Вчера прочел статью Игоря Мальцева, российского писателя, публициста, журналиста, редактора, переводчика Джереми Кларксона, продюсера множества британских рок-н-ролльных групп, путешественника и музыканта. Именно его фоторабота взята за основу граффити, которое сегодня служит украшением двора котельной «Камчатка» в Петербурге. Цой в распахнутой коричневой куртке, с любимым полосатым шарфом на шее, засунув руки в карманы брюк смотрит на нас своим немного прищуренным взглядом. Много раз я пытался встретиться с Игорем, чтобы качественно отсканировать сохранившийся слайд этой фотографии. Все как-то не получается. Жизнь слишком быстра, и постоянно что-то мешает. То мне, то Игорю...
А совсем недавно я передавал Игорю привет по сути от самого Цоя. Да-да, практически так оно и было. Историю об этом Вы сможете прочитать в моей новой книге, которая в скором времени выйдет в свет.
И вот – статья. И прочитав ее, я сразу же согласился со всем сказанным. Наша страна действительно любит мертвых поэтов.
Начиная примерно с 2010 года на самом деле покатила вторая (или очередная?) волна народной любви к Цою, которая накрыла сейчас не только Москву и Питер, а даже самые маленькие города и веси. И накатила весьма серьезно. Причем олдовым фанам «КИНО» на этом самом моменте нужно признать, что настоящий, тот самый Цой остался лишь в истории, и сегодня практически никто не помнит Виктора как реального человека, и его творчество сегодня воспринимается современными поклонниками весьма однобоко. Жизнь и творчество группы «КИНО» по сути превратилось в наполненную легендами и мистикой вселенную. А мистика, как мы знаем, не объяснима, чем и весьма интересна.
Живые участники «КИНО» - Каспарян, Титов, Тихомиров и даже Рыбин ничуть не мешают сочинять о себе мифы, легенды и просто, откровенно говоря, байки. «КИНО» давно забронзовело, и ничто и никто уже не сможет это как-то изгадить. Это и так ясно. И у сегодняшних молодых фанатов, как сказал Игорь Мальцев в своей статье, теперь есть свой компьютерный Цой, который никогда не станет старше. Не скажет лишнего. Не разгонит группу. Не осудит СВО и не поддержит – то есть не поставит гастроли под вопрос. У каждого теперь свой Цой без Цоя. И с этим совершенно не поспоришь.
Миф группы «КИНО» наконец-то достиг совершенства, приобрел завершенную форму. Апокрифы, как и принято в религиях, распространяются бывшими апостолами, знатно поработавшими над созданием величия группы «КИНО» – А. Вишней, Рыбиным и другими. Наверное, я тоже в какой-то степени приложил к этому руку. Плохо или хорошо, но, наверное, можно гордиться.
Игорь пишет о том, что наконец-то прекратились разговоры, какая гармония, мелодия или аранжировка у кого потырена: где как The Cure, The Smiths, бла-бла-бла. Вот тут, конечно, не соглашусь, потому что разговоры о том, у кого что потырено идут до сих пор. Возможно, эти разговоры и споры даже еще более жаркие, чем при жизни Цоя.
Однако это уже действительно уже неважно. Цой в любом случае легенда. Его песни знают гопники, банкиры, росгвардейцы и домохозяйки. «КИНО» поют худенькие белокурые студенты - хипстеры, брутальные, затянутые в черное пятидесятилетние мужики-киноманы, интеллигентного вида девочки-малолетки в очках как у Гарри Поттера и просто уличные неформалы. Под песни Цоя, точно так же как и тридцать пять лет назад, «идет война без особых причин» и по-прежнему под цоевский аккомпанемент с каждым новым белым днем «весь мир вызывает нас всех на бой». Цой стал народным певцом. Ему поставлен уже не один памятник, его именем названы улицы в различных городах страны, в его честь назван большой корабль, и даже один из астероидов. Вот уж поистине – « в небе над нами горит звезда…»
Вопрос - почему так? Да потому, что за три десятка лет у нас не появилось никого равновеликого в синтезе текста, мелодии, а главное – энергии. И даже уже совершенно нерелевантны споры «а вот если бы Цой был жив, что бы он сказал?». Потому что то, что он хотел – он сказал. Сказал – и весьма энергично – и про лекарство против морщин, и как именно умирать молодым. И люди это очень хорошо чувствуют.
Игорь правильно заметил - сегодня на улицах Питера действительно ходят люди с мегафончиками и предлагают экскурсии по цоевским местам. Это Вам не "комсомольцы из Львова".... Сначала Цой дал этому городу песни, теперь даёт работу. И с этим не поспоришь.
Скоро мне будет 42. Надеюсь будет и 61, как сегодня Цою. И когда меня (и нас всех), накроет новая, очередная волна цоемании - я буду только этому рад. Потому что слушать тех, кто в попытках спасти свои финансовые активы, зарубежную недвижимость, или из-за боязни потерять западные блага рванул вон из страны, активно полив Родину грязью - сегодня просто противно. Уверен, что и завтра будет так же. Да и кого там слушать? Как уже сказано выше - равновеликих нет. Может оно и к лучшему. А Цой... Цой навсегда остался с нами.