Рей Брэдбери привнес в фантистику свое видение. В его произведениях ситуации, описанные им, не только раскрывают внутренний мир его персонажей, но и заставляют читателя задуматься о жизни и будущем. Брэдбери интересуется не только достижениями науки и техники, он также заставляет людей задуматься о природе человека, о целесообразности действий и возможных последствиях.
Философские размышления о смысле жизни, судьбе человечества и вечных ценностях также занимают важное место в произведениях этого писателя. Брэдбери – не просто мастер сюжета и выдумки, он также является лириком и психологом.
Вспомним самые интересные проекты в кино, в анимации и на телевидении, основанные на его произведениях.
Пришелец из космоса (1953)
Рэй Брэдбери взял за отправную точку для написания сценария фантастической картины свой собственный рассказ "Дело вкуса", который повествует о пауках на далекой планете, обладающих большим умом, чем прибывшие на их планету инопланетные астронавты. Позже студия "Юниверсал" взялась за этот сюжет, а Джек Арнольд, будущий режиссер "Создания из Черной лагуны", впервые сел в кресло режиссера на съемочной площадке фантастического фильма
Моби Дик (1956)
В середине 1950-х годов Джон Хьюстон, известный режиссер, пригласил Рэя Брэдбери, уже получившего мировую известность благодаря «Марсианским хроникам», в Ирландию, чтобы совместно адаптировать для кино роман Германа Мелвилла «Моби Дик». Хотя Брэдбери признался, что никогда не мог осилить этот "проклятый роман", он все же принял приглашение и прочитал его за одну ночь. Поездка в Дублин также произвела на писателя огромное впечатление. Фильм "Моби Дик" стал известен благодаря блистательной игре Грегори Пека в роли безумного Ахава и великолепным морским схваткам с Белым Китом. Брэдбери заявил, что "Моби Дик" оказал большое воздействие на его жизнь на протяжении 50 лет.
Альфред Хичкок представляет (1956-1962)
Брэдбери и телевидение нашли друг друга ещё в начале пятидесятых, и сотрудничество с Альфредом Хичкоком оказалось особенно плодотворным. Режиссёр не мог пройти мимо некоторых сюжетов писателя, и в первой версии своего сериала использовал пять его произведений. В ремейке, созданном студией Universal TV в восьмидесятых, был включён лишь один рассказ Брэдбери - «Банка», который был экранизирован самим Тимом Бёртоном.
451 градус по Фаренгейту (1966)
Эта картина стала культовым фильмом известного режиссера, который основал свою работу на культовой книге еще до ее выхода в прокат. Фильм был снят Франсуа Трюффо на английском языке и стал его первым экспериментом с цветным изображением. Режиссер умело передал темы романа и создал мир, лишенный чувств, который хорошо подошел для романтических героев, сыгранных Оскаром Вернером и Джули Кристи. В наше время, Фрэнк Дарабонт, который успешно экранизирует произведения Стивена Кинга, работал над своей версией фильма, но, к сожалению, проект так и не был осуществлен. Вместо этого была создана телевизионная адаптация от Рамина Бахрани и Амира Надери, в которой Майкл Б. Джордан, Майкл Шэннон и София Бутелла сыграли главные роли.
Татуированный человек (1969)
Этот фильм основан на сборнике рассказов «Человек в картинках» и был снят талантливым телевизионным режиссером Джеком Смайтом, который известен своими работами над сериалами «Сумеречная зона» и «Альфред Хичкок представляет». Однако, основную известность этому фильму принес факт того, что на создание макияжа для персонажа Рода Стайгера было потрачено целых 10 часов. Стайгер играет в этой ленте вместе с Клэр Блум, и именно их переплетающиеся сюжеты удерживают зрителя в напряжении. В остальном же фильм слишком сильно напоминает телевизионные работы режиссера, включая декорации, которые кажутся взятыми из сериала «Сумеречная зона».
Этот фантастический мир (1979-1990)
В Советском Союзе был очень популярный цикл телеспектаклей, который выходил на телевизионном экране в течение десяти лет. Главным ведущим этого проекта был космонавт Георгий Гречко, а сюжеты включали произведения отечественных и зарубежных фантастических писателей. Некоторые эпизоды были посвящены творчеству Рэя Брэдбери. В ролях снимались Юрий Богатырев, который исполнил роль Томаса Вулфа в «О скитаниях вечных и о Земле», а также Юрий Яковлев, Леонид Каюров и Вацлав Дворжецкий, которые разыграли несколько эпизодов из романа «451° по Фаренгейту».
Электрическая бабушка (1982)
Ноэл Блэк создал очаровательный фильм, для которого сценарий был написан лично Рэем Брэдбери. В этой картины Морин Стэплтон сыграла роль "вечной" бабушки. История "О теле механическом я пою" часто экранизируется успешно. Кроме серии "Сумеречная зона" и одного из выпусков "Этого фантастического мира", есть также литовская версия с Ингеборгой Дапкунайте в роли электронной бабушки. Но в этой версии, хотя она предназначена для детской аудитории, слишком много лишних сцен, действие затянуто и медленное, и визуально она выглядит тускло и невзрачно, а также присутствует "дух Тарковского".
Что-то страшное грядет (1983)
Этот фильм, созданный студией Уолта Диснея, прошел непростой путь. Сценарий был разработан писателем и режиссером Джеком Клэйтоном при участии самого Брэдбери, однако руководство студии отвергло первоначальный вариант. Клэйтону пришлось переработать сценарий и снять дополнительные сцены. Во время работы над фильмом юные актеры, игравшие главных героев Уилла и Джима, выросли, что привело к изменениям в сюжете. В конечном итоге Брэдбери, который изначально был несколько недоволен изменениями в сценарии, признал эту картину одной из лучших экранизаций своих произведений.
Театр Рея Брэдбери (1985-1992)
Рэй Брэдбери создал свой самый амбициозный проект, который не потерял своего очарования. Он не только являлся автором сюжетов, но также представлял каждый эпизод своего сериала. Всего было экранизировано 65 рассказов, а в актерском составе присутствовали такие громкие имена, как Дрю Бэрримор, Джефф Голдблюм, Уильям Шатнер, Питер О'Тул, Дональд Плезенс, Сюзанна Йорк, Дэвид Каррадайн и Луиза Флетчер. Рэй Брэдбери сам говорил зрителям: «Меня часто спрашивают, откуда я черпаю идеи. Прямо отсюда, всё это моё, идей всегда достаточно. Я - Рэй Брэдбери, и это Театр Рэя Брэдбери».
Доминус (1990)
Автор этих слов был восхищен тем, как режиссер Александр Хван смог передать жуткую атмосферу рассказа Рэя Брэдбери "Коса" при ограниченном бюджете. Воспоминания о неестественном выражении лица Виктора Евграфова, размахивающего косой, до сих пор живы в памяти. Оператор Анатолий Сусеков также сделал значительный вклад в успех фильма, подчеркнув его земную цветовую гамму. Вторая новелла в антологии "Доминус" померкла на фоне "Хозяина", хотя была экранизирована по сборнику рассказов "Надвигается беда".
Вино из одуванчиков (1997)
К сожалению, сегодня эту достойную экранизацию одного из наиболее прекрасных произведений Брэдбери можно рассматривать лишь как посвящение его авторам. Ни Иннокентия Смоктуновского, ни Льва Перфильева, ни Сергея Супонева, ни Рэя Брэдбери, ни Игоря Апасяна, никого из них уже нет с нами. Они оставили в этом фильме кусочек себя, и каждый зритель может либо принять их видение этого мира, либо нет. Тем не менее, фильм действительно отличный. Он соответствует своему герою, Андрею Новикову, по крайней мере, настолько точно, насколько это возможно.