Найти тему
Украина.ру

С сумочкой против неонацизма. Женщина может победить вселенское зло в одиночку

Это случилось 13 апреля 1985 года в шведском городке Векше, о чем стало известно во всем мире, но очень актуально и сейчас, когда на Украине идет настоящая борьба с неонацизмом и неофашизмом и многие ищут свое место в этой борьбе и утверждают, что не могут найти

Оказывается же, что быть антифашистом и бороться с неонацизмом и неофашизмом можно по-разному — оружием, словом, законом. Но можно, вы не поверите, и простой дамской сумочкой. У подвига одно измерение – сам подвиг, а не способ его осуществления. И один человек может сделать многое в борьбе со злом, показав, что он не боится этого зла.

Но бороться, увы, совсем не означает победить. Это всей своей жизнью и доказала Данута Даниэльссон из небольшого городка Векше на юге Швеции. Но она поборолась как смогла.

В 1985 году в СССР только-только начиналась перестройка и делались первые шаги к ревизии Великой победы советского народа над нацизмом и фашизмом в Великой Отечественной войне. Тогда в СССР впервые открыто прозвучало: «Не победили бы тогда, сейчас пили бы баварское пиво с сосисками».

А в социал-демократической Швеции все шло своим чередом: левые уже боролись не только за социальные права человека, но и за всевозможные извращения под видом защиты этих прав. Не так, конечно, как сейчас, когда приоритетная защита ЛГБТ-сообщества — мерило всех правозащитных движений, но начиналось все уже тогда.

Шла такая демонстрация и в Векше, а противостоять ей вышло не очень большое шествие неонацистов-скинхедов, бритоголовых, в джинсах, кожаных бомберах, тяжелых ботинках и с флагами — неонацистской партии Nordiska rikspartiet и государственными шведскими (это чтобы полиция не трогала).

А Данута в ту субботу повела сына-подростка в кондитерскую в центе городка, где продавались пирожные, которые он очень любил. И увидела неонацистов. И ее женское сердце не выдержало, она подбежала к колонне и огрела одного из нациков по голове небольшой дамской сумкой, с который вышла в город.

Ни конкретный 19-летний неонацист, которого звали Сеппо Селуска, ни Данута, ни ее сумочка не пострадали. Зато очень досталось неонацистам. Возмущенные горожане и левые из соседней демонстрации набросились на них с палками и криками «интернационал», стали теснить и избивать. В конце концов их обратили в бегство и загнали на местный вокзал, где «борцы за расовую чистоту» укрылись в туалете, откуда и вызвали полицию, чтобы та спасла их.

Полиция и спасла, а все получилось крайне символично для всех уличных «борцов»: они сильны, когда их больше и есть возможность напасть со спины.

Но Данута с того момента стала знаменитой на весь мир и, как водится в современном информационном обществе, превратилась в одну из икон антинацистской борьбы. Все дело в том, что присутствовавший на акции фотограф Ханс Рунессон запечатлел момент удара сумочкой, и этот снимок стал в Швеции сначала фотографией года, а потом — и «фото ХХ века».

Самой героине не понравились ни снимок, ни обрушившаяся на нее слава, ни повышенное внимание со стороны общественности, политиков, журналистов. На фото она получилась с короткой неуложенной стрижкой, в каком-то невнятном пиджаке, длинной плиссированной юбке, неудобных туфлях и гораздо старше. А ей тогда было всего 38 лет.

Кроме того, славословия в ее адрес перемежались с угрозами неонацистов расправиться с нею и ее семьей. А семью она любила больше всего. Ради сына терпела не очень хорошие отношения с охладевшим к ней мужем, работала на нескольких работах и оберегала его от назойливого внимания окружающих.

Особую пикантность этому вниманию, пересудам и даже травле придавал тот факт, что Данута (девичья фамилия Сень) была иммигранткой из Польши, и в Швеции до нападения на скинхеда жила всего три года. Дома, в польском городке Гожув-Великопольский, она и родила своего сына, и в 1981 году на польском джазовом фестивале познакомилась со шведским спортивным журналистом Бьорном Даниэльссоном («Бизоном»), который был на 22 года ее старше.

Они поженились и через год из-за обостряющейся в Польше политической обстановки и наступающей поздней социалистической нищеты перебрались в Швецию, в Векше. Там Данута неплохо выучила язык, устроилась на несколько работ. Но все замечали, что она страдала от депрессии, иногда была грустной и подавленной, иногда энергичной и предпочитала лишь общество нескольких польских подруг, тоже иммигранток.

А ее реакция на неонацистов на площади была естественным рефлексом защиты и негодования. На всю ее короткую жизнь непосредственно повлияла гитлеровская нацистская оккупация, память об ужасах которой она получила в наследство от матери. В годы войны мать Дануты прятала у себя еврейскую девочку, за что и была отправлена а лагерь смерти «Майданек». Но каким-то чудом ей удалось откупиться, и ее направили на принудительные работы в Германию.

Оттуда мать вернулась с сильно подорванным здоровьем, в том числе и с психическим расстройством, которое прогрессировало, потому что вдобавок ко всему мужа, отца Дануты, после ее рождения в 1947 году угнали в Сибирь. После всего этого мать не оправилась, и Данута воспитывалась у родственников. А потом полученную в наследство от матери психическую травму тоже лечила в Векше, в госпитале при монастыре Святого Зигфрида.

И в атмосфере «всеобщей славы» Данута смогла прожить только три года. В 1988 году она взяла с собой фотокамеру и поднялась на лифте на самую вершину водонапорной башни в Векше, настояла, чтобы ей открыли дверь и помогли сделать фото города сверху, и бросилась из окна вниз. Ей был всего 41 год. А всем окружающим, кажется, полегчало, потому что, как написала журналистка Любава Малышева, «Швеция получила безобидного мертвого героя, с памятью которого можно делать что угодно, например выкинуть в мусор».

Но история Дануты Сень-Даниэльссон, ее фото с сумкой, бьющей неонациста, в мусорник не попали, но испытали что-то подобное: стали неотъемлемой частью масскульта. Как нечто похожее случилось со знаменитым фото Эрнесто Че Гевары в берете.

И второй всплеск внимания к себе Данута Даниэльссон получила уже на пике воинствующего феминизма и на волне борьбы за гендерное равенство, когда выросшая в Векше шведская художница и скульптор Сюзанна Арвин в средине 90-х годов прошлого века решила привлечь внимание к судьбе и роли обычных женщин-домохозяек и создала свое первое изображение «шведской тетушки с сумкой в руках».

А в 2013 году художница пошла еще дальше и создала скульптуру «С сумочкой как с оружием», образцом для которой послужило знаменитое фото Дануты, бьющей неонациста.

Фотографии шведской тетушки и особенно тетушки, бьющей сумочкой, стали, как сейчас говорят, мемами, и к 30-летию поступка Дануты в 2015 году, восемь лет назад, в городе Векше решили увековечить его памятником. То есть установить большую скульптуру «С сумочкой как с оружием».

Вот тут-то и вскрылись не только нравственная гниль, обычная человеческая подлость, скрытый цинизм и рафинированное фарисейство значительной части якобы «прогрессивного» и «респектабельного демократического» общества и его правящего бюрократического класса, но и их подлинные политические предпочтения и двойные стандарты, удачно скрытые под показными политкорректностью и толерантностью.

Власти Векше выступили против установки памятника у себя в городе. Во-первых, потому, что якобы нельзя ставить монументы, прославляющие... насилие. Глава городского совета Векше Ева Йоханссон в интервью американской «Вашингтон Пост» так и сказала: «Безусловно, мы сторонники демократии и свободы слова, и мы не любим нацистов. Но мы не можем смириться с ситуацией, когда один человек избивает другого, потому что он ему не нравится».

Во-вторых, — и это особенно омерзительно! — многие шведы, в том числе и наделенные властью, как видим, встали на защиту конкретного человека, «настоящего шведа-викинга», который-де подвергся насилию со стороны «старой обезумевшей еврейки-иммигрантки». В Швеции опять начали муссировать тему якобы еврейского происхождения Дануты, которая сошла с ума оттого, что нацисты преследовали в концлагерях ее родителей и братьев.

То, что Данута — чистокровная полька, предки которой жили в маленькой деревне на юго-востоке Польши, в Люблинском воеводстве, и только перед рождением дочери её родители переехали в город Гожув-Великопольский, было доказано расследованием шведской же газеты Smаlandsposten.

Но с другой стороны, а что бы менялось в этой ситуации, если бы Данута была еврейкой или полуеврейкой? Затем начали муссировать информацию о ее психическом нездоровье и помешательстве, повторять свидетельства очевидцев о том, что Данута, мол, при жизни просто так часто сама себе под нос что-то бормотала или даже кричала на своих воображаемых собеседников.

Ну а вершиной «толерантности» стала защита «человека, который не нравится». То есть ударенного неонациста Сеппо Селуски, якобы ставшего жертвой «сумасшедшей женщины». А между тем даже краткая биография этого персонажа свидетельствует: он ментальный убийца. Через полтора года после столкновения с Данутиной сумочкой Сеппо вместе с подельником в Гетеборге пытали и замучили до смерти еврея-гомосексуалиста Людвига Бухвальда, а потом, чтобы скрыть улики, сожгли его в собственном доме. За это Сеппо сел на 4 года в тюрягу.

После освобождения уже в 1992 году он попытался утопить мужчину арабского происхождения, а в 1995 году был причастен к коллективному убийству гея в Гетеборге. Потом, после очередной отсидки, в 2004 году Сеппо снова убил человека и наконец-то был приговорен к пожизненному заключению. И вот права этого человека многие в Швеции готовы защищать приоритетнее, чем поступок Дануты.

И потому в 2015 году памятник Дануте в Векше установить не удалось. По всей Швеции прокатилась своеобразная акция протеста: неравнодушные шведы вешали на памятники обыкновенные женские сумочки. А петиция об установке памятника набрала более 100 000 подписей, авторы которых утверждали: это памятник не насилию, а смелости.

В итоге памятник был установлен. Но как! Скульптора Сюзанну Арвин затравили и придавили разговорами о компромиссе так, что она согласилась не только переименовать памятник, но и изменила лицо героини. Теперь это памятник не Дануте и ее поступку, а называется «Женщина с сумочкой».

Однако неравнодушные люди, желающие жить в свободном обществе, в котором нет места дискриминации и ксенофобии, все равно понимают, что к чему. Журналист Зоралис Перес как-то написал о Дануте: «Представьте, что в вашем городе идет целая колонна воинственно настроенных молодых людей, которые пропагандируют идеи нацизма. Большинство людей в такой ситуации почувствуют страх, неуверенность, злость, может быть, дискомфорт. Я почти уверен, что большинство людей постарается перейти на другую сторону улицы или вообще уйти оттуда. Женщина на снимке, однако, поступила иначе».

Памятник в Векше и должен был бы стать памятником этому «иначе», который может подать пример другим людям, сделать их свободнее и чище. Если они, люди, пожелают, конечно.

Люди в Швеции, увы, не пожелали. И сегодня, если верить справочникам, шведский предприниматель Лассе Дидинг в 2015 году выкупил статую «С сумочкой как с оружием» и передал ее в дар муниципалитету Варберг. Там она и демонстрировалась в местной крепости. Но в апреле 2016 года толерантно-политтерпимый совет города по культуре проголосовал против принятия дара. По известной причине: «Не можем пропагандировать насилие».

И в настоящее время статуя находится в саду виллы Дидинга в Варберге. А в 2018 году копия статуи была установлена в Алингсосе, небольшом шведском городке с 22 тысячами населения. А Швеция зато скребется у порога НАТО — так, как шведам кажется, насилия нет совсем...