(от 2021 г. - пока еще актуально)
Моя прапрабабушка (о которой я знаю только по рассказам родных) на склоне своих лет сильно увлеклась Ницше: она любила сесть у окна в кресло-качалку, взять мундштук, взять томик книги упомянутого философа (у нее было три тома из восьми собраний сочинений, вышедших в Российской Империи в 1900 году) и неторопливо читать его труды, обдумывая и всматриваясь в каждое слово, всякий смысл, всякое понятие. Ее изящный мундштук всегда пустовал, видимо, левая рука, легонько сжимала его, периодически постукивая по деревянному поручню кресла, исключительно ради модного поветрия тех лет. В ее комнату всегда пробирались солнечные лучи, они не только "золотили" пространство и освещали "рабочее место", но и обнаруживали редкие пылинки, танцующие в воздухе. Этот свет и частички пыли, неизменные жители всякого книжного шкафа и околошкафных пространств, создавали впечатление легкой белой дымки... Лично для меня, дымка эта стала воплощением того самого шлейфа загадочности и мудрости, которым, по преданиям, были окружены дамы, имеющие даже малейшую связь с XIX веком. О Ницше много писали и спорили. Как отмечал один из критиков: сыновья стали открывать ценности, отброшенные их отцами. Исследователь его творчества, Р. Данилевский, писал, что Ницше предстал перед русским читателем в самых разных ипостасях - от богоборца до богоискателя, от идеолога мещанства до врага его..., от насаждающего "древо смерти" до проповедующего "радость жизни". Он вдохновлял на поиск первоценностей: свободы, красоты, творчества, на эксперименты в искусстве, литературе, музыке, кино.
После вышеупомянутых слов, стоит ли говорить о том, что в своем окружении моя прапрабабушка считалась человеком образованным, умным, культурным. Судя по всему, она могла бы олицетворять собой начало эпохи модернизма. Но это лишь мои фантазии.
Она часто задумчиво улыбалась, окрыленная своими мыслями и глубокими размышлениями.
Перенесемся на мгновение в современность. Как потомок, хочу заметить, что образовательная программа в моем вузе только в первом полугодии предлагала к изучению несколько десятков произведений писателей, философов, ученых, да, и собственная библиотека всегда была в распоряжении.
Казалось бы, за пять с половиной лет обучения, количество усвоенных и неусвоенных знаний должно было приблизить меня к этому тонкому и значительному образу моих предков. Я окончила вуз, освоила профессию, продолжаю все время учиться и познавать, но посади меня сейчас в кресло-качалку, вооружив томиком Ницше, я окажусь лишь бледным подобием той умнейшей дамы, открывающей для себя новые, революционные взгляды начала ХХ века.
Я хочу опять вернуть Вас в прошлое, читатель. Несколько раз моя прапрабабушка вспоминала о какой-то чудесной выставке картин, которую однажды она посетила. Увы, нам неизвестно ничего о том событии, кроме единственного факта, что оно на всю жизнь осталось ярким и эмоциональным воспоминанием. Настолько ярким, что даже тогда, когда старость одержала победу над физической стороной ее личности, а потом и над интеллектуальной, ее чувственный мир не сдавался, и она часто-часто рассказывала кому-то неизвестному, глядя в пустоту, о картине, которая "была маслом и в которой было столько света, сколько бывает в солнечный день, в которой был и пруд, и лилии, и, как будто, весь мир". Не знаю, верна ли цитата, но в таком виде она пришла ко мне. Думая об этом, я ловлю себя на мыслях, как бережно в те времена хранили и оберегали каждый свой опыт прикосновения к прекрасному, как глубоко они анализировали его и как много говорили об увиденном. Не потому ли, что и литература, и искусство требуют того, чтобы их не только созерцали и осмысливали, но и того, чтобы о них говорили? Ведь разговор это не только информация и обмен ею, но и выплеск тех эмоций, которые порождает творчество, которые в итоге становятся "пульсом" своего времени.
Волшебство искусства начитается в тот момент, когда под его вуалью встречаются люди, проникаясь "духом" увиденного, обогащаясь новым опытом, новым смыслом.
Собственно, все это слишком большое, но надеюсь, оправданное предисловие к нескольким простым мыслям. Вспоминая прапрабабушку, жизнь которой протекала в другой эпохе, в других культурных, бытовых, образовательных условиях, для которых характерен тихий, вдумчивый досуг, я представляю цельную личность, по всей видимости, хорошо чувствующую и понимающую свое время.
Наше время иное - бурлящее, насыщенное, пестрящее образами, мыслями, смыслами - время иное и мы иные. Человек позапрошлого века, наверняка, посчитал бы нас безумцами.
Выставки, концерты, книги, театральные постановки, кино, вернисажи, экспозиции, фестивали - и все это существует в двух мирах: физическом и электронном. И мы существуем в двух мирах. Мы воистину богатые наследники, но мы пока еще не объяли все наше культурное, историческое достояние.
Здесь, на этом этапе у меня возникает масса вопросов:
Способны ли мы понять наше время? Способны ли объять опыт предков? Способны ли чувствовать искусство массово, понимать и разбираться в нем? Способны ли говорить о нем, встречаться в храме его и поддаваться влиянию его? Способны ли оценивать, критиковать, наслаждаться? Способны ли постигать его душой и проецировать во вне?
Ведь от этих способностей может меняться мир. Способны ли мы распорядиться своим богатством так, чтобы не растратить его смыслы, а чтобы окружить этими смыслами все жизненное пространство?
Мы только учимся работать с наследием и настоящим, делаем попытки охватить его, учимся проецировать его, и организовывать в пространстве большой страны, во времени, в мыслях и восприятии.
Я часто сталкивалась с мнениями о том, что наше "культурное поле" стало носить "кликовый" характер. Оно насыщенно, но разобщено, не являет собой единого целого, понятного целого. И будто форматы упрощаются, и будто ценности размываются, а все ради заигрывания с молодежью, с тем, чтобы создать видимость вовлечения в культурную среду.
Это мнение меня натолкнуло на иные мысли - противоположные. Кажущаяся "кликовость" - это всего лишь незаполненность всех ныне существующих каналов передачи и распространения достижений культуры, ее эстетики, опыта и знаний.
В былые времена, посетив редкую экспозицию, люди будто попадали в новую "галактику", где встречали не звучащие ранее мысли, взгляды, понятия, и, естественно, глубоко переживали увиденное. Сегодня, мы, по сути, живем в культурном пространстве, которое достигает вселенских масштабов, а потому так сложно для восприятия.
Хотелось бы упорядочить и логически выстроить чувственный и богатый мир культуры - он не должен казаться хаосом, на подобие того, который сейчас пребывает в информационном пространстве. Он должен быть гармонией, ведущей к размышлениям и духовному росту.
Поступательное движение в этом направлении прослеживается. Так, Минкультуры РФ реализует национальный проект "Культура". Его программы распространяются на всю страну, на каждый ее уголок, по сути, образовывая скелет, в будущем стройной и притягательной фигуры культурной жизни.
Наши культурные коды, культурные смыслы и на земле, и в воздухе, и в цифровом пространстве. Например, в начале этого года на рейсах авиакомпании "Аэрофлот" все пассажиры от 3 до 11 лет получали в подарок развивающую книжку, с акцентом на картинки и информацию о Театре кукол им. С.В. Образцова в Москве или о Музее Мирового океана в Калининграде. Так, наших детей познакомили с российскими достопримечательностями, культурными, театральными традициями, показали богатство и разнообразие культуры.
Нацпроект "Культура" охватывает множество направлений, упорядочивая все то, что играет большую роль в движении и популяризации духовной составляющей общества: ремонт и реставрация театров кукол и ТЮЗов, строительство новых домов культуры и сельских клубов, модернизация библиотек, кинозалов, снабжение инструментами и учебными материалами для школ искусств и училищ. Модернизация библиотек, это не просто обновление здания, это рождение нового, современного пространства, которое не просто привлекает, но и увлекает, настраивает на познание, обучение, развитие. Такие библиотеки начинают играть большую объединяющую, коммуникативную роль среди местного населения.
Автоклубы, поступающие в регионы страны в рамках упомянутого нацпроекта, уже колесят по удаленным населенным пунктам, для окрестностей которых их явление - большое событие. Здесь важно не только то, что жители дальних уголков становятся зрителями театральных постановок, кинофильмов, концертов, участниками культурно-массовых мероприятий, но и то, что они, таким образом, связываются единой нитью с жителями всей страны. Мало-помалу устраняется культурный разрыв, и эта сфера, по призванию, обретает объединяющую силу.
Интересно, что в нашей стране даже непрофильные министерства и ведомства вносят свою лепту в развитие культурного пространства. Даже "под землей", мы, порою, получаем возможность видеть то, что составляет наше культурное достояние. Речь идет о прошлогоднем проекте Роспатента и Ассоциации "Народные художественные промыслы России", когда в московском метрополитене был запущен и курсировал поезд, оформленный региональными народными брендами: семеновской хохломой, ростовской финифтью, жостовской росписью, гжелью и др...
Еще один пример - пример законодательной работы - Госдумой в первом чтении рассмотрен законопроект, который предлагает сопровождать памятники Великой Отечественной войны QR-кодами, дающими доступ к подробной информации о живых историях, героях и событиях, которым они посвящены. Это тоже наша культура, культура с трагической историей, кровью вписанная в наш генетический код. Хочется выразить надежду на принятие этого документа новым созывом нижней палаты парламента.
Культура в своем богатстве и многообразии готова стать целостным пространством всей страны. Нами накоплен колоссальный "культурный фонд", являющийся, по сути, нашей "душой". Перед лицом угроз и политической мировой нестабильности, перед взрывным технологическим прогрессом мы можем представить величие духовное и сделать так, чтобы именно эта наша национальная черта перевешивала на чаше весов.
Нынешние национальные проекты способны связать единой нитью большую страну, с тем, чтобы наше богатство изливалось на весь мир, меняя внешние и внутренние взаимоотношения, облагораживая их ценностями.
Моя прапрабабушка на склоне лет открывала для себя новую эпоху, и, познавая "язык" культуры через философов, она познала то, что есть сутью и душой общества, то, что питает смыслами и приближает к масштабам вселенной.
Сегодня мы фактически готовы открыть новую дверь, за которой мир культуры приобретет новые масштабы и целостные формы.