Революция — это движение назад, а не вперед. Это всегда ренессанс, возрождение забытого, возврат к истоку, который и дает энергию для порождения того, чего не было ранее никогда.
Но вот что интересно: если революция Ренессанса черпала энергию из сравнительно недавнего прошлого, а именно из Античности, то революции XX века уводят в самое изначалье, в человеческую первобытность.
Два основных философских течения современности — это марксизм и фрейдизм. Оба произвели революцию — социалистическую и сексуальную, хотя те и были впоследствии умело интернированы капитализмом.
По Марксу коммунизм должен снять в себе все противоречия антагонистических формаций и по сути вернуть нас к неантагонистическому обществу первобытно–общинного строя на новом витке исторической спирали. И Фрейд с его бессознательным — это попытка освободить человека от всех накоплений цивилизации, открыть в нем первобытного человека, задавленного требованиями цивилизации. Маркс менял социум, Фрейд — индивида, но оба стремились вернуть первобытность.
Собственно, и структурная антропология также исходит из идеи неизменной первобытности человека: примитивные общества не так уж и примитивны, да и вообще в основе своей имеют много общего с самым современным социумом. Хайдеггер своим Дазайном тоже намечает такую структуру бытия, которая могла бы быть узнана и дикарем, и постмодернистом.
Действительно, эволюция человека с древнейших времен носит социальный, а не биологический характер. Человек сегодня биологически ничем не отличается от кроманьонцев, оставивших свои рисунки на стенах пещеры Шове 35 тысяч лет назад. Ну, видимо к XX веку весь этот "цивилизационный нарост" уже начал тяготить человека и восприниматься как слой грязи, от которого очень хочется избавиться.
Об источниках вдохновения революций XX века
13 апреля 202313 апр 2023
48
1 мин
5