Найти в Дзене

По следам анимации

Оглавление

Когда встаёт вопрос, как провести выходные дома, среди всех вариантов найдётся классический «посмотреть кино/мульфильм/сериал». Даже во взрослом возрасте нам всё так же нравится иногда пересматривать любимые мультики. Возможно, именно благодаря волшебству анимации они не устаревают и продолжают жить в наших сердцах. Конечно, невозможно рассказать о том, как создавался каждый мультфильм, но можно разобраться хотя бы в способах, которые используют аниматоры.

Кукольная анимация

Первым мультфильмом в истории можно назвать «Цирк лилипутов», который представлял собой немую чёрно-белую мультипликацию с деревянными куклами. С тех пор прошло много лет, но принцип остался тем же. Во время съемок после каждого отснятого кадра объекты последовательно перемещают для нового фото и нового движения. После окончания отснятый материал редактируют, накладывают звук - и мультфильм готов. Изначально менять мимику на лице персонажа приходилось вручную. Позже аниматор Джордж Пал предложил использовать сменные головы с разными эмоциями. Этот способ оказался настолько удобным, что его используют до сих пор.

Что посмотреть: «Пиноккио Гильермо дель Торо», «Безумный Бог», «Кошмар перед Рождеством», «Кубо. Легенда о самурае».

Ротоскопная анимация

Долгое время мультфильмы не пользовались популярностью у студий, поскольку снять кино с живыми актёрами было проще, чем часами по миллиметру передвигать фигурки людей. Но в 1914 году Макс Флейшер использовал абсолютно новую технику анимации в серии фильмов «Из чернильницы». Снятые на камеру движения актёра были спроецированы специальным проектором (ротоскопом) покадрово на листы кальки и перерисованы художниками. Это было революцией в анимации. Движения в таких мультфильмах выглядели реалистичнее, а их создание стало проще и быстрее. В 1940-х годах Уолт Дисней и его «Белоснежка и семь гномов» положили начало распространению полнометражных мультфильмов.

Что посмотреть: «Аполлон-10 1⁄2: Приключение космического века», «Ван Гог. С любовью, Винсент», «Отмена», «Помутнение».

2D-анимация

2D-анимация на протяжении многих годов создавалась традиционным способом: художники вручную отрисовывали каждый кадр. После появления компьютеров студия Disney долгое время не решалась использовать их при создании мультфильмов, поскольку опасалась больших финансовых убытков и потери эстетической привлекательности рисованной мультипликации для зрителя. Тем не менее, в 1980-х Disney совместно с только появившейся студией Pixar разрабатывает технологию цифровой заливки и контуровки – CAPS. Опробовав её в финале «Русалочки» (радуга в последней сцене была нарисована на компьютере), они создают мультфильм «Спасатели в Австралии», уже полностью используя CAPS. «Спасатели...» провалились в прокате, но работа с CAPS продолжилась. И к 2000-м практически все студии использовали компьютерную анимацию. Сейчас почти все 2D-мультфильмы так или иначе применяют специальные программы для анимации. Некоторые проектируют трёхмерные модели, а позже рисуют на их основе двухмерную анимацию. Другие же, в основном создатели мультсериалов, используют специальные программы для упрощения работы с движениями персонажей.

Что посмотреть: «Хильда», «Клаус», «Рик и Морти», «Я потерял своё тело».

3D-анимация

После 1970-х годов элементы 3D-графики стали активно внедряться в мир кинематографа. Из фильмов технология CGI перекочевала в анимацию. Изначально трёхмерные изображения использовались для фонов или отдельных элементов. Но уже в 1995 на экранах кинотеатров показывают «Историю игрушек», первый мультфильм, который был полностью выполнен в 3D. Он имел оглушительный успех и положил начало новой эре в анимации. Pixar, Disney, DreamWorks начинают создавать множество мультфильмов с трёхмерной графикой: «Шрек», «Приключение Флика», «Цыплёнок Цыпа» и другие.

Технологии компьютерного моделирования в анимации позволяют переложить движения человека на персонажа. Сейчас системы CGI и motion capture (захват движения) используются при создании многих фильмов, мультфильмов, компьютерных игр, рекламных роликов и т.д. Детализация моделей становится всё выше, что делает картинку неотличимой от реальной жизни (достаточно вспомнить «Истории игрушек 4» или «Аватар: Путь воды»).

Что посмотреть: «Душа», трилогия «Как приручить дракона», «Вперёд», «Морской монстр».

Смешанная анимация

В отличие от остальных смешанная анимация ещё не оформилась как отдельный стиль, поскольку появилась не так давно. Каждый вид мультипликации обладает своими достоинствами и недостатками, поэтому создатели мультфильмов иногда идут на эксперименты, желая взять лучшее от каждого. Эксперименты с совмещением были ещё в 2000-х годах («Планета сокровищ», «Симбад: Легенда семи морей»), но позже киностудии отдали приоритет 3D. Долгое время высокобюджетные мультфильмы были или реалистичными, или стилизованными. Так продолжалось до тех пор, пока на экраны не вышел «Человек-паук: Через вселенные». Калейдоскоп самых разнообразных дизайнов, стилей анимации, смеси 3D и 2D производил сильнейшее впечатление на зрителя.

На мой взгляд, такой подход имеет огромный потенциал в будущем, потому что он даёт возможность экспериментировать с картинкой, создавать что-то новое. В конце концов, мультфильмы создавались именно для этой цели: будоражить наше воображение причудливо нарисованными картинками.

Что посмотреть: «Митчеллы против машин», «Кот в сапогах 2: Последнее желание», «Аркейн», «Человек-паук: Через вселенные».