Найти в Дзене
Дважды аутизм

Аутизм. Социальная история «Идем в гости»

Двое наших детей имеют диагноз аутизм. А это значит, нарушение коммуникации. 

Тим рано начал читать. И мы этим активно пользовались. Читали ему социальные истории. Очень много. У нас не проходило ни одного вечера без самодельной книжки. 

Так Тим узнавал обо всем, что происходит в мире вокруг него. Он учился успокаиваться, ходить в кафе, сдавать анализ крови, пользоваться туалетом, находиться в группе детей, ждать, не убегать и много-много еще написанных историй специально для нашего сына. 

Чудо-книжки замечательный инструмент в руках родителей детей аутистов. Они помогают ребенку понять, что его ожидает и справляться с трудностями в новой, незнакомой для него ситуации. 

Каждая история - это отдельный топик, затрагивающий конкретную тему и дающий такие же конкретные советы. 

——

На канале мамы Анастасии и сына Серафима прозвучал вопрос о том, как составить социальную историю похода в гости? 

Решила ответить постом, потому что информации будет достаточно много. 

—-

Начну с того, что в гости мы ходим. Ходили не всегда. Несколько лет просидели дома в статусе отшельников. 

Друзья за это время, проверились на прочность, верно дожидаясь нашего «возвращения к жизни».

Родственников рядом с нами нет. Но есть семьи, к которым мы вхожи в дом с нашими двумя аутистами. 

За порчу имущества мы, конечно, в ответе. И детей без присмотра не оставляем. Но кричать и плакать не возбраняется. Друзья относятся к этому очень снисходительно, а в доказательство приглашают нас даже чаще, чем мы можем себе это позволить. 

Сразу отмечу, что от наших старших детей мы получаем огромную помощь, в виде присмотра за малышами. И дети друзей им в этом охотно помогают. 

Если бы ситуация сложилась иначе, не знаю, ходили бы мы в гости или нет. 

Поэтому никого не призываю к этому. 

Но настоятельно рекомендую не сидеть дома, если у вас есть любящие бабушки/дедушки, дяди/тети или близкие друзья, которые искренне рады вас видеть и осознают все возможные последствия приема «особых» гостей. 

Отшельничество - не самый лучший вариант жизни для аутиста. Хотя, может казаться иначе. Да и на психическом здоровье матери это сказывается не лучшим образом. 

——

И так. Гости. 

Обсуждаем с ребенком, к кому именно мы идем. 

Замечательно попросить у хозяев дома фото всех членов семьи и расположение дома, как снаружи, так и внутри. 

Отмечаем день Х на календаре и в постоянстве возвращаемся к намеченной дате. 

Дальше пишем историю. Если уровень развития ребенка позволяет, то делаем книгу вместе. Распечатываем, вырезаем, склеиваем странички. И читаем МНОГО, прям очень много, раз. Каждый день возвращаясь к обсуждению предстоящего события. 

Даем ребенку возможность останавливаться и спрашивать. Столько, сколько ему потребуется. 

Дальше я напишу примерный текст, который поможет вам составить наиболее подходящую историю для вашего ребенка. Отталкиваясь от его возможностей. 

Социальная история «поход в гости»

  • Иногда мы можем ездить в гости в другой дом к нашим родственникам или друзьям.

__________ (написать список имен друзей / родственников, к кому приглашен ребенок)

  • Когда мы встречаемся с друзьями, я говорю им: «Привет!»

  • Некоторые люди хотят меня обнять или поцеловать. Это нормально. 

Это означает, что они рады меня видеть. 

  • Друзья могут вместе обедать. 

(Открывать подарки / играть в игры / смотреть фильмы / ходить гулять…)

Моя семья будет __________

  • Взрослые могут сидеть на диване и разговаривать. Я тоже могу говорить с ними, когда будет моя очередь. 

  • Если я начну нервничать, я возьму за руку маму / папу / брата… / Попрошу помощи у взрослого

  • Многие семьи любят ходить друг другу в гости.  

Я буду стараться быть вежливым в гостях (говорить слова спасибо, пожалуйста / не брать чужие вещи без разрешения / не кидать игрушки / не кричать…)

  • Когда настанет пора уходить, я скажу друзьям «Пока» и мы пойдем с родителями к себе домой. 

Вот такая история у меня получилась. 

Замечательно ее дополнить фотографиями, именами… 

Если семей несколько, которых вы можете посещать, то будет чудесно сделать для каждой отдельную книгу. 

После встречи мы практикуем распечатывать фото ребенка с друзьями (и со взрослыми, и с детьми), как весело мы провели время (ели мороженое, играли в игры, запускали салют, лопали воздушные шарики…)

Делаем мини-альбом с названием праздника, поездки или путешествия, и возвращаемся к нему снова, просматривая фотографии и обсуждая запомнившиеся моменты, стараясь сделать событие значимым для ребенка. 

Если у вас есть идеи, как дополнить предстоящее мероприятие или вспомнить о прошедшем, делитесь в комментариях. Возможно, мы будем кому-то полезны😊