Рубрика "Стар Трек: космический уровень психологии общения". Выпуск 12. Серия 13 "Совесть короля" ("The conscience of the king").
Капитан Кирк попадает под чары красивой актрисы Ленор. Изначально у него был к ней неромантический интерес, как выяснилось – у нее тоже. Но всё это становится ясно лишь по ходу развития сюжета. А если оставить сюжет данного эпизода в покое, то можно увидеть красивый и дерзкий флирт, в котором комплименты играют не последнюю роль.
Хороший комплимент может многое! Не случайно искусством комплимента хорошо владеют пикаперы и опытные ценители прекрасного пола.
Женщины чаще ведутся на комплименты мужчин. Но вовсе не потому, что на мужчин комплименты плохо действуют! Мужчины любят их, возможно, даже больше, чем женщины. Но в нашем обществе большинство женщин просто не умеют, стесняются или не считают нужным делать комплименты. А вот для мужчины сделать комплимент – что-то вроде обязательного навыка и признак хороших манер.
Сложно сказать, нравился ли капитан Кирк Ленор на самом деле, но она определенно была заинтересована в сближении с ним. На комплименты девушка не скупилась.
1. Прямой визуальный контакт
Хорошие, сильные комплименты всегда сопровождаются уверенным, открытым прямым визуальным контактом. В нем и приглашение к флирту, и обещание на продолжение, и (возможно, это самое главное) убедительность, которая заставляет поверить словам говорящего.
Улыбка бывает уместна, а бывает, что лучше без нее, но взгляд "глаза в глаза" чуть ли не обязательный элемент обольщения.
Прямой визуальный контакт дает обольстителю еще одну восхитительную возможность. Если время от времени на краткий миг делать вид, что он "невыносим", и опускать, прикрывать глаза, это будет воспринято, как смущение.
Ленор продолжительное время выдерживает прямой визуальный контакт, поддерживает его, но когда капитан Кирк проявляет к ней интерес, девушка опускает глаза.
Капитан попался дважды! В первый раз ему польстил интерес к его особе, который читался в открытом взгляде. Во второй раз ему польстило то, что ему удалось смутить Ленор.
2. Исключительность и проницательность
Ленор и капитан Кирк покидают вечеринку – им обоим приятнее побыть в обществе друг друга, нежели среди шумной компании. Ленор задумчива, чем провоцирует капитана задать ей вопрос, что случилось.
– На вечеринке вы вели себя довольно дерзко!
– А сейчас?
– Сейчас вы другой. Капитан корабля должен быть сильным и уверенным при экипаже. Но вы ведь совсем не такой! В душе вы очень одиноки.
Само собой, человек в социуме и "в душе" всегда другой. Так что сказать нечто подобное – почти 99 %, что попадешь в точку. Прибавим к этому хоть какие-то познания из области психологии.
В этой серии один из членов экипажа говорит: "Всякий командир обречен на одиночество". Ленор, зная о статусе капитана, скорее всего, понимала и это, так что ее 99 % могут легко превратиться в 100.
Кирк в разных сериях, то тут, то там, говорит о своем одиночестве – он его действительно ощущает. В его жизни есть только "одна женщина" – это звездолет "Энтерпрайз". Вот на ней он и женат. Пожизненно. Долг всегда зовет, интрижки с коллегами непозволительны.
Одиночество и желание быть понятым во многом определяют поведение большинства людей, даже таких сильных и уверенных, как Кирк. Обольстителю нужно лишь сказать то, что человек сам о себе думает, знает. Ну, или, по крайней мере, то, на что он надеется.
Нередко женщины, которые вроде бы считают себя непривлекательными, в глубине души всё же верят, что они тоже могут кому-то понравиться, что их могут оценить по достоинству. Стоит такой женщине озвучить, что ее одиночество непонятно (и куда смотрят мужчины?) или что не каждому дано увидеть ее красоту, и она охотно примет это за чистую монету. С мужчинами история та же. Не обязательно говорить про внешнюю привлекательность. Можно упомянуть чувство юмора, уверенность, адекватность, физическую силу, благородство, интеллект.
3. Немного преувеличенная, но всё же правда
Ленор использует простой прием, который позволяет говорить о достоинствах человека "не в лоб". Она проводит параллели между кораблем "Энтерпрайз" и его капитаном, при этом оформляет это в виде вопроса:
– Огромная сила, волнуется, бьется, но остается под контролем. Вы такой же, капитан? В ваших руках огромная сила!.. Всё это, вся эта мощь... Звездный Цезарь и Клеопатра, которая ему поклоняется...
В реальной жизни я была свидетельницей тому, как эту формулу использовали женщины:
– Твой характер такой же, как у твоего авто? Решительный и брутальный?
– В твоем подчинении несколько тысяч человек! Наверное, босс такой компании должен быть амбициозным и уверенным?
Когда рассуждаешь о таких словах вне контекста и ситуации, думается, что как-то слишком уж это откровенно и больше похоже на лесть. Но в моменте, вкупе с эмоциями, невербальными сигналами, вовлеченностью в разговор, всё это производило должное впечатление!
Здесь важно попасть именно в то качество, которое у человека реально присутствует, и немного его преувеличить. Капитан Кирк действительно почти полководец. Хотя его "войска" по большей части научные, пострелять там тоже есть чем, да и удобный случай время от времени представляется. Приказы Кирка не обсуждаются. Упомянуть Цезаря было со стороны Ленор очень кстати.
После таких слов "Цезарь" уже просто не мог не поцеловать "Клеопатру". Увы, когда чувства искренние, в обольщении обычно нет необходимости. Ленор не просто так обхаживала капитана. Большое количество хороших комплиментов здравомыслящего человека, скорее, натолкнет на размышления или подозрения.
Главный секрет
Искусство комплимента заключается не столько в том, чтобы соблюсти все "правила", сколько в том, чтобы выглядеть искренне. Искренность или видимость искренности, пожалуй, и есть главный секрет хорошего комплимента.
По-моему, никто не сказал об этом лучше, чем Жан Жироду (французский писатель и дипломат ХХ века):
"В жизни главное – искренность. Научитесь изображать ее, и успех обеспечен".