Александр Роу - первый киносказочник своей страны, который в основном экранизировал русские народные сказки и литературные обработки, стараясь передать не только сюжет, но и дух и нравственные традиции родной земли. Его фильмы были наполнены поэзией, оптимизмом, юмором и озорством, а также музыкой и необычными персонажами. Иногда он добавлял в фильмы современные слова, поговорки и бытовые подробности, создавая веселую сказочную атмосферу для зрителя.
Одним из лучших фильмов Роу является "Морозко", который был признан зрителями многих стран и получил несколько престижных наград. Каждый раз, когда Роу выпускал новую сказку, он с удовольствием ездил по кинотеатрам, школам и пионерским лагерям Москвы, чтобы рассказать зрителям о возможностях кино, о своих любимых актерах и своей любви к родной земле.
Рассмотрим его лучшие работы
1. «По щучьему веленью», 1938
Первый фильм Александра Роу основывался на нескольких народных сказках: мотив поимки щуки и ее благодарности Емеле за спасение был взят из «По щучьему велению», а история о царской дочери, которую никто не мог развеселить, была взята из «Царевны Несмеяны». Картина была выполнена в реалистическом стиле и представляла собой сказание о русской деревне с ее бытом, нравами, обычаями и точно обрисованными народными характерами.
2. «Василиса Прекрасная», 1939
Александр Роу использовал русскую народную сказку «Царевна-лягушку» в качестве основы для своего второго фильма. Наибольшее внимание на картинах было уделено кадрам с сражением Ивана со Змеем Горынычем, которые были созданы с помощью комбинации разных технических приемов. Кроме того, был создан огромный макет Змея Горыныча в Загорских мастерских игрушек. Режиссер продолжил использовать свои приемы создания чудес, начатые в первом фильме, и уделил особое внимание комедийным сценам в «Василисе Прекрасной». В картине были точно изображены русская деревня, быт, обычаи и характеры народа.
3. «Кащей Бессмертный», 1944
Во время Великой Отечественной Войны, Александр Роу снял картину о борьбе русского богатыря с Кащеем - воплощением чистого зла. Несмотря на то, что авторы старались избегать прямых политических аналогий, в то время сказка о битве добра и зла воспринималась как образец патриотического искусства. Визуальный стиль Роу имел отсылки к другим фильмам, таким как рогатые "кащеевцы", напоминающие рыцарей из "Александра Невского" Сергея Эйзенштейна, а образ Кащея с аскетичным лицом имел влияние эстетики немецкого Средневековья.
4. «Марья-искусница», 1959
Долгое время Александр Роу искал подходящий сюжет для съемок фильма о солдате. Русские солдатские сказки с их специфическим юмором не подходили для юного зрителя, поэтому режиссер продолжал искать. Наконец, он нашел подходящий сюжет в пьесе Евгения Шварца «Сказка о храбром солдате», где бравый солдат помогает мальчику вызволить мать из плена водяного царя Водокрута XIII. Роу обратил особое внимание на изображение русской природы с ее бескрайними полями и реками, животными и птицами, которые существуют в гармонии с положительными героями, в то время как злые силы возникают на фоне серых, засохших лесов.
5. «Вечера на хуторе близ Диканьки», 1961
При съемках экранизации повести Гоголя, Роу стремился использовать максимум прямого текста писателя. Например, в титрах фильма портреты персонажей сопровождаются голосом за кадром, который дает гоголевские характеристики героев, сохраняя при этом юмор автора. Вместе с оператором Дмитрием Суренским и виртуозом комбинированных съемок Владимиром Никитченко, Роу создал странный и подлинно гоголевский фантастический мир, в котором чёрт был одурачен, капризная красавица Оксана была покорена, а могучий кузнец позволил Чубу трижды ударить его нагайкой.
6. «Королевство кривых зеркал», 1963
В своей экранизации повести Виталия Губарева, Роу прибегнул к оригинальному драматургическому приёму: героиня девочка Оля, попадая в Королевство кривых зеркал, сталкивается со своим двойником Яло и переосмысливает свою личность. С помощью выбора для исполнения главных ролей сестёр-близняшек, режиссёр смог наглядно продемонстрировать "раздвоение" героини и показать, как меняется её характер через фантастические события.
7. «Морозко», 1964
Тринадцатый фильм Роу принес ему всемирное признание, получив главный приз "Лев Святого Марка" на 17-м Венецианском международном кинофестивале. По словам Стивена Спилберга, эта сказка стала предтечей многих голливудских блокбастеров.
В центре сюжета - скромная девушка Настенька, которую злая мачеха выгоняет из дома в зимний лес, и ее жених Иван, который невольно попадает под проклятие Лесного Старика. Самой поэтичной частью фильма были сцены с Дедом Морозом - заснеженный лес с его кружевным узором елей и сухими, пупырчатыми ветками остался в памяти.
8. «Огонь, вода и… медные трубы», 1968
Этот фильм Александра Роу отличается от его других работ современным звучанием сказочных мотивов и большим количеством сюжетных линий. В нем присутствуют шумная свадьба Кащея, на которую съехались ведьмы и вурдалаки со всей Руси, пожар в царском дворце, хандрящий Водяной, и хитрая козочка, которая помогает главному герою Васе пройти все испытания и победить Кащея, чтобы воссоединиться со своей возлюбленной.
9. «Варвара-краса, длинная коса», 1969
Рассказ рассказывает о том, как Чудо-Юдо требует от царя Еремея наследника, чтобы выдать его за свою дочь-красавицу Варвару. Дьякон предлагает царю заменить своего сына на рыбака, но все идет наперекосяк. Фантастические элементы здесь играют второстепенную роль, а сюжет движется благодаря действиям героев, влияющим на ход событий, и фантастические элементы становятся частью повседневной жизни.
10. «Золотые рога», 1972
Евдокия, главная героиня фильма, отправляется на поиски своих дочерей, которые были превращены в козочек и попали в царство Бабы Яги. В финальной схватке Евдокии помогает земля родная, а также её верные спутники - пёс Палкан и кот Васька.
Александр Роу, кроме того, что выступил режиссером, также стал сценаристом этого фильма. Он не использовал готовый сказочный сюжет, а скомбинировал различные мотивы, добавив юмористические детали и неожиданные повороты.