Найти в Дзене
КиноОхота

Лучшие сказки Александра Роу

Оглавление

Александр Роу - первый киносказочник своей страны, который в основном экранизировал русские народные сказки и литературные обработки, стараясь передать не только сюжет, но и дух и нравственные традиции родной земли. Его фильмы были наполнены поэзией, оптимизмом, юмором и озорством, а также музыкой и необычными персонажами. Иногда он добавлял в фильмы современные слова, поговорки и бытовые подробности, создавая веселую сказочную атмосферу для зрителя.

Одним из лучших фильмов Роу является "Морозко", который был признан зрителями многих стран и получил несколько престижных наград. Каждый раз, когда Роу выпускал новую сказку, он с удовольствием ездил по кинотеатрам, школам и пионерским лагерям Москвы, чтобы рассказать зрителям о возможностях кино, о своих любимых актерах и своей любви к родной земле.

Рассмотрим его лучшие работы

1. «По щучьему веленью», 1938

изображение взято из открытых источников
изображение взято из открытых источников

Первый фильм Александра Роу основывался на нескольких народных сказках: мотив поимки щуки и ее благодарности Емеле за спасение был взят из «По щучьему велению», а история о царской дочери, которую никто не мог развеселить, была взята из «Царевны Несмеяны». Картина была выполнена в реалистическом стиле и представляла собой сказание о русской деревне с ее бытом, нравами, обычаями и точно обрисованными народными характерами.

2.  «Василиса Прекрасная», 1939

изображение взято из открытых источников
изображение взято из открытых источников

Александр Роу использовал русскую народную сказку «Царевна-лягушку» в качестве основы для своего второго фильма. Наибольшее внимание на картинах было уделено кадрам с сражением Ивана со Змеем Горынычем, которые были созданы с помощью комбинации разных технических приемов. Кроме того, был создан огромный макет Змея Горыныча в Загорских мастерских игрушек. Режиссер продолжил использовать свои приемы создания чудес, начатые в первом фильме, и уделил особое внимание комедийным сценам в «Василисе Прекрасной». В картине были точно изображены русская деревня, быт, обычаи и характеры народа.

3.  «Кащей Бессмертный», 1944

изображение взято из открытых источников
изображение взято из открытых источников

Во время Великой Отечественной Войны, Александр Роу снял картину о борьбе русского богатыря с Кащеем - воплощением чистого зла. Несмотря на то, что авторы старались избегать прямых политических аналогий, в то время сказка о битве добра и зла воспринималась как образец патриотического искусства. Визуальный стиль Роу имел отсылки к другим фильмам, таким как рогатые "кащеевцы", напоминающие рыцарей из "Александра Невского" Сергея Эйзенштейна, а образ Кащея с аскетичным лицом имел влияние эстетики немецкого Средневековья.

4.  «Марья-искусница», 1959

изображение взято из открытых источников
изображение взято из открытых источников

Долгое время Александр Роу искал подходящий сюжет для съемок фильма о солдате. Русские солдатские сказки с их специфическим юмором не подходили для юного зрителя, поэтому режиссер продолжал искать. Наконец, он нашел подходящий сюжет в пьесе Евгения Шварца «Сказка о храбром солдате», где бравый солдат помогает мальчику вызволить мать из плена водяного царя Водокрута XIII. Роу обратил особое внимание на изображение русской природы с ее бескрайними полями и реками, животными и птицами, которые существуют в гармонии с положительными героями, в то время как злые силы возникают на фоне серых, засохших лесов.

5.  «Вечера на хуторе близ Диканьки», 1961

изображение взято из открытых источников
изображение взято из открытых источников

При съемках экранизации повести Гоголя, Роу стремился использовать максимум прямого текста писателя. Например, в титрах фильма портреты персонажей сопровождаются голосом за кадром, который дает гоголевские характеристики героев, сохраняя при этом юмор автора. Вместе с оператором Дмитрием Суренским и виртуозом комбинированных съемок Владимиром Никитченко, Роу создал странный и подлинно гоголевский фантастический мир, в котором чёрт был одурачен, капризная красавица Оксана была покорена, а могучий кузнец позволил Чубу трижды ударить его нагайкой.

6.  «Королевство кривых зеркал», 1963

изображение взято из открытых источников
изображение взято из открытых источников

В своей экранизации повести Виталия Губарева, Роу прибегнул к оригинальному драматургическому приёму: героиня девочка Оля, попадая в Королевство кривых зеркал, сталкивается со своим двойником Яло и переосмысливает свою личность. С помощью выбора для исполнения главных ролей сестёр-близняшек, режиссёр смог наглядно продемонстрировать "раздвоение" героини и показать, как меняется её характер через фантастические события.

7. «Морозко», 1964

изображение взято из открытых источников
изображение взято из открытых источников

Тринадцатый фильм Роу принес ему всемирное признание, получив главный приз "Лев Святого Марка" на 17-м Венецианском международном кинофестивале. По словам Стивена Спилберга, эта сказка стала предтечей многих голливудских блокбастеров.

В центре сюжета - скромная девушка Настенька, которую злая мачеха выгоняет из дома в зимний лес, и ее жених Иван, который невольно попадает под проклятие Лесного Старика. Самой поэтичной частью фильма были сцены с Дедом Морозом - заснеженный лес с его кружевным узором елей и сухими, пупырчатыми ветками остался в памяти.

8.  «Огонь, вода и… медные трубы», 1968

изображение взято из открытых источников
изображение взято из открытых источников

Этот фильм Александра Роу отличается от его других работ современным звучанием сказочных мотивов и большим количеством сюжетных линий. В нем присутствуют шумная свадьба Кащея, на которую съехались ведьмы и вурдалаки со всей Руси, пожар в царском дворце, хандрящий Водяной, и хитрая козочка, которая помогает главному герою Васе пройти все испытания и победить Кащея, чтобы воссоединиться со своей возлюбленной.

9. «Варвара-краса, длинная коса», 1969

изображение взято из открытых источников
изображение взято из открытых источников

Рассказ рассказывает о том, как Чудо-Юдо требует от царя Еремея наследника, чтобы выдать его за свою дочь-красавицу Варвару. Дьякон предлагает царю заменить своего сына на рыбака, но все идет наперекосяк. Фантастические элементы здесь играют второстепенную роль, а сюжет движется благодаря действиям героев, влияющим на ход событий, и фантастические элементы становятся частью повседневной жизни.

10.  «Золотые рога», 1972

изображение взято из открытых источников
изображение взято из открытых источников

Евдокия, главная героиня фильма, отправляется на поиски своих дочерей, которые были превращены в козочек и попали в царство Бабы Яги. В финальной схватке Евдокии помогает земля родная, а также её верные спутники - пёс Палкан и кот Васька.

Александр Роу, кроме того, что выступил режиссером, также стал сценаристом этого фильма. Он не использовал готовый сказочный сюжет, а скомбинировал различные мотивы, добавив юмористические детали и неожиданные повороты.