Продолжаем рассказывать о сериях «Самоката». Сегодня – о, наверное, главной из них. «Встречное движение» – серия для подростков, в которой и звучит всё то, что мы считаем своей миссией: навести мосты между поколениями, ответить на вопросы подростков, показать то здесь и сейчас, в котором все вместе, и взрослые и подростки, живём. В общем, если это коротко, это серия, объединяющая подростков и взрослых, в которой мы говорим о современной жизни.
(Кстати! Если вы вдруг интересовались, почему же «Самокат» не издаёт любимые книги вашего детства, то вот заодно и ответ. Наша миссия – разговор о современности, а ностальгические книги – это к соседям, нашим коллегам-издателям). Сейчас мы расскажем, что же это за темы.
Отношения с родителями
Понятно, что первое и главное, о чём подростки хотят поговорить – отношения с родителями. Они изменились, все в шоке, всё непредсказуемо, никакие советы не работают и надо, эээ, надо изобретать что-то своё. Причём, самим. Будем честны: взрослым бывает очень сложно признать свои ошибки. Подросткам, наоборот, именно это и нужно. Они совершенно правы, но... проблема отцов и детей встаёт перед нами во всей своей сложности. Поэтому безопасный выход – обсудить чью-то чужую историю и отношения.
«Ты устарел, папа. Ты несёшь дичь и тебе точно нужна помощь» – так мог бы сказать отцу Уолден, герой повести Лорриса Мюррай «12 лет, 7 месяцев и 11 дней». Папины понятия о «настоящем мужчине», которым, по его мнению, должен стать сын (кому должен? зачем должен?) действительно странные – и страшные. Перед нами – триллер в духе «Твин Пикс», так что вместо унылых обсуждений, кто тут не прав, нам предстоит захватывающее погружение в историю преступления. И когда мы пройдём весь путь, многое станет понятно про нас самих.
Обычную постсоветскую семью мы видим у Александры Зайцевой в повести «Девочке в шаре всё нипочём» (кстати, лауреат премии Крапивина). Подростки-неформалы со своими проблемами, которые предстоит решать самим, родители, погрязшие в быте, знакомо до слёз. Но погодите, здесь поколения наконец-то встретятся и, кажется, даже поймут друг друга. А то, вы думаете, за что премия Крапивина. Ну и ещё русский рок между строк.
Ещё одна книга этого автора, «Я, не я, Жанна», тоже перекидывает мостик между поколениями. Привыкли, что если блогер – то подросток? Как бы не так. Нравится это кому-то или нет, но интернет-пространство объединяет поколения. Когда мама тебя не слышит, точнее, делает вид, это плохо. Что ж, Жанна окажется лицом к лицу с дочерью в собственном блоге. И окажется, что за Жанной стоят все мамы, а за Полей – все подростки, вопросы у нас общие и мы в ответе за свои слова. И нет, ускользнуть за «ты ещё маленькая и ничего не понимаешь» больше не получится. Эта история не будет простой, но приведёт, похоже, туда, где хотелось бы встретиться и подросткам, и их родителям. Нормально кончится.
Ещё про современную жизнь
Нина Дашевская. Поиск звука – сын актёров Иван Творогов очень хотел прожить так, чтобы ни во что не вмешиваться, но у него есть друзья, семья – короче, не получилось не вмешиваться. Очень подойдёт, если вы мучаетесь вопросом, почему же меня никто не понимает.
Ева Немеш. Субтитры – прямой репортаж видеоблога о цене славы и жизни по ту сторону камеры.
Дарья Варденбург. Марта с черепами – что делает чувство юмора с жизнью самых обычных подростков из самой обычной районной школы.
Дарья Варденбург. Марта и полтора убийства – продолжение о Марте. Снова про дружбу, первую любовь и расследование странного преступления в дачном посёлке, где Марта с подругой как раз проводит каникулы.
Тема актуальных событий, от которой никуда не денешься: как быть, если твоя страна – участник политического конфликта? Как себя чувствовать? На что опираться? Куда идти?
Вильма Гелдоф в основанной на реальных событиях повести «Девочка с косичками» говорит с нами о том, что значит оставаться человеком в войну. Война, правда, Вторая Мировая, и дело в Нидерландах. И снова отдаление помогает: вроде как не про нас, да? В общем, Фредди пока выглядит как ребёнок, но вступает в ряды нидерландского Сопротивления, и на каждом шагу оказывается, что война не может быть чистым делом ни для одной из сторон. И выбор за Фредди, её сестру Трюс и остальных ребят (и их родителей) не сделает никто. Придётся самим.
Доля юмора абсурда в повести Андрея Бульбенко и Марты Кайдановской «Сиди и смотри» оживляет и не даёт пасть духом даже самым отчаявшимся. И впрямь, странный город с символичным названием Руби-Конь, что находится под бомбёжкой, породил таких же странных, но знакомых, как родные, людей. Семейство Марты в полном составе набилось в один маленький автомобиль, чтобы спастись, все ругаются, спорят, подбирают по пути чьих-то брошенных животных, которых совсем не собирались подбирать, а дед продолжает тосковать по новой кровати, на которой ему так и не доведётся спать.
А мы вместе с писателем Бульбенко, что застрял в отеле с тоже символичным названием «ПередОхни», ждём сигнала от Марты: добрались? Нет?
Шарлотта Жангра в романе «Войны» проникает в самую суть нашей боли. Тут большая семья, и когда папа уезжает в Афганистан, оказывается, что все здесь, по сути, только папу и любят, а друг друга нет, и вся семья раскалывается на много маленьких войн. Оказывается, любить друг друга только предстоит научиться, чтобы, во-первых, жить самим, а во-вторых, чтобы папа вернулся домой, а не на ещё одну войну.
И вот вопрос: значит, дома всё было неладно ещё до войны? А почему? Что нужно было делать на самом деле?
Эмиграция и взаимодействие культур – важная тема не только для тех, кто сменил страну. Умение понимать друг друга, принимать друг друга и жить вместе – то, без чего и страны-то не бывает. Там, где этого не могут, как раз и начинается война, не государств, так семей, не семей, так внутри семьи. Там, где нет умения сопереживать, война проникнет везде.
Откуда возникает ненависть? Почему никак нельзя её прекратить? Что с нами не так, если даже любовь не в силах остановить безумие, от которого гибнут наши дети? Настасья Ругани в романе «Милли Водович» идёт прямо путём Шекспира: всё это очень похоже на «Ромео и Джульетту» в наши дни.
Жизнь на две страны, сравнение двух культур и поиск своего пути – это Лариса Романовская с повестью «Дом четырёх ладоней». Нельзя просто забыть свой дом и семью, даже если там так долго выживали, что всем тут трудно любить. И нечем быть «всё равно лучше» в другой стране. Нужно учиться понимать новый, непривычный для тебя способ жить и таких разных людей. Не бывает лучше или хуже, бывают просто люди. И оказывается, дело просто в интересе друг к другу: те. кто уехал понимают это особенно глубоко.
_________
А вы уже читали что-то из серии "Встречное движение"?
#книги
#книги для подростков
#литература