Найти тему

Король и Шут.

За 30 с лишним лет написано очень много про эту группу. Возможно, я повторю кого-то, ну и пусть. Это будет беспристрастная честная философия души.

Недавно я сидела с двоюродным братом, и мы вместе вспоминали, как в 13 лет он меня «подсадил» на Король и Шут. Я тогда слушала очень много разного, но в большинстве своем похожую друг на друга массу. То, что заходит, но так, знаете, чтоли не дребезжит и не оседает надолго. 

Король и Шут - для меня это прежде всего группа-эмоция. Причем не искусственно созданная, а настоящая, первозданная. Неотъемлемая часть любого проявления - это вызывать эмоции. Либо вы вызываете позитив или негатив, либо равнодушие. Так вот группа Король и Шут - это дикий тонкий коктейль из позитива и негатива. И никогда равнодушия. В этом и есть их вечная жизнь в сердцах миллионов, в этом и есть их феномен. И я сейчас говорю только про образ и медийную сторону. То, что могу пощупать сама. А про то, что не могу, все равно скажу, но позже по тексту 😁.

Почему про КиШ «вспомнили» именно сегодня? Это очень неслучайно и прямое попадание в цель. Происходящие глобальные изменения на внешнем и внутреннем уровне расшатывают человека, расщепляют его и расчеловечивают. Не остаётся ничего, что приносит радость, когда уже ничего не осталось. 

А вы найдите для себя то, что вечно. Что будет удерживать вашу даже самую хрупкую опору. Что будет вселять радость в вашу душу, в каком бы мире и в каком бы состоянии ваша душа не оказалось.

Для меня это творчество этой группы.

——

Про Горшка и его образ в сериале.

В начале марта состоялась премьера сериала, панк-сказки «Король и Шут». Эта картина вызвала бурное обсуждение поклонников и критиков. Наверное, реально, такого ожесточенного яркого дискурса я еще не встречала ни про один сериал. И все это благодаря одной простой фразе, применимой к каждому - и к зрителю, и к создателю: «Я художник, я так вижу».

Горшок, центральный персонаж, локомотив группы - жил и дышал новизной, новаторством и тотальной, заражающей свободой самовыражения в этом. В сериале это показано очень ярко, как и в его многочисленных интервью, и подтвержденных биографических фактах. Он каждый раз прощупывал планку нового открытия - будет что-то больше Юбилейного или выше не прыгнуть (только со скалы ДК)), случится ли настоящий театр (как, например, его любимый альбом «Театр демона»/рок-мюзикл Todd) или образ отвязного сказочного бунтаря - это единственная грань, которую не перешагнуть.

Я думаю, несмотря на всю волну хейта и спорных моментов как снят сериал и в частности как раскрыт там Горшок, самому Горшку бы понравился сериал. 

Почему?

Да потому что мы, зрители, поклонники, зеваки, и особенно люди, не связанные напрямую с искусством просто непременно должны увидеть героя в положительном ключе или отрицательном. Или вообще без или. Потому что сравниваем его с человеком из жизни. Потому что любим, потому что за правду, потому что за светлую память. Потому что бесспорно человек - легенда, человек - талант. На самом деле просто потому что хотим помнить себя теми кайфовыми и счастливыми юнцами, отождествлять свое собственное становление личности и присуждать это как высшую награду некой частице извне через общий образ повлиявшего на то человека-творца.

По законам любого кинопроекта, чтобы довести зрителя до цели  - всколыхнуть эмоции, заставить задуматься на важную тему и оставить глубокий экзистенциальный такой след в душе, героя просто необходимо показать в конфликте либо с собственной тенью, либо с собственным светом. Но в отношении Горшка это видение никак не может быть применимо, на мой взгляд. Во-первых, потому что это изначально непродуманный с нуля персонаж, как есть во многих фильмах и сериалах. Во-вторых, в 8 серий формата панк-сказки просто невозможно полноценно впихнуть всю многогранность героя, весь его внутренний мир. Я думаю, это нужно было бы снимать серий эдак 150, либо делать документальный фильм строго под него одного, что тоже в контексте идеи сериала не видится доступным к реализации. И в-третьих, Горшок сериальный - это все же персонаж отдельный, целостный, самобытный и очень живой. И, конечно же, условный и поверхностный, подобно красочным мазкам последним слоем на картине художника. По другому и быть не могло в сериале. Как и со всей историей группы. И пожалуй, это основное и главное, что связывает персонажа с настоящим Горшком - его мастерски уловимый шлейф, его центральная тема жизни, его чувство присутствия именно как сложившегося персонажа своей собственной сказки. Его такое родное фаустовское «мгновение, остановись», в которое нас пригласили заглянуть. И в этом контексте это более чем достаточно для зрителей.

Режиссер и авторы показали основную жизненную линию персонажа именно в тех рамках, в которых находится сериал. Сам же Горшок каким он был - вообще не про рамки в жизни. Он настолько масштабнее, духоперехватывающий или наоборот на дух не переносящийся для кого-то, что становится не по себе когда люди пишут, зачем показали Горшка только с негативной стороны. Потому что это медийный проект. И не более. Например, как и Todd, несмотря на его театральность. Про которого было бы странно спрашивать Горшка, когда он играл Тода при жизни, почему он его играет в своей манере, а не в манере, допустим, Джонни Деппа. Потому что у настоящего Суини Тода вдруг по книге кто-то уловит больше деповскую трагичность или жестокость... 

А еще по теме борьбы света и тьмы в главном герое хочу сказать следующее. Почему многие поклонники и даже его близкие так негативно среагировали на сыгранного на экране  Горшка. Потому что обычный человек настолько боится нырнуть в свою тьму, в свои страхи, что готов проще откреститься от этого, отказаться, притвориться, что этого нет. 

Свет нас ведет по жизни, он вытягивает, и, казалось бы, направляет по правильному пути. Всегда ли по правильному? К чему это может привести? Это все понятия одного единого целого. Одно без другого не может. Человек не будет жить на полную, выполнять свое предназначение, если не примет свою тьму в какой-то момент и не примирит ее со своим светом. Чтобы соединится со своей душой и взлететь на свою максимальную высоту в этом воплощении.

Конечно, Горшок в этом плане был необычным и незаурядным человеком и это мягко сказано. И надо сказать, он принял свою тьму.  Беспрекословно, открыто, фантастически, пронзительно. За это была награда -  слава, народная любовь и творческое бессмертие. Но всю жизнь он пытался примирить свою тьму со светом. Это противостояние сделало его тем, кем он стал в итоге и привело его туда, откуда он пришел и где закончил. Смерть - это не проигрыш света в его случае, а продолжение пути. “Ну как же так, жалко, столько бы еще делал, творил, жил”, - говорят они. Правы, да, бесспорно. Но это так по-земному звучит в его случае. Смерть и оставшийся бесценный артефакт творческого наследия - это и есть примирение, его личный вариант примирения. Такой. Фаталистичный выбор. Просто у каждого он свой. 

В самом деле, у него действительно получилось. Он достиг своего жаждущего  бессмертия. В своей крылатой анархичной коде. 

«Жил один музыкант.

Он в КиШе выступал.

Был в нем редкий талант.

Что народ восхищал.

И на сцене всегда. Умереть он мечтал.

Когда смерть увидал. Коду не доиграл.

Эту коду высек кто-то на его надгробной плите. 

И маэстро год за годом вновь играл мелодии те».

Как прямо в старой сказке…

П.с. Когда я писала эту часть, я еще не посмотрела финал сериала. И я бы не переписала ни своих строк, ни, естественно, финал. Отдельно хочется выделить переходы из сказки в реальность, из света во тьму и наоборот: они - отражение всего того, что с нами происходит, что находится за пределами нашего сознания.

———

Про сериал в целом.

В одном из своих недавних постов Князь @andrey_knyazev написал о восприятии зрителей сериала в публичном пространстве, о том, что если не стояли, свечку не держали, то странно что либо утверждать на 100%, однозначно и бесповоротно. Соглашусь. Сериал не про творчество группы. Вернее не только про творчество. Это становится понятно сразу с первых серий. Сериал про путь группы Король и Шут длинною в целую жизнь. Путь, сотканный из калейдоскопа значимых ярких судьбоносных событий в жизни двух талантливых парней - Горшка и Князя. 

Именно 2-х. Потому что Король и Шут не Король и Шут, если нет кого-то из них двоих. И группа прекратила свое существование именно с уходом Князя, а не после смерти Горшка. 

Их необъяснимая синергия и одновременно полярность была и движком, и сердцем группы, она была какой-то невозможно заражающей. Я точно знаю, что эти ребята были связаны друг с другом в прошлых своих жизнях, и смогли выполнить свое предназначение относительно друг друга там, иначе их сегодняшнего феномена, который есть до сих пор, просто не объяснить. Эти мысли подтверждает 7-я серия сериала.

Хочу отдельно высказаться про нее. Она очень мощная в плане сценария и режиссуры, в плане игры актеров…да вообще во всех планах. Это костяк. Помимо внутриличностного конфликта и понятного жизненного возрастного кризиса и развития героев, создатели наконец-то показывают связь реального мира и сказочного. В сказочном Горшок не до конца проходит испытание - спасает Князя с Принцессой от Колдуна, но самого Колдуна убивает не полностью. Часть волшебника остаётся в сказочном мире, а часть переходит в реальный. Эта часть в реальном мире воплощается в злого Шута по прототипу логотипа группы, чтобы расправиться с Горшком в этой жизни. 

Что курили создатели, спросите вы? А я отвечу: это очень классная метафора на злобу дня, особенно, учитывая, что сериал охватывает многие слои населения и многие жизненные вопросы, над которыми сейчас хайпуют просто на коне с шашкой по соц.сетям всяческие духовные и блаженные. К этим вопросам добавляется эзотерика, ченеллинг, парапсихология, шаманство и все, что связано с судьбой, желанием, предназначением. Схлестнув две энергии - земную и космическую (читай энергию тьмы и энергию света) и подав это под соусом противостояния в творческом выборе главных героев на главном жизненном перепутье, лично каждого и общего, картинка просто прорывает все шаблоны нашей закостенелой системной матрицы. Уже и так давно шатающейся. Вау! Даже телевизор теперь шизотерику показывает. И там и тут. И тут и там. Это финальная точка в принятии новой реальности. Причем как в кино, так и в жизни.

——

Секрет КиШ.

Я считаю сериал, как и выставку, большим неоценимым вкладом в возрождении панк-рок культуры в России. В этом году 3 годовщины сразу - 10 лет со смерти Михаила Горшенева, 50 лет Князю, 50 лет Горшку (исполнилось бы). И что хочу сказать, ребята. Панк-рок жив. И это мощный смачный факт. Радуюсь до слез. Это моя юность, моя первая любовь, моя весомая часть той личности, которая пишет сейчас этот текст и которая познавала взрослый мир человеческих отношений по песням КиШ.

Благодарю за фантастическое творчество, Король и Шут, за неповторимые никем смыслы, за искрящиеся сердца, за объединение и сплоченность нашего народа (!) в любые времена, за прекрасный сказочный мир, о котором поют даже сегодняшние 10-летние детки, выходя веселые с выставки вместе со своими родителями. 

Где вы видели группу, которую слушает 3 разных поколения в семье? Где вы видели группу, самую известную песню которой копируют даже на Евровидении? ( да еще панк-группу, на минуточку). Где вы видели группу, которая написала крутейшие вечные сказки и положила их на музыку, создав полноценные фильмы сквозь незримую машину времени в головах людей? 

Они сделали невозможное в музыкальном мире и в частности в панк-роке: они соединили 3 гигантских сферы влияния на человека воедино -  музыку, фольклорную литературу и психологию. Где каждый проходит свое развитие от расщепления, проживания, принятия и возрождения, т.е. простого соединения человека с тем, кем он пришел сюда изначально в этот мир. Они стали первыми публичными народными музыкальными психотерапевтами для нескольких поколений нашей страны. И инструмент тому - сказки. 

Всегда все, что связано с детской темой, со сказочной безобидной выдумкой, несмотря на казалось бы нарисованную взрослость и брутальность, напоминает нам какой-то беззаботный, играющий, чистый, непредсказуемый и бескорыстный образ Творца. К которому тянемся мы, большие дети, позабыв когда-то в рамках жизни себя настоящих. И которого не позабыли Горшок и Князь, познакомив щедро, до краёв, нас с ним через свое творчество.

Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок:).