Егора Тимофеева знают ценители хорошей музыки: больше 20 лет назад он создал группу «МультFильмы», которую до сих пор считают лучшей российской бритпоповой командой. Однако в начале 10-х годов деятельность музыкантов практически прекратилась, концертов стало меньше, альбомы не записывали. Во многом это было связано и со здоровьем лидера: у Егора были сильные проблемы с суставами ног.
Мы поговорили с музыкантом о том, из чего рождаются песни, как важно помогать людям вовремя и чем лечиться, когда тебе плохо. В разговоре приняла участие директор благотворительного фонда «ИРИНАС» Нина Корнеева.
- Егор, расскажите о своей болезни. Что с вами случилось и почему вы вынуждены были на время прервать музыкальную карьеру?
Егор Тимофеев: История была странная – я начал замечать проблемы с двигательным аппаратом, стало неудобно ходить. Одна нога ослабла, потом вторая. Начал сдавать анализы – врачи не знали, какой диагноз ставить, предполагали что-то с нервной системой. А я уже почти не мог ходить. Под конец догадались сделать обычный рентгеновский снимок, и оказалось, что у меня практически разрушены тазобедренные суставы. Если бы диагноз поставили раньше, может быть, было бы лучше, но обнаружили на такой стадии, когда я уже на костылях ходил. Денег на лечение у нас не было, и мы с женой написали об этом в интернете, подумали, кто может, поможет. Нам действительно помогли, многие откликнулись, друзья-музыканты помогли. Собрали мы достаточно быстро нужную сумму, и мне сделали операцию.
- Кто из известных людей откликнулся? Знаю, Земфира* (лицо, признанное в РФ иноагентом), Найк Борзов помогали…
ЕТ: Да, они помогали. Я даже других имён и не знаю, ведь доброта любит тишину. Мне ребята не рассказывали, что переводили деньги. Многие это делали инкогнито. Когда Земфира* позвонила, мы уже набрали нужную сумму. Она предложила всё сразу оплатить, но было уже не нужно. Мы её поблагодарили. Это было приятно.
Нина Корнеева: Это хорошая фраза, что доброта любит тишину. Благотворительный фонд «Иринас» постоянно оказывает адресную помощь, мы всегда говорим, что у нас ведётся сбор. На сегодняшний день многие наши сборы помогает закрыть учредитель, его зовут Хасан Сюлюн, и он делает это безмолвно. Учредитель и его жена помогали детям и до создания фонда, находили их с помощью «сарафанного радио». А когда жены не стало, Хасан сказал, что не хочет останавливаться и готов помогать дальше.
- Но вернёмся к теме звёзд. Получается, что сбор легче закрыть, если в нём участвует звезда?
НК: Да, звёзды помогают. Это увеличивает уровень доверия.
ЕТ: Если артист, который тебе нравится, актёр или музыкант, которому ты доверяешь, участвует в закрытии сбора, тут уже не отвертеться, я бы сказал (улыбается).
НК: Когда мы только начинали, пользовались массовой рассылкой. Напишешь в 20 организаций, из них две-три откликаются. Но если кто-то медийный расскажет об этом сборе, эффект гораздо больше, сбор можно закрыть буквально за сутки, его больше смотрят.
ЕТ: И сомнений меньше, что это могут быть мошенники. Это тоже работает. Я сам на такое натыкаюсь и задумываюсь, правду ли пишут те, кто просит о помощи. Если же информация появляется на официальной странице у артиста, там вероятность обмана меньше, потому что это должно проверяться. Если бы я стал размещать у себя на странице, я, конечно, проверил бы всё.
- А вы сами занимаетесь благотворительностью, помогаете кому-то?
ЕТ: Да, мы участвуем в благотворительных концертах, у нас есть даже какие-то грамоты. Выступления такие обычно бесплатные для нас, мы не получаем гонорар, но за них дают почётные грамоты или другие призы. А средства идут на помощь и лекарства детям.
- Есть ли такое понятие – музыкотерапия? Может ли музыка помочь больному человеку в реабилитации, принять и справиться с болезнью?
ЕТ: Безусловно. Здесь, я думаю, нужно обратиться к той музыке, с которой начиналась меломания человека, вспомнить те кассеты, пластинки, которые он слушал в юности. Например, когда я слышу ранний Modern Talking или Bad Boys Blue, поп-музыку середины-конца 80-х годов, у меня прямо мурашки. Я предлагаю заново возвращаться в те эмоции, те впечатления. Но и от новой музыки может быть такой эффект. Есть же даже специальное исследование, как на человека действует симфоническая громкая музыка или, наоборот, тихие флейточки, свирели… С помощью определённой музыки лечат психические расстройства, и реабилитация тоже может быть. Я думаю, хороший специалист может даже рецепты выписывать (улыбается).
- А вас лично какая музыка выручает в то время, когда вам плохо?
ЕТ: Как ни странно, я мало музыки слушаю, у меня в машине даже нет магнитофона. Когда я болел, не мог ходить, я очень много кино смотрел. Мне тогда планшет подарили, и я фильмы целыми днями смотрел, в основном, скандинавские триллеры. Когда думаешь, думаешь, и в конце – раз, и всё оказалось совсем не так. От этих фильмов становилось легче. А что касается музыки, мне больше нравится играть, а не слушать. Все музыканты у меня – такие меломаны! Когда мы куда-то едем, разговоры у нас о музыке, они знают всех музыкантов, даже редких, кто где играет, в какой группе. Они все профессионалы, Гнесинку закончили, живут этим. А у меня это начиналось как увлечение, я учился в педагогическом университете имени Герцена. В то время мы играли «Битлз» в подземном переходе, а потом всё завертелось. Мне кажется, люди перестают быть меломанами годам к 20-25. Меломания – это же история подросткового возраста, лет 16-17, когда слушаешь, слушаешь, слушаешь, а потом это проходит. Я не могу сказать, что меня каким-то образом лечила музыка, это не мой случай.
- А создание музыки помогает в такое время? Пишутся ли песни во время депрессии?
ЕТ: Как ни странно, тяжёлые периоды бывают плодотворными. Весёлые песни в такое время не пишутся, но светлые и глубокие получаются. Я заметил, что когда всё в порядке, думаешь, пойду песню напишу. И так редко получается. Придётся долго над этим сидеть, вымучивать и где-то нужно будет заимствовать, потому что любое сочинительство – это своеобразная компиляция того, чем наполнен твой музыкальный мир. Ты собираешь из этих кусочков что-то новое, и это получается твоё. В творчестве не бывает абсолютно оригинального продукта: человек выплёскивает то, что в нём переварилось, пережилось, он выбирает то, что ему понравилось. А в критической ситуации все переживания оказываются снаружи. И тогда песни пишутся сами собой: я беру гитару, и у меня и аккорды есть, и слова, как будто не я их сочинял, а они через меня воспроизводятся.
Если чем-то и мотивировать молодых ребят, которые болеют, которым тяжело, то созданием своей музыки. У меня увлечение музыкой началось в 12-13 лет, когда я первую гитару в руки взял, она с нейлоновыми струнами была, чтобы играть не больно. У меня тогда появились песенники «Битлз», я изучал все аккорды, так интересно было, как на Эверест подниматься, когда получается сыграть песню, которую с пластинки слышишь.
- Люди какого возраста ходят к вам на концерты сейчас? Есть молодёжь или больше тех, кому за 30-40 лет, кто ещё помнит первый состав «МультFильмов»?
ЕТ: Сейчас, когда мы начали раздувать историю с новым альбомом (8 февраля 2023 года у группы вышел долгожданный полноформатный альбом «F либо A» - прим. ред.), появилось много новых людей, молодых. На концерты приходят ребята по 18-19 лет. Года три-четыре назад ходили в основном наши ровесники. А сейчас больше людей приходят и больше молодёжи, и ещё с детьми стали приходить, уже со взрослыми детьми. И просто приходят поинтересоваться, что за группа.
- Это, наверное, во многом связано с продвижением в соцсетях. Скажите, насколько соцсети помогают в продвижении?
ЕТ: Я в этом не сильно разбираюсь, но я вижу результат. Раньше мне было дико представить, что на рекламу нужно потратить 30 тысяч рублей. Теперь я знаю, как всё работает. Года три назад, когда мы только начинали возвращаться к слушателям, мы распечатали бумажные афиши в типографии, тысячу штук. Нам нужно было их распечатать и расклеить. Заплатили очень много. Нам прислали отчёт: где-то на пяти будках эта афиша расклеена. Нам весь тираж не показали, а потом мне знакомые объяснили, что в Петербурге есть такая афишная мафия, они даже побить могут, если наклеишь что-то не то.
Кстати, сейчас альбомы уже особо не записывают, мне говорят, что я в этом отношении старомодный. Взял, одну-две песни написал, какой-нибудь видосик на них снял и всё, высокохудожественного снимать ничего не нужно. Но мы всё равно альбом выпустили целиком, по старинке. Мне предлагали, чтобы людей заинтересовать, выкладывать по одной-две песни, а не сразу целый альбом, но мне эта идея не понравилась. Мне нравится, когда можно 45-50 минут отслушать полноценный альбом. На следующий альбом пока нет материала, есть всего две песни, которые я хочу записать. Наверное, мы их запишем, и будет такой сингл.
- Возвращаясь к теме благотворительности, хочу спросить: очень часто у больных детей бывает мечта – увидеть своего кумира, звезду, музыканта, артиста. Не обращались ли к вам по такому поводу, и если предложат, согласитесь ли на встречу с больным ребёнком?
ЕТ: Да, я готов. Мы уже немного занимаемся благотворительностью – ездили в детский дом, в больницу к детишкам. Я уверен, что встреча с кумиром поможет ребёнку, если это не просто артист, а важный для него человек. Если ему просто говорят: вот это известный художник или известный музыкант, а он сам этого не знает, тут может не сработать. Если нужен будет просто какой-то артист или группа, мне будет странно на это соглашаться. А если нас пригласят адресно, конкретно нашу группу, это поможет, будет крутая мотивация!
Оригинал статьи размещён на сайте ОбнимиМеня.Ру. Автор - Дарья Рыкова.