Найти в Дзене

ВОСПРИЯТИЕ ОТТЕНКОВ ЮНЫМ ХУДОЖНИКОМ ПРИ РАБОТЕ НАД ПЕЙЗАЖЕМ: УВИДЕТЬ, ПОНЯТЬ, ОТОБРАЗИТЬ

М. В. Бубнова Московский государственный областной университет г. Москва Известный российский ученый и художник-педагог Владимир Сергеевич Кузин, рассматривая в одной из своих работ основы изобразительной грамоты при рисовании пейзажа, отмечает: «…нужно…учиться чувствовать настроение природы: …тревожный закат…летнего неба, …взволнованность предгрозовой поры, чудо-радугу…» [4, стр. 116]. Но чтобы «почувствовать», а затем воспроизвести в живописи те сложные для изображения «настроения природы», о которых говорит В.С.Кузин, то великолепие, которое можно наблюдать в реальности, юный художник должен сначала научиться «видеть» цветовое богатство мира. В контексте наших взглядов термин «видеть» мы употребляем в значении «понимать»: понимать, что мир многоцветен и замечать это многоцветие. Многие исследователи детского творчества указывают, что дети отражают в своих рисунках по большей части именно то, что «знают», то, что заметили и «поняли». Однако аспекту развития у школьников восприятия п

М. В. Бубнова

Московский государственный областной университет

г. Москва

Известный российский ученый и художник-педагог Владимир Сергеевич Кузин, рассматривая в одной из своих работ основы изобразительной грамоты при рисовании пейзажа, отмечает: «…нужно…учиться чувствовать настроение природы: …тревожный закат…летнего неба, …взволнованность предгрозовой поры, чудо-радугу…» [4, стр. 116]. Но чтобы «почувствовать», а затем воспроизвести в живописи те сложные для изображения «настроения природы», о которых говорит В.С.Кузин, то великолепие, которое можно наблюдать в реальности, юный художник должен сначала научиться «видеть» цветовое богатство мира.

В контексте наших взглядов термин «видеть» мы употребляем в значении «понимать»: понимать, что мир многоцветен и замечать это многоцветие. Многие исследователи детского творчества указывают, что дети отражают в своих рисунках по большей части именно то, что «знают», то, что заметили и «поняли». Однако аспекту развития у школьников восприятия полихромности мира на уроках изобразительного искусства зачастую уделяют слишком мало внимания, свидетельством чего являются выставки детских работ, которые есть во многих школах:

Если посмотреть на выставки детских рисунков, можно заметить, к примеру, что небо во многих работах написано одинаково, как будто по некоему образцу. А, ведь, отображаемое в работе ребенка «настроение природы», о котором говорил В.С.Кузин, во многом определяется тем, как и какими оттенками юный художник написал небо. И, если несколько работ выполнено по единому шаблону, то и впечатление они будут производить похожее. Иными словами, на этих работах запечатлено одно и то же «настроение природы».

Тот факт, что в большинстве своем школьники рисуют небо однообразно, отмечает и французский исследователь Брюно Дюборжель. В работе «Детский рисунок: структуры и символы» (здесь и далее перевод наш — М.Б.) Б.Дюборжель говорит о типах использования детьми цвета при изображении неба. Он пишет, что рисунки неба могут быть классифицированы по трем основным категориям:

1) «гомогенный цвет»: небо закрашено одним цветом, распределенным равномерно.

2) «смешанные цвета»: использованы несколько смешанных между собой цветов…

3) «цвета расположены один над другим»: множество цветов, расположенных один над другим и хорошо различимых [2, с. 36].

-- 230 --

Дюборжель уточняет, что для тех детей, которые рисуют небо, таким способом, «небо в первую очередь — это радуга» [2, с. 37].

Исследования Брюно Дюборжеля показывают, что третий тип изображения неба доминирует в начальной школе и с течением времени уступает место «гомогенному» изображению первого типа. Работы второго типа тоже имеют место в начальной школе, но их очень мало. Постепенно количество работ по второму типу возрастает, но и в начальной, и в средней школе их процент остается очень маленьким по сравнению с количеством работ первого типа (в рамках средней школы) и третьего типа (в рамках начальной

школы).

Сопоставляя результаты исследований Б. Дюборжеля с опытом нашей педагогической практики, укажем, что:

1. Опираясь на опыт практики, мы полагаем, что предложенная Б.Дюборжелем классификация может быть расширена. Весьма часто дети рисуют закат. Работы с такой тематикой встречались нам в очень большом количестве. Солнце часто изображается в ореоле расходящихся от него лучей, когда солнечный ореол плавно переходит в тон неба, то есть, выполняется растяжка от одного цвета (цвета солнечного ореола) к другому (цвету неба). Такие работы могут составить в классификации отдельную (четвертую) группу.

2. В нашей практике мы не наблюдали очень большого количества работ третьего типа («неба-радуги») в начальной школе. Возможно, это связано с особенностями методики преподавания изобразительного искусства в России и за рубежом, либо различия объясняются этническими, географическими особенностями регионов: тех областей, где работал французский исследователь и Московской области в России, где сложился наш опыт.

3. Работая с учениками начальной школы, мы имели возможность видеть, что многие дети поначалу изображали небо в виде тонкой синей или голубой полоски в верхней части листа. В нижней части формата аналогичным образом изображалась полоса земли коричневым или зеленым цветом. Линия горизонта отсутствовала. Такой способ изображения широко известен исследователям и в определенном смысле такие работы можно было бы отнести к первому типу по Дюборжелю, но мы не нашли ссылок на то, как классифицировал такие работы Б.Дюборжель.

Здесь же считаем важным дать пояснение и указать на выявленные исследователями детского рисунка причины того, почему ребенок рисует небо и землю в виде цветных полос:

Если спросить ребенка, рисующего пейзажи подобным образом, что это за синяя полоска вверху листа, он ответит, что небо, если спросить про полоску по нижнему краю формата — ответит «земля», а если спросить, о том, что же на рисунке между небом и землей, ребенок скажет: «А это воздух. Он бесцветный.»

Здесь нужно еще раз подчеркнуть отмечаемое многими исследователями обстоятельство: дети не умеют наблюдать. Ученик начальной школы

-- 231 --

смотрит вверх и видит небо, смотрит вниз и видит землю, но не сводит все увиденное в систему, поэтому и рисует все так, как увидел (фрагментарно): в верхней части листа — небо, в нижней — земля. Приведем пример из нашей практики:

Начав работать с учениками второго класса, у которых я раньше не проводила занятия по изобразительному искусству, я столкнулась с описанной выше проблемой: учащиеся изображали небо и землю в виде двух цветных полос. Небольшими группами приглашая детей подойти к окну, я показывала рукой вверх, в небо и говорила: «Смотрите, небо у нас над головой темно-голубое». Затем, медленно опуская указующую руку к горизонту, я говорила: «Смотрите, а вот небо опускается, опускается, становится все светлее, светлее, и сходится с землей.»

Потом я показывала рукой вниз и говорила: «Смотрите, а под ногами у нас земля.» Затем, медленно поднимая указующую руку к горизонту, я говорила: «И землю мы видим не только внизу, но и впереди, и дальше, дальше, и выше, пока она с небом не встретится. Давайте теперь и в наших рисунках покажем, как небо и земля встречаются.»

В конце урока во всех работах появилась линия горизонта, которую дети, конечно же, ежедневно видели. Но о том, что горизонт можно и нужно отразить в рисунке, об этом ученики раньше не задумывались. Изменения оттенка небосклона по мере приближения к горизонту тоже видны достаточно хорошо, но, как уже отмечалось, дети не умеют наблюдать и наблюдению нужно учить. Нужно учить детей смотреть на мир и видеть оттенки. Чтобы небо в рисунках ребенка восхищало богатством красок, нужно обращать внимание ученика на то, как утреннее небо отличается от вечернего, в какие оттенки окрашены облака в ясный день, в пасмурную погоду, на закате, на восходе и т. д., иначе небо в работах детей так и останется монохромно-синим.

Точно так же нужно обращать внимание учеников на то, как меняются цвета трав и деревьев в течение суток, иначе зелень листвы и травы будет неестественно зеленой и т. д. Приведем пример из практики:

На уроке изобразительного искусства в начальной школе детям был задан вопрос: «Ребята, а кто-нибудь из вас когда-нибудь видел, что когда солнышко садится, и его лучики становятся красными, то ветки елок на свету становятся коричневыми, а в тени — изумрудными?» Класс моментально разделился на две неравные части: одни дети с загоревшимися восторгом глазами воскликнули «да!» и подняли руки. Таких было немного, но и не слишком мало. Эти ученики замечали изменения, происходящие вследствие перемены освещения, но, вероятно, тогда не придали тому значения. После моего вопроса произошло осмысление. Остальные учащиеся сидели молча, и сосредоточенно всматривались в свои воспоминания. В их глазах читалось непонимание. Они не «видели», и мы не думаем, что описанное мною в вопросе явление они могли бы себе представить. В данном случае, чтобы понять, ребенок должен посмотреть и «увидеть».

-- 232 --

Помимо прочего важно отметить, что неумение наблюдать, хоть и является одной из ключевых причин однотонности изображения неба и земли в детских работах, но не является единственной. Взрослые много раз говорят детям, какого цвета небо, земля, трава, деревья. В итоге ребенок учится классифицировать мир, усваивает выработанную обществом систему «эталонов цвета» [3, 5, 6, 7]. К примеру, дети знают, что небо «синее», поэтому и выкрашивают его синей краской. Чем старше ребенок, тем сильнее его желание рисовать «похоже», и он начинает рисовать «правильными» цветами, не осознавая, что при помощи одних только эталонных цветов невозможно передать все то многообразие, которое можно увидеть в жизни. В повседневной жизни огромное количество оттенков мы обозначаем одним словом: красный, зеленый, синий… Но для того, чтобы убедительно отразить в живописной работе реальный мир, передать «настроение природы», ребенок должен научиться «видеть» многочисленные оттенки, полутона.

С целью преодоления у детей шаблонности восприятия мира разными авторами [3, 5], в том числе и нами [1], предложены системы творческих заданий, акцентирующих внимание «юных художников» на многоцветии мира.

Список литературы:

1. Бубнова, М. В. Видеть многоцветный мир. Работа с цветом на уроках изобразительного искусства в V – VI классах [Текст]: Методическое пособие для учителей и руководителей детских художественных студий / М. В. Бубнова. — М.: Издательство «Спутник +», 2010. — 32 с.

2. Duborgel, Bruno. Le dessin d’enfant: Structures et symboles. Paris: Delarge, cop. 1976, 226 p., ill.

3. Коротеева, Е. И. Восприятие цвета в развитии художественно-творческих способностей школьников [Текст] / Е. И. Коротеева // Искусство в школе. — 1996. — № 2. — С. 42 – 45.

4. Кузин, В. С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе [Текст]: учебник. — 3-е изд. перераб. и доп. / В. С. Кузин. — М.: АГАР, 1998. — 336 с., ил.

5. Мелик-Пашаев, А. А. Развитие у детей способности пользоваться цветом как выразительным средством: психолого-педагогические рекомендации для преподавателей детских художественных школ и преподавателей художественных отделений школ искусств [Текст] / А. А. Мелик-Пашаев. — Махачкала, 1998. — 27 с.

6. Мухина, В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального

опыта [Текст] / В. С. Мухина. — М.: «Педагогика», 1981. — 239 с., ил.

7. Усова, А. П. Педагогика и психология сенсорного развития и воспитания дошкольника [Текст] / А. П. Усова, А. В. Запорожец // «Теория и практика сенсорно-го воспитания в детском саду» / Под ред. А. П. Усовой, Н. П. Сакулиной. — М.: «Просвещение», 1965. — С. 3 – 18.

-- 233 --

ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ

Бубнова М.В. Восприятие оттенков юным художником при работе над пейзажем: увидеть, понять, отобразить // Образование. Наука. Культура. Материалы VI Международной научно-практической конференции: сборник научных статей. Под общей редакцией Б.В. Илькевича, Ответственный редактор: Н.В. Соловьева. 2015. С. 230-233.