось.
«Работал как проклятый, а получил кучу негатива»
Прямая цитата нашего героя относительно реакции на свою книгу, которую преданные фанаты Попова ждали, как манны небесной. По словам новоиспеченного автора, работа велась два года, с утра до вечера. Тем веселее, что об этом факте мы узнали уже после выхода книги, и все это было подано как оправдание. За что же пришлось оправдываться Маэстро? Даже самые заядлые «уважатели» Алексея Львовича вынуждены были признать — книжка оказалась самой настоящей халтурой. Признавали с сожалением, но на самодостаточную литературу это добро не тянуло даже для тех, кто отдал бы Львовичу последние штаны.
«Вы наверняка найдете и ошибки, и спорную для вас точку зрения. Так что вот — книга воспоминаний. Относитесь как к художественному тексту».
Когда читаешь подобное предисловие, складывается впечатление, что у этого человека вообще нет души. Люди, которые заплатили немалые деньги за пафосную обложку и название «Алексей Попов. Российский голос Формулы-1» (Львович постоянно отрицает, что этот титул относится к нему, но уже несколько раз палился на том, что лепил его к своему имени), а на выходе их ожидало следующее:
- Оправдание на первой странице текста. Пацаны, там будут ошибки, но когда будете натыкаться на них, представляйте, что текст художественный.
- Книга представляла собой википедийный пересказ, только с многочисленными ошибками. Мозг пытался представлять, что это «художественный текст», но маленький дьявол на плече постоянно шептал: «Как можно наделать десятки хронологических и фактологических ошибок в пересказе событий?!».
- Творение создавалось «два года, с утра до вечера», Попов с человеком-диктофоном в паре «работали, как проклятые». В чем заключалась работа, кроме выкупа фотографий для книги у своего французского друга, Алексей Львович не уточнил. Может быть, внук влиятельного советского чиновника все это время вспоминал азбуку и учился писать, но вышло все равно не очень.
Резюмируем: за два года ежедневной изнурительной работы Попов, который долго жил в Монако, варился в мире Ф1 и дружил с гонщиками, мало того что выкатил беззубый пересказ событий, так еще и умудрился наклепать кучу ошибок в датах, цифрах и фактах. Полный позор. Может ли хоть одна душа, поддерживающая Наше Все и Вся, объяснить — как человек такой квалификации, такого статуса, опыта, мудрости, закалки смог выпустить вот это?! За всю карьеру Попова это был самый разрушительный провал по всем фронтам. Он был искренне удивлен негативной реакции и психанул так, что идея второй части его опуса была им же на корню и зарублена. Зрители оценили сие творение как «книгу для подпирания стола».
«Это стоило бесконечных усилий до, в процессе и после. Никому она не понравилась – кто-то сказал, что там слишком много личного, кто-то, наоборот, посчитал, что слишком много цифр, результатов и мало личного. Практически нет людей, которые сказали бы, что все как надо».
Вот так Львович оценил свой плевок в лицо своим же зрителям. Почему? Все та же песня — Попов настолько поверил в инерцию своего имени и авторитета, что чисто на подсознательном уровне прикинул: так, пятое-десятое, это самое, хочу писателем быть, сейчас нашмаляю че помню, меня же люди любят, все раскупят без проблем. Покупку фотографий «за свои деньги» (а за чьи еще можно было?) и надиктовывание результатов гонок Алексей Попов считал невероятной подачкой и эксклюзивом для тех, кто ближе к земле. И просто сплюнул все это в виде книги.
Вот он, гордый павлин, красуется на презентации своего шедевра вместе с простыми смертными. Первые минуты Попов бегает по мини-сцене и пытается «дерзко» шутить, обещает «всем расписаться», приказывает убрать телефоны и не снимать, а затем несколько часов затирает про то, что «вырос там, где за базар нужно было отвечать», а также отвечает на вопросы про Сироткина, рента-драйверов и все, что происходит в Формуле-1 сейчас (на тот момент). Казалось бы, причем здесь книга? А вовсе и не казалось, она здесь совершенно не при чем.
Книга оказалась посредником между чувством собственного величия Алексея Львовича и его преданными фанатами.
В этом тексте есть какой-то негатив к Попову? Все, что сказано о книге — неправда? При всем желании вы не сможете опровергнуть ни-че-го. «Ну сделал и сделал», если что, не аргумент. В связи с этим есть вопрос к поклонникам Попова, которые прочитают этот текст — как вы пропустили такой смачный плевок в лицо? Это очевидно с точки зрения человеческой психологии, с точки зрения сухих фактов и выводов — ваш кумир не то что ничего не знает о вас и знать не хочет. Он относится к вам со слабо скрываемым презрением, которое удается маскировать только благодаря вашим сотням тысяч рублей в месяц за посредственные трансляции и ролики с нулевой ценностью. Тянете эту лямочку для человека, который с первого своего появления в медиа подумал, что телевизор будет жить всегда. А когда его не стало, просто застрял во времени.
Этот мир восхитителен и никогда не перестанет удивлять. Некогда самый авторитетный человек в мире российского автоспорта умудрился залезть в интернет и закрепиться там, будучи полным нулем в технике, без способностей и желания дать нам всем что-то новое, с совершенно отсталыми попытками монтажа и интерактива. Выпустил унизительную по всем меркам «литературу», после чего еще и обозлился на всех, кто прочел эту ерунду и просто признал очевидное. Ему еще нет и 50, но он — беспрекословный многолетний авторитет, кладезь мудрости и воспитания, а также человек, с которого многие наши фанаты начали знакомство с Формулой-1.
Если бы они начали его с кем-то другим, возможно, Алексей Попов сейчас зарабатывал бы чуть меньше, а старался чуть больше. И не чувствовал себя посланником Бога на Земле. Но жить с такими людьми в одну эпоху и наблюдать все это — воистину бесценно. Быть может, мы когда-нибудь напишем об этом целую книгу. Наделаем в ней кучу ошибок, продадим тираж за бешеные деньги. И Вселенная окончательно схлопнется.