Найти в Дзене
Александр Дедушка

"Христианство для учителя" - почему человек должен любить Бога, и что есть свет любви для ближних?

Заповеди Иисуса Христа Мы подошли, друзья, к главному в моральном содержании учения И. Христа. «Он сказал: вам дано знать тайны Царства Божия, а прочим в притчах…» (Лк. 8. 10). Это та часть учения Христова, где Он, оставив притчи, напрямую раскрывает «тайны Царства Божия», формулируя главные законы его функционирования. Между заповедями И.Христа и 10-ю заповедями Ветхого Завета имеется неразрывная связь. Ученикам я предлагаю сначала вспомнить их, а затем попробовать определить среди них главную. Оказывается, вопрос о «наибольшей заповеди в законе» был в свое время задан Самому Спасителю (Мф. 22. 36), и отвечая на этот вопрос, Он формулирует знаменитые Две Заповеди: «Учитель! Какая наибольшая заповедь в законе? Иисус сказал ему: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим»; Сия есть первая и наибольшая заповедь; Вторая же подобная ей: «возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22. 36-39). Как соотносятся 10 заповедей и эти две? После
Христос-Учитель
Христос-Учитель

Заповеди Иисуса Христа

Мы подошли, друзья, к главному в моральном содержании учения И. Христа.

«Он сказал: вам дано знать тайны Царства Божия, а прочим в притчах…» (Лк. 8. 10).

Это та часть учения Христова, где Он, оставив притчи, напрямую раскрывает «тайны Царства Божия», формулируя главные законы его функционирования.

Между заповедями И.Христа и 10-ю заповедями Ветхого Завета имеется неразрывная связь. Ученикам я предлагаю сначала вспомнить их, а затем попробовать определить среди них главную.

Оказывается, вопрос о «наибольшей заповеди в законе» был в свое время задан Самому Спасителю (Мф. 22. 36), и отвечая на этот вопрос, Он формулирует знаменитые Две Заповеди:

«Учитель! Какая наибольшая заповедь в законе?

Иисус сказал ему: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим»;

Сия есть первая и наибольшая заповедь;

Вторая же подобная ей: «возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22. 36-39).

Как соотносятся 10 заповедей и эти две?

После небольшого обмена мнения мы приходим к выводу, что Иисус Христос в двух заповедях объединил все десять. В первой – заповеди по отношению к Богу, а во второй – заповеди по отношению к людям. Схематично это можно представить так:

Схема заповедей
Схема заповедей

В самом деле, выполнив первую заповедь И. Христа, ты выполнишь первые четыре заповеди Десятисловия. Если ты будешь любить Бога, у тебя не будет других богов, ты не сделаешь себе никакого кумира, ты не будешь произносить имя Бога напрасно и будешь помнить о воскресенье, как дне особого почитания Бога.

А если ты выполнишь вторую заповедь И.Христа, то ты автоматически исполнишь и шесть заповедей по отношению к ближнему. Ты не будешь убивать своих ближних, не будешь им изменять, не будешь у них красть, не будешь им лгать и не будешь им завидовать.

Интересно, что формулируя Свои, казалось бы, новые заповеди, Спаситель использует заповеди Ветхого Завета. Но Он их формулирует в таком обобщающем смысле и утверждающем контексте («на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф. 22. 40)), что они по праву носят название Двух Заповедей Иисуса Христа.

Но вернемся к содержанию этих заповедей. Какое в них ключевое слово? Слово «возлюби» или «любовь». Любовь – это то, что должно определять отношение человека к Богу и людям, и это можно представить в виде следующей схемы:

Схема любви
Схема любви

Рассмотрим сначала связку «Бог-человек». Спросите себя, коллеги, и задайте вопрос детям: почему человек должен любить Бога? Пусть пройдет небольшой обмен мнениями. Точнее и глубже сформулировать ответ поможет еще один дополнительный вопрос: кто раньше кого возлюбил – Бог человека или человек Бога? Ответ очевиден, и стрелочку мы сначала должны провести от Бога к человеку.

Бог доказывает Свою любовь к человеку тем, что сначала его создает, а затем его спасает. Эту спасительную сторону любви Бога к человеку прекрасно иллюстрирует притча о заблудшей овечке:

«Как вам кажется? Если бы у кого было сто овец, и одна из них заблудилась, то не оставит ли он девяносто девять в горах и не пойдет ли искать заблудившуюся?

И если случится найти ее, то, истинно говорю вам, он радуется о ней более, нежели о девяносто девяти не заблудившихся.

Так нет воли Отца вашего Небесного, чтобы погиб один из малых сих» (Мф. 18. 12-14).

Итак, для Бога каждый человек – как потерянная заблудшая овечка, на которую Господь готов направить все Свое внимание и спасительную силу, как если бы это была единственная овечка в целом мире. Более впечатляющий образ любви трудно привести.

Хотя, если не говорить об образе, а о действительности, то самое большое «доказательство» Божьей любви Бога к человеку – Его жертва Своим единородным Сыном. Ведь именно ради спасения людей, по любви к ним, Бог посылает на смерть Своего Сына: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3. 16).

Таким образом, омытый таким потоком льющейся на него любви, человек лишь отвечает на последнюю по свободному зову благодарного сердца. Но, к сожалению, не всегда…. Можно ли найти пример большей неблагодарности?

Теперь рассмотрим связку «человек – ближние». Почему человек должен любить других людей? Давайте тоже поразмышляем об этом.

Во-первых, кто такие ближние? Кого я должен любить, как самого себя?

Притча о милосердном самарянине уже ответила нам на этот вопрос:

«Кто… был ближним попавшемуся разбойникам?

…оказавший ему милость» (Лк. 10. 36-37).

Итак, ближние – это все оказавшие нам «милость», все люди, которые сделали нам добро.

В определении ближних я провожу с учениками нечто вроде небольшой практической работы, где прошу их назвать всех «ближних», начиная с тех, кто сделали им наибольшее количество добра, оказали больше всего «милости».

По ходу обсуждения заполняется образная схемка, где каждого человека можно представить в виде маяка, в «свете любви» которого находятся все его ближние:

Схема света любви
Схема света любви

Естественно, что более всего «добра» нам сделали наши родители, поэтому они и являются нашими «самыми ближними». Далее следуют наши родственники. Здесь тоже вопросов обычно не возникает.

Вопросы, как правило, начинаются на следующих этапах. Если друзья, как ближние следующего «этапа» принимаются органично, то вот одноклассники начинают уже вызывать вопросы.

Попросите 1-2-х человек по желанию выйти и попробовать перечислить всех одноклассников, кто хоть раз сделали им добро и потому являются ближними. Всех, конечно, перечислить они ни смогут, но большинство может оказаться им вполне по силам. Здесь просто нужно добавить, что за все годы обучения каждый одноклассник сделал им что-то хорошее, и на этом основании может считаться ближним.

На следующем этапе важно выяснить, по какому праву учителя являются ближними, какое «добро» одни делают, несмотря на строгость, двойки и т.д. А далее добавить, что в школе кроме учителей есть и другие служащие – технички, электрики, сторожа, охранники и др., которые тоже делают добро, помогая обеспечить учебный процесс.

Если возникнет вопрос, что они, мол, за это получают зарплату, то…. Как бы Вы, коллеги, сами ответили на этот вопрос?

Мне кажется, ответить можно так. Во-первых, это далеко не ахти какие высокие зарплаты!.. Но дело даже не в этом. Главное в том, что никакое добро невозможно измерить деньгами. Зарплата – это плата за труд, а не за сделанное добро, которое просто несоизмеримо ни с какими деньгами. Добро – это категория духовная, и никто из нас не предпочел бы отказаться от обладания плодами этого добра, сделанного другими людьми, из-за того, что они получили за свой труд деньги.

Все это справедливо и по отношению к следующим «категориям» ближних – землякам и россиянам. Водители, доставляющие нас в школу, хлеборобы, растящие урожай, другие труженики, производящие все, чем мы пользуемся, - все эти люди делают нам несомненное добро и потому являются нашими ближними. Никому же не придет в голову отрицать добро, которое делает нам пограничник, охраняющий рубежи нашей страны или солдат, воюющий с боевиками и террористами, под предлогом того, что они получают за это какие-то деньги.

Здесь можно привести аналогию с человеческим телом. Граждане России – как клеточки единого государственного организма. Не будет же клетка руки или ноги отрицать «добро», которое приносит клетка мозга из-за того, что и она потребляет определенную долю питательных веществ, поступающих в организм?..

Вопросы неизбежно появятся и на последнем «этапе» ближних – жителях земли. Какое добро мне могли сделать, скажем, китайцы или американцы?

Возьмите в руку, коллеги, тетрадку или учебник, спросите, из чего они созданы и скажите, что бумагу изобрели китайцы. Потом возьмите в руку шариковую ручку и скажите, что она была изобретена в Америке. Вот и получится, что по нашему критерию «делания добра» и «оказанию милости» все люди теоретически являются нашими ближними.

Однако, чтобы не оказаться в области морального филистерства, подвести итог можно следующим образом.

Конечно, любить мы должны всех людей, все они входят «в орбиту» ближних, но на практике каждый из нас отличается «силой света» своей любви. У кого-то ее хватает только на своих родителей…. Бывает, правда, что и родителей не любят…. У кого-то любовь охватывает еще и родственников. Кто-то способен любить и своих друзей и даже всех одноклассников. Чей-то свет любви достигает до учителей и школы, кто-то, возможно, любит и своих земляков. Возможно, есть среди вас и такие, чей свет любви настолько силен, что он могут сказать, что любят свою страну, Россию…. Ну, а весь мир, все человечество со всей силой самоотверженной любви способен любить, видимо, только Бог, хотя каждый из нас должен стремиться обнять своей любовью возможно большее число «ближних».

Проверьте, насколько хватает Вашей любви, насколько силен ее свет… (Я обычно даю это в виде домашнего задания.)

Таким образом, возвращаясь к вопросу, почему человек должен любить других людей, - он должен их любить, как и Бога, по долгу ответной благодарности.

Но это только одна сторона. Оказывается, любовь человека к человеку освящена любовью Божией, освящена любовью Сына Божьего, Который в Своем естестве является как совершенным Богом, так и совершенным Человеком, ведь Он абсолютно не случайно часто именует Себя Сыном Человеческим.

Сейчас мы подходим к кульминации морального учения Иисуса Христа, к Его главной заповеди, которую Он дал Своим ученикам, той заповеди, благодаря которой христианство по праву называется религией любви:

«Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас» (Ин. 15. 12).

Вот она, главная заповедь Иисуса Христа, состоящая всего из трех слов: «любите друг друга», но выше этого в моральном плане нет и быть не может. Заповедь настолько высокая, что Иисус Христос именует ее «новой» заповедью:

«Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга» (Ин. 13. 34).

Но она недоступна нам, если мы являемся людьми «мира сего». Не случайно, Иисус Христос подчеркивает, что она должна быть уделом именно христиан, их отличительным признаком:

«По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13. 36).

Обратите внимание, что Иисус Христос подчеркивает: «…как Я возлюбил вас». Он освящает человеческую любовь Своей любовью, любовью не только Бога, но и Человека. Ведь отдавая Свою «душу за друзей» Своих, он умирает как человек, - как Бог Он умереть не может. И Его смерть «за друзей» есть наивысший критерий человеческой любви:

«Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15. 13).

Я всегда предлагаю своим ученикам, а сейчас и Вам, коллеги, задуматься: есть ли у Вас кто-то или что-то, ради кого (чего) Вы готовы умереть? Если нет, значит, Вы еще не познали настоящей любви, любви в ее наивысшем проявлении, любви до готовности на смерть по примеру, явленному Спасителем и Господом нашим Иисусом Христом. Ибо самая глубокая суть любви есть полное самопожертвование.

«Возлюби ближнего, как самого себя», - чего каждый из нас не сделает, чем не пожертвует ради сохранения собственной жизни. Мы ведь любим самих себя. Но вот встает вопрос: кому жить – тебе или ближним? Допустим, твоя любовь к ближним равна любви к себе. Какой же выбор ты сделаешь?.. «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих», и подвиг любви, ее наивысшая степень, заключается в превосходстве любви к ближним.

Однако, друзья, если вернуться в область обычной жизни, как на практике применять заповедь о любви, что значит любить ближнего, как самого себя?

Ответом на этот вопрос является содержащееся в Нагорной проповеди знаменитое «золотое правило» отношения к людям:

«Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Мф. 7. 12).

Здесь я тоже провожу небольшую практическую работу.

Пусть каждый ответит на вопрос: «Чего я больше всего хочу от других людей?» и давайте отразим это в левой половине схемы:

Схема "золотого правила"
Схема "золотого правила"

Мы уяснили, чего больше всего хотим от других людей и теперь прислушаемся к повелению «золотого правила»: «так поступайте и вы с ними». Значит, все, чего ты хочешь по отношению к себе, ты должен дать другим людям, - это и будет исполнение заповеди о любви к ближним. Все это отображается во второй части схемы.

Хочешь дружбы – дружи с другими, хочешь уважения – уважай сам, хочешь помощи – приходи на помощь, хочешь доброты – поступай по-доброму, хочешь любви – люби и сам других людей. Это и будет исполнением главной заповеди И. Христа – заповеди о любви.

Но как часто люди поступают наоборот! Требуя от других всего, они не спешат отвечать тем же. Сколько человеческих трагедий и искалеченных судеб завязано на неисполнении «золотого правила»!..

Будем помнить об этом, коллеги, и постараемся объяснить это нашим ученикам.

(продолжение следует... здесь)

начало - здесь