Что ж, финалочка, вот мы и дожили. В целом, неровно как и все последние серии. Но совсем последней серии можно всё простить. В фокусе опять Горшок, что, вроде бы и логично (показан его уход), но не совсем (показать, что произошло потом и как это отразилось на других героях, как всегда не хватило хронометража, а жаль).
Конец героя - печаль, но не печаль-печаль. В фэнтези свадьба, похищение невесты и финал из "Бременских музыкантов".
Растворение героя
У Дж. Кэмпбелла в "Тысячеликом герое" последней стадией космогонического цикла является растворение героя. Мне больше нравится это слово, чем смерть. Потому что "растворение" точнее подходит для определения длящегося процесса, которому посвящена вся (кстати, опять немаленькая по хронометражу) серия.
Тема предчувствия смерти задается сценой до титров через слова героя, через его обращение к матери, через его жуткие видения о первой жене. Ещё бы как-то сделали акцент на том, что ко времени действия она уже умерла, было бы совсем хорошо, т.е. совсем жутко.
Собственно вся событийная часть серии незамысловата: Горшок узнает, что болен, что ему нужно сделать передышку в работе и лечиться, но он никак не может остановиться. Он в замкнутом круге: остановка (и даже просто замедление) движения - это для него символическая смерть, продолжение - физическая. Трудоголики поймут. В отличие от него Князь спокойнее относится к замедлению, принимает (а что ему остается) спад в карьере, текущую ситуацию и учится радоваться тому, что есть (а есть, оказывается, немало).
В фэнтези-линии это отражено в диалоге, который ведут герои о будущем.
-Как же мечта наша?
-Твоя мечта - обессмертиться. Это не про меня.
-А что про тебя, о чём ты мечтаешь?
-А у меня уже всё есть. Да, любимое дело, друг и возлюбленная.
Отмечу ещё, кстати, что один из аргументов Горшка для продолжения работы, в частности выступлений, что коллегам по группе нужно кормить семьи. Я уже писала, что в герое проступает классический треугольник Карпмана: жертва-тиран-спасатель. Так вот Горшок точно по нему движется, обычно выступая ипостасях жертвы и тирана, и вот, наконец, мы видим спасателя. Князь же находит в себе силы выйти из замкнутого круга, поэтому (в том числе поэтому) становится чужим Горшку.
Но, возвращаясь к событиям. Мне кажется, что недостаток событийной части в серии компенсируется визуальной, серия наполнена разными образами и смыслами. Впрочем, их и в предыдущих сериях много, но здесь показалось как-то особенно, или это я уже от скуки начала подробно рассматривать.
Обожаю вот такие кадры:
Прямые линии, симметрия, ещё и вот этот нависающий потолок. Сразу ощущение идеального, искусственного, безжизненного пространства. Геометрия гроба.
Или вот эта сцена с концерта, где Горшок падает в толпу и фанаты, не понимая причины, несут его на руках:
Есть в ней что-то библиейское - про распятие и воскрешение.
Про сцену с МРТ я писала в прогнозе:
Тогда мне казалось, что это, возможно, кремация, так как похоже на переход в другой мир. Оказалось не совсем, но всё равно очень красивая сцена зависания между мирами.
Шут и послесмертие
Сцена смерти героя - максимально общая и отвелеченная. А не вот это вот, предсказанное в первой серии: "захлебнёшься в собственной блевотине...". Герой остается один, рядом с ним Шут, который тоже умирает.
Сейчас пятиминутка ворчания. В начале сериала образ Шута мне представлялся как Тень Горшка, его тёмная часть. Но предыдущая серия внесла сомнения: трансформация Колдуна в Шута подразумевает, что этот образ - это всё-таки не часть героя, а что-то принесённое извне, как подцепленный паразит. А в этой серии опять что-то изменилось, и Шут умирает вместе с Горшком, что было бы логично, будь они одним целым, и не очень понятно в случае присосавшегося духа Колдуна. Пятиминутка закончена.
Трогательно, как уходя из дома на залив (метафорически - в своё посмертие), Горшок забирает Шута, несёт его на себе, как старого друга. Это такое примирение со своей тёмной стороной, признание её своей частью. Этого не хватало Горшку на протяжении всей жизни. И - вишенка на торте - в посмертии Шут растворяется, а Горшок с гитарой остается. Всё плохое постепенно забылось, а творчество осталось. Такие дела.
Фэнтези линия
События фэнтези-линии не стали сюрпризом, всё как и ожидала:
Друзья поругались по поводу дальнейшей судьбы принцессы, разошлись, потом на свадьбе сошлись и умыкнули. И стали бродячими менестрелями со своими дамами сердца. "Нам дворцов заманчивые своды не заменят никогда свободы" - так можно подытожить эту линию.
Вот и всё. Серия была больше посвящена Горшку и его мифологическому "растворению", поэтому про него и написала. Было много хорошей музыки ("Рок" от группы "Пилот" на "Нашествии" порадовал, перекличка с первой серией песней "Прыгну со скалы"). А ещё мне понравилось, что восьмую серию (и весь сериал в целом) завершали "Марионетки", как будто ещё одно напоминание, что всё, что мы смотрели и что нас трогало, - это всё театр, балаган, метафора.
Планирую, если не нападёт лень, сделать итоговый обзор по сериалу: много буков и пространных рассуждений, и тогда уже попрощаюсь с сериалом окончательно.
PS. Загадочка
Разгребала заготовки, нашла в трейлере такой кадр:
Не помню его из сериала. То ли я что-то попустила, то ли вырезали. Напомните, было ли? Вот этот образ как-то ближе к тому Колдуну, которого я себе представляла.
Много воды и соплей тут:
Про "Сказку о Горшке и Князе":