Продолжение. Начало тут, тут и тут
Напомню, что экспозиция музея с фарфором XIX–XXI веков и с информацией о почти 200-летней истории предприятия, разместилась в трех залах: историческом, авторском и большом. Исторический и авторский я уже худо-бедно осветил.
Пора в большой. Там фарфоровых сокровищ вообще немеряно.
Я бы для себя (и для других) назвал большой зал анфиладой «смежных залов». Размер этой «анфилады», кажется, совпадает с размерами магазина фарфора, который мы посетили до экскурсии, ибо «анфилада» находится двумя этажами выше прямо над магазином.
…Экспозиция фарфора различных стилей и художественных направлений…
Общее описание зала из Википедии: «Каждая витрина в этом зале рассказывает о творчестве художника или скульптора. Вот, например, к блюду “Садко” приложил свою талантливую руку сам Михаил Врубель. Здесь также представлены скульптуры Ольги Богдановой и Павла Кожина, Нины Малышевой и Алексея Сотникова. Есть в коллекции музея работы не больше спичечного коробка. И напольные – более полуметра высотой. Работа Веры Мухиной “Партизанка” посвящена подвигу Зои Космодемьянской. Вера Мухина приехала в Дулево холодной зимой 1942 года и от железнодорожной станции шла пешком с тяжелым пластилиновым макетом в руках. А рядом расположено блюдо с картой Сталинградской битвы, чашки с портретами маршалов Жукова и Рокоссовского. Экспозиция, посвящённая сказкам, наполнена скульптурами принцесс и жар-птиц, диковинных животных, и другими персонажами русских сказок. Самый старый экспонат, представленный в музее, датирован второй половиной девятнадцатого века».
… «Анфилада» тянется вдаль. Не думайте, что в бесконечность. Конечность у большого зала всё-таки есть, и мы эту конечность достигнем. Хотя бесконечность, конечно (если иметь в виду не только прямой смысл)…
***
Кажется, это тоже фарфор, хотя на сто процентов я не уверен.
***
А вот в этом уже уверен на двести процентов (улыбнёмся).
***
Таня признаётся, что они с Саной обсуждают на пару. Предмет обсуждения – платье! Это ли не беда?
***
Три москвички, три подружки… Сана, Лена и Танюшка…
***
Сана Альперина. Красавица (в настоящем). Спортсменка (в настоящем). Знаменитый на всю Россию кино-, театральный и литературный критик (в настоящем).
И комсомолка – в далёком (возможно, не совсем забытом) прошлом.
***
Тоже красавицы, спортсменки и комсомолки (последнее – тоже в далёком прошлом).
И тоже очень знамениты в нашем узком кругу однокашников МГУ-шников.
***
К моменту, когда я начал писать эти строки, Танюша Краснова уже разместила в соцсети такой пост, а я, решив, что работа за меня частично уже проделана, сюда сей текст скопипастил: «Знаменитый кузнецовский фарфор в Ликино-Дулево. В отличие от посуды Императорского фарфора, почитаемой монаршими особыми и госказной, был рассчитан на сословия попроще и покичливее. Ах эти аляповатые розаны “агашки”, нанесённые на посуду подушечками пальцев (криэйтер – мастерица Агашка из позапрошлого века)! Тонкие чайные чашки с золотым «нутром» или “полунутром”! Какие же они всё-таки красивые! «Богатое» украшение советских сервантов и румынских стенок. А сейчас от музейных витрин глаз не оторвать, так хороши и тарелки, и пузатые фарфоровые чайники литров на 5! И статуэтки и утонченные, и шутливые… и гордый сокол – клеймо/символ продукции Ликино-Дулево». О гордом соколе я уже и раньше писал, но не стоит забывать, что повторенье – мать ученья!
***
Лена Кулыгина просто счастлива (читается же по лицу). Правда, слегка изумлена моим неподдельным вниманием.
***
После наслаждения видами женской красоты можно, наконец, и мне насладиться видом конечно-бесконечных рядов фарфоровой посуды. Хотя я тут скорей за компанию с женой и однокашницами-единомышленницами… Но сторонний наблюдатель/любитель фарфора вполне может насладиться.
***
И вот опять женская красота. Фарфор/посуда тут тоже есть. Обе лучше! Все хороши собой!
***
Теперь снова только посуда. И тоже наслаждение (не уверен, что моё… вернее, уверен, что не моё).
***
Политические, около- и "рядомполитические" темы, выраженные в фарфоре. Вот, к примеру, «Пролетарии всех стран…» И кто же из живших во времена СССР не помнит такой лозунг (оказавшийся пустым)!
Так кто же из нас его не помнит? Вопрос риторический…
***
***
Ещё разок: не только посуда, но темы политические, околополитические и «рядомтаковые».
Дальше с политикой может быть только хуже (всё, как в жизни)…
***
Запомнился рассказ экскурсовода о том, как во времена раннего СССР на Дулёвский завод удалось заманить какого-то важного/крутого американца и всячески одарить его фарфором. Через некоторое время из Америки (ожидаемо или неожиданно?) последовал большой заказ на серию фарфоровых изделий. Готовый товар при отправке был упакован в бочки и таким образом в целости и сохранности доставлен заказчику (ни одна единица заказа не разбилась). На вырученные средства Советский Союз потом закупил какое-то оборудование, которого у нас не производилось. ...Моя шутка про бочки и погрузку туда апельсинов оказалась не вполне уместной. Но прошлое не переписать, каюсь.
***
Вот тут не красавицы, не посуда и даже не фарфор, а снова чьи-то ноги. Это уже второй из ряда вон выходящий случай за время моего/нашего присутствия в музее! Нижние конечности как будто специально лезли в объектив моего мобильника. Впрочем, здесь ноги уже чьи-то другие. Не те, что влезли в мой фотоархив в авторском зале…
***
Заканчивать главу/раздел показом случайных ног было бы для приличного человека неприлично, потому закончу показом фарфора: посуды и статуэток/фигурок.
Я говорил/обещал, что дальше с точки зрения политики будет только хуже? И вот, пожалуйста!.. Сталин…. Маркс-Энгельс-Ленин-Сталин (на тарелке).
Орджоникидзе и опять Сталин.
Ворошилов и Калинин («всесоюзный староста», «добрый дедушка»).
Ленин и Сталин (короче, партия – наш рулевой, сила народная... нас к торжеству коммунизма, увы, не привела).
***
Это уже Маршал Победы. Вне политики и вне конкуренции.
***
Вот это ваза! Настоящая вазища! Ею раздел и закончу.
И на всякий пожарный напомню, что это ещё не всё, ибо…
…продолжение следует.