Найти тему

«Психоанализ и общество. Материалы международной конференции, приуроченной к 120 летию Э. Фромма»: Интервью с авторами.

Сотрудники сектора современной западной философии Института философии РАН к.ф.н. Екатерина Игоревна Коростиченко и к.ф.н. Владимир Васильевич Старовойтов пообщались с нами в связи с выходом сборника «Психоанализ и общество. Материалы международной конференции, приуроченной к 120 летию Э. Фромма».

Психоанализ и общество / Отв. ред. Е. И. Коростиченко; науч. ред. В. В. Старовойтов. — М.: Академический проект, 2022. — 278 с.ISBN 978-5-8291-3955-1
Психоанализ и общество / Отв. ред. Е. И. Коростиченко; науч. ред. В. В. Старовойтов. — М.: Академический проект, 2022. — 278 с.ISBN 978-5-8291-3955-1

А.Л.: Как известно, сборник был составлен на основе материалов Международной научной конференции «Психоанализ и общество», состоявшейся в Институте философии РАН. Расскажите, как проходила подготовка к конференции? Каков был отклик среди научного сообщества, много ли было желающих принять участие и какие темы оказались наиболее актуальными среди выступающих?

Е.К.: Про основу сборника - не совсем так. Действительно, сборник во многом основывается на расширенных докладах участников конференции «Психоанализ и общество». Однако среди авторов есть те, кто не делал доклада, но является специалистом по Фромму или по психоанализу в целом. Как это часто бывает после научных конференций, только треть участников прислала свои материалы для публикации. Чтобы подготовить полноценный сборник, недостаточно было присланных материалов. Пришлось задействовать личные контакты: я искала авторов среди знакомых коллег, в том числе работающих за границей. Например, я пригласила религиоведа Станислава Панина из США, Севделину Николову, доктора философии Института философии и социологии Болгарской академии наук, нескольких специалистов из Республики Беларусь. Среди наших авторов есть профессиональные лингвисты, религиоведы, практикующие психоаналитики, не только философы. У меня даже была идея пригласить в наш авторский коллектив Славоя Жижека, который много писал о Фромме, но, откровенно говоря, мне не хватило смелости, да и дедлайн был на носу. Мы очень долго собирали тексты. Ковидное время, на которое выпали подготовка сборника и организация конференции, стопорило процесс, все делалось неспешно, авторов сложно было раскачать. Сам процесс подготовки сборника, редактура, корректура, поиск издательства дались мне сложнее, чем организация конференции. Я достаточно опытный организатор научных мероприятий, у меня много рабочих контактов, собрать людей не было проблемой, но в качестве ответственного редактора сборника я выступаю впервые. Это очень волнительная и серьезная работа. Не могу сказать, что был вал заявок на участие в конференции. Тема все-таки специфическая, она и не совсем философская, больше междисциплинарная. Это не широкая тема, такая как «проблемы русской философии» или модная нынче «философия ИИ». Мы набрали около 20 докладчиков, это средняя по размеру конференция. Но все участники были достаточно мотивированными, многие были знакомы друг с другом по прошлым научным мероприятиям. Со стороны Института, помимо нашего сектора, в конференции принимали участие несколько человек из сектора истории антропологических учений (руководитель подразделения Э.М. Спирова, а также И.В. Егорова и Г.А. Шулико). Темы докладов были самые разные, от общих проблем психоанализа, до специфики учения Фромма.

А.Л.: Книга состоит из 5 разделов и затрагивает самые разные темы в рамках поставленной проблемы. На ваш взгляд, какой раздел или разделы оказались наиболее проработанными, а какие, наоборот, в первую очередь нуждаются в дальнейшем обсуждении?

Е.К.: Книга состоит из пяти разделов: пожалуй, для простоты и наглядности я назову их для наших читателей: 1. Теоретическое осмысление психоанализа; 2. Психоанализ и культура; 3. Психологическая концепция религии Э. Фромма; 4. Философская антропология Э. Фромма; 5. Гуманистический психоанализ Э. Фромма.

Мы шли от более общей проблематики к конкретике: от общих проблем психоанализа к отдельным направлениям исследований Фромма. На мой взгляд, мы не доработали второй раздел сборника, «Психоанализ и культура». Это небольшой по объему раздел, состоящий из статей, слабо связанных одной темой. Можно, конечно, оправдаться тем, что под понятие «культуры» подпадает очень многое, но мне бы хотелось большей строгости и последовательности изложения. Первый и третий разделы сборника такие же небольшие по объему, но выдержаны в одной теме. Мне кажется, что наиболее проработанными разделами являются два последних – они оба в той или иной мере посвящены антропологическому учению Эриха Фромма. Этот аспект учения мыслителя наиболее разработан исследователями. Думаю, поэтому в последних разделах больше всего статей.

А.Л.: В начале книги отмечается, что работы Фромма не часто становятся предметом специальных исследований. На ваш взгляд, с чем это связано?

Е.К.: Это сложный вопрос, у меня нет на него исчерпывающего ответа. Мне кажется, такое положение дел связано с несколькими моментами. Во-первых, в психоаналитической среде Фромм не очень популярен. Он так и не написал обещанный труд по психоаналитической технике. Последняя книга Фромма «Величие и ограниченность теории Фрейда» (1980) должна была представить его взгляды на технику психоанализа, но этому помешал тяжелый инфаркт весной 1977 г. Фромм успел написать только первую часть книги, в которой излагается его критика теории психоанализа Фрейда, и не успел довести до конца изложение собственного опыта и теории техники психоанализа, которым он обучал на семинарах при подготовке психоаналитиков в Нью-Йорке и Мехико, где он жил в последние годы. Кроме того, Фромм был исключен из «пересмотренной истории» Франкфуртской школы. Критика теории либидо Фрейда привела к открытому конфликту с Хоркхаймером и Адорно. Указание Фромма на зависимость как теории, так и терапии психоанализа от общественных процессов было нацелено на ревизию психоанализа. Хоркхаймер же писал, что «Психология без либидо — это не психология... Психология в подлинном смысле — это ведь всегда психология индивида». Политические взгляды Фромма были популярны в 60-е гг. прошлого века, сейчас они не находят поддержки. Крайним левым они кажутся чересчур консервативными, а его радикальный гуманизм, как и всякий гуманизм, граничит с идеализмом и далек от постмодернизма.

А.Л.: Какой аспект учений Э. Фромма представляет для каждого из вас наибольший интерес? С чем это связано?

Е.К.: Мне нравится то, как пишет Фромм: его стиль, язык и темы, которые он поднимает. Все, что мне попадалось из его работ, вызывало у меня жгучий интерес. Оторваться от его книг невозможно. Вероятно, в этом секрет популярности Фромма. Однако, признаюсь, что все еще недостаточно хорошо знакома с мыслителем. Я неплохо ориентируюсь в его концепции религии, читала основные работы, касающиеся этой темы. В сборнике у меня статья, посвященная тому, как детское пристрастие Фромма к иудаизму (он родился в семье раввинов) в конечном итоге переросло в самостоятельную концепцию радикального гуманизма – гуманистической религии, которая должна, по его мысли, прийти на место авторитарным – догматическим, тем, в которых человек чувствует себя несвободным. Я думаю, что мой интерес к психологии религии Фромма связан в том числе с моей специализацией. Я религиовед, заканчивала кафедру философии религии МГУ имени М.В. Ломоносова. Впервые я услышала о Фромме на кафедре, на лекциях по психологии религии. Лекции читала Елена Владимировна Орел - сотрудник кафедры и мой первый научный руководитель. Елена Владимировна - переводчик и большой знаток Юнга – знакомила нас, молодых религиоведов с мыслителями, о которых практически никто не слышал на лекциях других отделений факультета. Теодор Флурнуа, Пьер Жане, Эрих Фромм – лишь некоторые имена из плеяды психологов религии, о которых нам рассказывали.

А.Л.: В последнее время работы Э. Фромма снискали особую популярность у массового читателя, в том числе в России. Как вы считаете, почему так произошло? Какие обстоятельства современной жизни повлияли на это?

Е.К.: О популярности Фромма можно судить по публикации его работ. Только в прошлом году крупнейшее российское издательство АСТ переиздало сразу несколько его книг: «Революция надежды», «Искусство любить», «Бегство от свободы», «Здоровое общество». Годами ранее в издательстве вышли более узконаправленные книги, такие как «Ревизия психоанализа» (2019), «Анатомия человеческой деструктивности» (2017). Я не все называю, что вышло. Очевидно, что издательства не стали бы издавать книги, на которые нет спроса. Фромма читают, интерес к нему не проходит, а даже усиливается. Темы, которые поднимает Фромм, были актуальны в его время, актуальны и сейчас. Культовая книга Фромма «Иметь или быть», где Фромм подвергает критике зацикленность западного общества на потреблении ввиду истощающихся ресурсов, столь же современна, что и в год своего написания. Работа «Искусство любить» издается во всем мире миллионными тиражами, широко распространена за пределами профессиональных психоаналитических кругов.

А.Л.: Как вы считаете, с чего обывателю стоит начать свое знакомство с Фроммом? Какие его работы оказываются наиболее подходящими для этого, и какая теоретическая база могла бы служить подспорьем для понимания его текстов?

Е.К.: Пожалуй, можно начать знакомство с Фроммом с названных выше «Искусства любить», «Иметь или быть», «Бегства от свободы». Хотя, я думаю, практически все книги Фромма (за исключением тех, что посвящены Марксу и Фрейду) доступны для обывателя. Специальной теоретической базы не требуется. Сейчас многие эрудированные читатели знакомы с учениями Маркса и Фрейда – а это основная теоретическая база Фромма.

Владимир Владимирович Старовойтов отдельно отметил проведенную Е.И. Коростиченко огромную работу по поиску авторов, не принимавших непосредственного участия в данной конференции, а также по редактированию текстов присланных статей. По словам В.В. Старовойтова, ему также пришлось отказать ряду авторов в публикации в данном сборнике, потому что уровень их работ не подходил для издания в нем. Он полагает, что данный сборник крайне важен для исследователей, интересующихся философскими аспектами психоанализа.