Как то раз повезли нас в ближайший город Соликамск на встречу с художником... Приезжаем прямо к нему домой, набиваемся всей толпой в его двушку, встречает нас художник с длинными седыми волосами, старенький совсем, ему тогда уже за 90 было, рядом его помощник и ученик, который показывает нам комнаты - а там все стены в картинах, вокруг скульптуры и на столе папирусы лежат, больше всего меня поразила ванна - обычная совмещенная ванна, какая и у нас была, но тут совсем другой мир был - обычный квадратный кафель был расписан разными изображениями из египетской жизни, жаль, что задержаться и рассмотреть не было возможности. Художник говорил не много, но рассказал, что с детства грезил Египтом и часто ему представлялись разные картины из жизни древних египтян, он их и зарисовывал.
Я тогда мелкая была, глупая, понимала, что картины красивые, но вот кто передо мной не осознавала, в подростковом возрасте всегда так - ты весь в своей жизни, все остальное на втором плане.
А художник этот был - Михаил Потапов, интересный человек с очень непростой судьбой.
Родился он в 1904 году в дворянской семье русского генерала медицинской службы в Варшаве и с раннего детства увлекся личностью фараона Эхнатона, буквально заболев его эпохой. Уже с десяти лет он углубленно стал изучать труды египтологов в оригинале. К сожалению принадлежность к дворянскому сословию не позволила Михаилу получить высшее художественное образование, к которому он так стремился, но юноша изучал все доступные ему научные труды на тему Египта, он достиг таких знаний, что профессор В.В. Струве, крупнейший египтолог того времени, заведующий Египетским отделом Эрмитажа пригласил его к себе на стажировку. Позже он так отзывался об исторической точности его работ: «Только древнеегипетские мастера могли создать подобное».
С 1928 года художника заинтересовал византийский стиль храмовой живописи и началась его иконописная деятельность. Он общался с известными специалистами в этой области и принимал участие в реставрационных работах – самая известная – икона Владимирской Богоматери. Параллельно он вел переписку с известными египтологами того времени. Благодаря полотнам по древнеегипетской теме Потапов стал известен в научных кругах. Но увлечение молодого человека древним Египтом и переписка с заграницей не остаются незамеченными органами НКВД. В 1935 году следует арест. При обыске у него было найдено много рисунков на египетскую тему. Его обвинили в контрреволюционной деятельности и распространении мистической литературы. В 1935 году, когда Михаил Михайлович работал в Дарвиновском музее, его арестовали, на Лубянке женщина сказала: «Вот отсидите в наших лагерях, и вся дурь, вся фантазия ваша сразу же исчезнет. Почувствуете реальный мир». Так пять лет он провел на каторжных работах в Заполярье на Беломор канале.
Освободившись, Потапов едет на Украину и вновь испытание - война. Почти всю войну с 1941 по 1944 год он жил на оккупированной немцами территории Крыма. Из автобиографии Потапова: «Вскоре началась война, а потом немецкая оккупация. И вновь, как в лагерях, выручило ремесло художника. Комендант села (немец), узнав, что я художник, потребовал, чтобы я сделал его портрет, потом портрет его жены, с фотографии. Благодаря этому комендант не включил меня в список для отправки в Германию… Во время освобождения Крыма осколком немецкой гранаты, брошенной в наш дом, была ранена моя мама, а я контужен. Много раз мы попадали под бомбежку авиации. После освобождения, пройдя допросы в советской контрразведке, до конца войны я работал санитаром в госпитале. В 46-м году в Закарпатье нашелся мой старший брат Владимир, который вызвал нас к себе. Мы с мамой перебрались к нему в город Хуст. В доме старшего брата я прожил более тридцати лет, посвятив себя тому делу, для которого хранил меня Бог – иконописи и стенописи в православных храмах».
Икона Архангел Гавриил и Илья Пророк.
В 1945 году в Свято-Рождественском монастыре в Закарпатье Потапов был рукоположен в дьяконы, а за иконописные работы позже был награжден орденом Александрийского патриархата. С одной стороны, за основу он берет древний византийский стиль, с другой – мастер продолжает и переосмысливает традиции академической школы в русской церковной живописи и вырабатывает глубоко собственный стиль.
В 1980 году в Одессе Михаил Михайлович заканчивал стенопись в главном храме Свято-Успенского мужского монастыря, тогда две женщины зашли в монастырь, увидели росписи, еще пахнущие краской и поинтересовались: кто же с такими знаниями смог расписать этот храм? Монахи привели их в мастерскую, где трудился Михаил Михайлович. Он рассказал что увлечен еще и Древним Египтом, показал свои работы. Выяснилось, что его работы нигде не выставляются. Тогда женщины (одна из них была женой художника) рассказали про город Соликамск: очень древний, красивый, туда часто приезжают туристы, даже иностранцы. И предложили устроить его работы туда.
И вот Михаил Михайлович в 1982 году приезжает со своей первой выставкой. Тема редчайшая – Эхнатон, тогда мало говорили о Египте. На открытии Потапов провел целую лекцию, им заинтересовались и предложили переехать жить в город Соликамск, пообещав выделить для этого хорошую благоустроенную двухкомнатную квартиру. Он и переехал.
В 1990 году по приглашению посольства Египта в России художник посетил Каир, в знак признательности подарил 17 картин из серии «Галерея выдающихся деятелей Египта», которые находятся сейчас в «Александрийской библиотеке».
В 90 лет у него появился ученик Сергей Лапин, очень близкий ему по духу и мироощущению человек. После трагической смерти своей матери, молодой человек перебрался жить к своему учителю, и был большим помощником во всех его делах. Именно в это время к Михаилу Михайловичу, наконец-то, пришла мировая известность.
В 1998 году М. М. Потапову присвоено звание «Почетный академик Российской Пушкинской Академии». Он прожил 103 года и умер в 2007, а январе 2011 года в честь художника-иконописца, египтолога и писателя М. М. Потапова малой планете № 13480 присвоено имя «Потапов».
Как же мне в жизни везет на знакомство с удивительными людьми, жаль, что порой я осознаю это лишь задним умом, тогда я была школьницей и мало что помню, со сьемкой тоже было туго – только пленочные фотоаппараты, а так хотелось бы запечатлеть побольше всего, что тогда происходило, сейчас у меня было бы так много вопросов к этому человеку, а тогда толком и не задала ни одного… как вообще можно сочетать в себе одновременно такую страсть к другой цивилизации, ощутимую невидимую связь с тем временем и одновременно быть талантливым верующим православным иконописцем?
https://ru.wikipedia.org/wiki/Потапов,_Михаил_Михайлович_(художник)