Найти тему
Политнавигатор

Инерция многовекторности: неоднозначные настроения белорусского общества

Британский Chatham House после неудавшейся попытки Беломайдана плотно занялся мониторингом общественного мнения белорусов. При содействии давно уже уехавшего в Польшу оппозиционного социолога Григория (Рыгора) Астапени с сентября 2020 года британский thinktank провел уже 15 опросов общественного мнения.

К качеству этих опросов есть серьезные претензии и часть из них признается даже организаторами. Провести профессиональное социологическое исследование без согласия властей в современной Белоруссии и, тем более, заниматься этим на регулярной основе давно уже невозможно.

Поэтому приходится опрашивать через интернет и ограничивать выборку городскими жителями и, соответственно, мнение консервативной и провластно настроенной сельской глубинки не учитывается. Да и в беспристрастности англичан и Астапени есть серьезные причины сомневаться. Однако с социологией в Белоруссии вообще есть проблемы, а эти опросы иногда дают нелицеприятные для оппозиции результаты и даже цитируются провластными идеологами.

Новый опрос проводился во второй половине марта и был посвящен, в основном, внешней политике и отношению к российской спецоперации на Украине, но в самом начале оппозицию ждало очередное разочарование. Результаты подтвердили, что она стремительно теряет популярность.

Если в ноябре прошлого года аудитория «негосударственных СМИ» (под этим термином авторы понимают исключительно идеологически заряженные оппозиционные медиа, нейтральные частные здесь не учитываются) составляла 24 процента, в январе-феврале нынешнего – 20, то теперь уже 18. Хваленых 97 % нет и в помине.

Доверие государственным составило 33, 35 и 37 процентов соответственно. Стабильным (25-26 процентов) остается число тех, кто пользуется информацией с обоих сторон, предпочитая формулировать свою картину мира самостоятельно. И она ближе к провластной, чем к оппозиционной.

-2

Оппозиционное прозападное меньшинство загнало себя в информационную самоизоляцию и все больше похоже на секту, живущую в каком-то собственном мире, имеющем мало общего с реальностью. Особенно их неадекватность видна в ответе на вопрос о том, кто победит в украинском конфликте. Там в победу Украины верят аж 63 процента, а в победу России – всего лишь 5. По остальным категориям белорусов цифры практически зеркальные.

-3

Информационное поражение змагаров, конечно, радует, но другие данные опроса не столь однозначны. Если Россия сейчас переживает патриотический подъем, то Белоруссия продолжает жить в парадигме «не наша война» и «моя хата с краю» и ее многие ее граждане до сих пор надеются пересидеть грозные времена в уютной маленькой республике и по итогу остаться хорошими для всех.

Отношение к другим странам стабильно остается благостным. К России очень хорошо относятся 37 процентов, в основном хорошо – 39, в основном плохо 9, а очень плохо – 7. В целом результат неплохой.

-4

Есть русофобское меньшинство и дружественное большинство, причем последнее растет. Но удивляет отношение к Украине – страну, отгородившуюся от них минными полями и регулярно засылающую шпионов и террористов, белорусы тоже продолжают любить. Очень хорошо к Украине относятся 15, а в основном хорошо 49 процентов.

Уровень позитива постепенно падает, а количество негативно настроенных после начала спецоперации стабильно и в сумме составляет около 20 процентов. Больше всего белорусы не любят США, но и к ним хорошо относятся 48 процентов, а плохо – 33.

По части внешнеполитических предпочтений цифры тоже выглядят удивительно наивными. Несмотря на геополитическое противостояние России и Запада и взаимные санкции, 25 процентов белорусов до сих пор хотят жить в союзе с Россией и ЕС одновременно.

-5

В апреле 2021 года таких было и вовсе 46 процентов, но, похоже, отрезвление наступает медленно. В Евросоюзе хотят жить 14 процентов и это, в первую очередь, люди из оппозиционного информационного гетто. В союзе с Россией хотят жить 38 процентов и это почти максимальный показатель за время замеров.

Союз этот они хотят видеть, прежде всего, экономическим (70%). За единую армию и внешнюю политику выступают лишь 9 процентов, а за создание объединенного государства – и вовсе 4. Удивляться тут нечего – это совпадает с позицией Лукашенко, который десятилетиями избегал глубокого политического объединения, предпочитая ограничиваться экономическими выгодами от союза.

-6

Остается популярной в Белоруссии и идея нейтралитета. Целых 45 процентов за выход из ОДКБ и сохранение нейтралитета, не вступая ни в какие военные союзы, 30 – за то, чтобы Белоруссия не входила ни в один из геополитических союзов и столько же – за то, чтобы республика заявила о своем полном нейтралитете в отношении конфликта на Украине, вывела иностранные (разумеется, российские, других нет) войска и не высказывалась в пользу ни одной из сторон.

-7

Кроме того, далеко белорусам и до массовой поддержки российской спецоперации. Определенно поддерживают ее 18, а скорее поддерживают 15 процентов респондентов.

-8

Небольшой перевес сторонников есть только среди аудитории государственных СМИ.

-9

Учитывая то, что в целом настроения у белорусов более пророссийские, дело тут, скорее, в страхе перед войной и нежелании самим в ней участвовать.

-10

В общем, что мы имеем через 2,5 года после беспорядков 2020 года и более, чем через год после начала СВО. Излечение от змагаризма, во многом, состоялось.

Сейчас сторонники прозападной оппозиции все более окукливаются в собственной среде и стремительно теряют поддержку основной части населения. Во многом виновата в этом сама оппозиция. Сначала она страдала от коррупционных скандалов и невозможности договориться между собой, потом – просто потеряла берега в своей поддержке Украины вплоть до поддержки военных действий против собственного государства.

Сейчас для белорусского общества большую проблему представляют последствия многолетней многовекторности. Декларируемый пацифизм и желание занять нейтральную позицию в международных конфликтах иногда бывают полезным, но точно не тогда, когда от международного права остались ошметки, а весь старый миропорядок трещит по швам.

Сейчас – время держаться поближе к сильному и надежному союзнику, прикрывшись от врагов его ядерным зонтиком. Инерция многовекторности велика и, несмотря на усилия местных пропагандистов, белорусскому обществу еще далеко до осознания и принятия этих истин.