Двое наших детей имеют диагноз аутизм. А это значит, нарушение коммуникации.
Тим рано начал читать. И мы этим активно пользовались. Читали ему социальные истории. Очень много. У нас не проходило ни одного вечера без самодельной книжки.
Так Тим узнавал обо всем, что происходит в мире вокруг него. Он учился успокаиваться, ходить в кафе, сдавать анализ крови, пользоваться туалетом, находиться в группе детей, ждать, не убегать и много-много еще написанных историй специально для нашего сына.
Чудо-книжки замечательный инструмент в руках родителей детей аутистов. Они помогают ребенку понять, что его ожидает и справляться с трудностями в новой, незнакомой для него ситуации.
Каждая история - это отдельный топик, затрагивающий конкретную тему и дающий такие же конкретные советы.
——
На канале мамы Анастасии и сына Серафима прозвучал вопрос о том, как составить социальную историю похода в гости?
Решила ответить постом, потому что информации будет достаточно много.
—-
Начну с того, что в гости мы ходим. Ходили не всегда. Несколько лет просидели дома в статусе отшельников.
Друзья за это время, проверились на прочность, верно дожидаясь нашего «возвращения к жизни».
Родственников рядом с нами нет. Но есть семьи, к которым мы вхожи в дом с нашими двумя аутистами.
За порчу имущества мы, конечно, в ответе. И детей без присмотра не оставляем. Но кричать и плакать не возбраняется. Друзья относятся к этому очень снисходительно, а в доказательство приглашают нас даже чаще, чем мы можем себе это позволить.
Сразу отмечу, что от наших старших детей мы получаем огромную помощь, в виде присмотра за малышами. И дети друзей им в этом охотно помогают.
Если бы ситуация сложилась иначе, не знаю, ходили бы мы в гости или нет.
Поэтому никого не призываю к этому.
Но настоятельно рекомендую не сидеть дома, если у вас есть любящие бабушки/дедушки, дяди/тети или близкие друзья, которые искренне рады вас видеть и осознают все возможные последствия приема «особых» гостей.
Отшельничество - не самый лучший вариант жизни для аутиста. Хотя, может казаться иначе. Да и на психическом здоровье матери это сказывается не лучшим образом.
——
И так. Гости.
Обсуждаем с ребенком, к кому именно мы идем.
Замечательно попросить у хозяев дома фото всех членов семьи и расположение дома, как снаружи, так и внутри.
Отмечаем день Х на календаре и в постоянстве возвращаемся к намеченной дате.
Дальше пишем историю. Если уровень развития ребенка позволяет, то делаем книгу вместе. Распечатываем, вырезаем, склеиваем странички. И читаем МНОГО, прям очень много, раз. Каждый день возвращаясь к обсуждению предстоящего события.
Даем ребенку возможность останавливаться и спрашивать. Столько, сколько ему потребуется.
Дальше я напишу примерный текст, который поможет вам составить наиболее подходящую историю для вашего ребенка. Отталкиваясь от его возможностей.
Социальная история «поход в гости»
- Иногда мы можем ездить в гости в другой дом к нашим родственникам или друзьям.
__________ (написать список имен друзей / родственников, к кому приглашен ребенок)
- Когда мы встречаемся с друзьями, я говорю им: «Привет!»
- Некоторые люди хотят меня обнять или поцеловать. Это нормально.
Это означает, что они рады меня видеть.
- Друзья могут вместе обедать.
(Открывать подарки / играть в игры / смотреть фильмы / ходить гулять…)
Моя семья будет __________
- Взрослые могут сидеть на диване и разговаривать. Я тоже могу говорить с ними, когда будет моя очередь.
- Если я начну нервничать, я возьму за руку маму / папу / брата… / Попрошу помощи у взрослого
- Многие семьи любят ходить друг другу в гости.
Я буду стараться быть вежливым в гостях (говорить слова спасибо, пожалуйста / не брать чужие вещи без разрешения / не кидать игрушки / не кричать…)
- Когда настанет пора уходить, я скажу друзьям «Пока» и мы пойдем с родителями к себе домой.
Вот такая история у меня получилась.
Замечательно ее дополнить фотографиями, именами…
Если семей несколько, которых вы можете посещать, то будет чудесно сделать для каждой отдельную книгу.
После встречи мы практикуем распечатывать фото ребенка с друзьями (и со взрослыми, и с детьми), как весело мы провели время (ели мороженое, играли в игры, запускали салют, лопали воздушные шарики…)
Делаем мини-альбом с названием праздника, поездки или путешествия, и возвращаемся к нему снова, просматривая фотографии и обсуждая запомнившиеся моменты, стараясь сделать событие значимым для ребенка.
Если у вас есть идеи, как дополнить предстоящее мероприятие или вспомнить о прошедшем, делитесь в комментариях. Возможно, мы будем кому-то полезны😊