В сегодняшней статье разберем основные индикаторы, предостерегающие предпринимателя от ошибок и опасных моментов.
В бизнесе, как и в проекте, чтобы удачно прийти к цели, необходимо контролировать то, что мы делаем. Для контроля мы используем определенные инструменты - индикаторы и предупреждения, ровно также как и пилоты, управляющие самолетом, используют специальные системы сигнализации и предупреждения об опасности.
Звуковые и световые сигналы в самолете нужны для того, чтобы обратить внимание пилотов на работу систем управления - корректна ли она или какие-то показатели отклоняются от нормы. Так, например, при наборе определенной высоты полета, которую устанавливает пилот, за сто футов до заданного значения срабатывает негромкая сигнализация. Пилот слышит ее и понимает, что самолет подошел к заданной высоте, и если полет управляется в ручном режиме, то можно отрегулировать скорость, чтобы не проскочить высоту, а выйти в нее плавно.
Как этот опыт использовать в бизнесе? Ответ может быть достаточно очевидным - необходимо выставлять какие-то контрольные точки, делать для себя сигнализации, которые предупреждают о том, что достигнут заданный параметр или впереди что-то может быть не так.
Есть два главных инструмента, с которыми мы работаем, когда проект или бизнес выходит на обороты: план действий и бюджет. Бюджет показывает в какой месяц, сколько денег и по какой статье мы планируем потратить и получить. Этот бюджет мы раскрываем на год вперед, выдвигая гипотезу - сколько потратим и сколько заработаем, и ориентируемся на него. Исходя из этой информации, можно построить некоторую модель: если с такой интенсивностью тратить деньги, а зарабатывать в таком объеме, то в конце года будет определенный итог - мы будем в плюсе, в нуле или в минусе. Так обычно используется бюджет.
Самое важное, когда мы вошли в год и выполняем работу: каждый месяц заносить в этот документ фактическую информацию (одну сумму планировали потратить/заработать, а по факту получилась следующая). Соответственно, сравниваем план с фактом и делаем вывод. Но более пристальный взгляд нужно обратить на прогноз - что у нас получится в конце года, при условии, что этот месяц был именно таким.
Бюджет сверстан в виде формул в Excel, поэтому когда меняется что-либо в прошедшем месяце, должны пересчитываться прогноз по итогам года и показатели баланса на следующий месяц. Здесь необходимо убедиться в том, что все они в плюсе и нет отрицательных значений (иначе денег не хватит и срочно придется думать, откуда привлечь недостающие средства). Таким образом, мы вбили в модель фактическую информацию и построили прогноз, посмотрев на который, можно проанализировать и принять решение - все ли в порядке в нашем бизнесе/проекте или нет. Постоянный контроль показателей и наблюдение за прогнозом и есть механизм раннего предупреждения опасных моментов.
Что может произойти, если не обращать внимание на подобные индикаторы? Скорее всего все видели ситуации, когда самолеты садились «на брюхо» (без выпущенных шасси). Обычно это связано с техническими неполадками и неисправностями. Но вы наверняка удивитесь, если узнаете, что практически каждый месяц на частных аэродромах случаются происшествия, когда маленькие одномоторные самолеты садятся, а шасси не выпущены. Но была и более известная знаковая ситуация, когда однажды в аэропорту Дубая ИЛ-86 авиакомпании «Аэрофлот», а это - большой гражданский авиалайнер, приземлился с убранными шасси. Как же это произошло?
Дело в том, что схема захода в Дубае специфична и отличается от всех стандартных российских и даже европейских одной особенностью: шасси надо выпускать непосредственно перед полосой. Подлетая к аэродрому, самолет делает круг (так называемую «коробочку») и на посадочной прямой должен выпустить шасси. В стандартных схемах принято, чтобы шасси выпускали перед третьим разворотом, когда самолет летит параллельно посадочно-взлетной полосе, достаточно высоко.
Почему шасси в Дубае выпускаются позже? Во время этого действия создается дополнительное сопротивление для самолета, а это значит, что нужна большая мощность двигателей, следовательно получается более сильный гул. Чтобы не мешать живущим возле аэропорта людям, приняли правило выпускать шасси в самый последний момент, не прибегая к увеличению мощности двигателей. Однако при прохождении определенной высоты в самолетах срабатывает сигнал «внимание, не выпущены шасси» и начинает звенеть звонок. Пилоты, зная схему посадки в Дубае, заранее выключали эту сигнализацию, чтобы не отвлекала, и в тот раз, на борту ИЛ-86 - экипаж просто забыл потом выпустить шасси.
Какие же последствия нас могут ждать в бизнесе, если игнорировать механизмы предупреждения? Один из типовых примеров - стартапы, где существует такой англоязычный термин, как «runway» - время, на которое у стартапа есть деньги. В венчурной, стартапной логике: вы привлекли какие-то инвестиции и на них живете, ваша задача - вложить их в команду, запустить работу, начать масштабироваться. Но далеко не всегда получается выйти в плюс с этих денег и вы планируете следующий раунд инвестиций. Соответственно, за этим «runway» стоит следить - не только сколько у вас есть средств на операционную работу, но и сколько у вас есть времени на привлечение нового раунда инвестиций. Когда основатель полностью погружается в работу с продуктом и забывает о контроле финансовых показателей, то в какой-то момент он может осознать, что денег у него осталось всего на 3 месяца, это не критично, но очень мало, чтобы поднять новый раунд инвестиций. В таком случае компания либо обречена (придется закрыться или влезать в кредиты под высокие проценты), либо основатель сможет найти инвестора, но опять же под невыгодные условия.
Поэтому призываю ставить для себя звоночки и сигнализации на пути реализации ваших проектов и развития вашего бизнеса, чтобы следить за критически-важными показателями.
✅ Если Вы опытный предприниматель, только готовитесь или мечтаете начать своё дело - приглашаю присоединиться к моим каналам:
- в Яндекс.Дзен я публикую статьи, в которых простым языком объясняю ключевые бизнес-концепции и техники, важные для предпринимателя;
- В Телеграм-канале я веду более тесное индивидуальное общение с предпринимателями, публикую подкасты и полезные материалы.