"Наша первая школа"
Я был малым, копал червей, ходил рыбачить,
С собою брал сиг пачку, что купил на сдачу,
Тайком от мамки, ну и так, чтоб не спалил батя,
Не то леща вместо щуки не миновать мне;
Сидел, смотрел на поплавок и представлял, как,
Там где-то, в липкой темноте, таятся сом и рак,
Русалки с титьками и Митька, что утоп тем летом,
А мы с ним вместе прямо здесь курили сигареты…
(25/17 – «Левиафан»)
Нашей с товарищами первой школой была, в прямом смысле, большая бревенчатая изба еще времен Великой Отечественной Войны. Именно там мы все впервые сели за парты и познакомились друг с другом. Для бревенчатого дома она была действительно огромна – потолок основного зала достигал практически три этажа в высоту.
Когда мы заходили в школу, то перед нами распахивался этот огромный зал, по бокам которого находились учебные классы. Если смотреть прямо от входа, то примерно на высоте двух этажей находилось помещение напоминавшее чердак, на который вела изогнутая лестница. Оно было застеклено и напоминало бельэтаж, как в здании театра. Там лежал всякий старый хлам и книги, так как это помещение использовали как библиотечный склад. Оно практически всегда было закрыто на замок. Рядом с лестницей на этот самый чердак красовалось старое расстроенное пианино.
Слева от чердака в подвальные помещения вела такая же изогнутая лестница; посередине нее проходила круглая труба, на манер той, которая есть в пожарных подразделениях, чтобы совершить быстрый спуск вниз. Пройдя прямо от главного входа, под чердаком и мимо спуска в подвал, мы попадали в коридор, который был уже гораздо меньше главного зала. Там тоже находились учебные кабинеты и небольшая школьная столовая. Из этого коридора также можно было спуститься вниз по лестнице, ведущей в подвальные помещения. Там внизу, в коридоре, также находились учебные классы и туалеты.
Как-то раз, когда мы с товарищем спустились в туалет, то услышали хлопки и увидели выбегающих из туалета ребят, мы спросили у них, в чем дело. Они ответили нам, что там кто-то взрывает петарды. Естественно, мы заинтересовались и пошли внутрь. Оказалось, что там наверху действительно бродил один наш знакомый, который был старше нас, и к сожалению его уже нет в живых. Окна туалета, как раз находились под потолком нижнего подвального этажа и выходили за школу. Так вот, он кидал петарды через окна, прямо в туалет. Нам это показалось забавным, мы посмеялись и, когда на пол вновь упала «взрывчатка», убежали оттуда.
Также в подвале была небольшая котельная, которая отапливала школу. Помещение котельной всегда казалось нам зловещим, потому что там редко включали свет. Внутри него, около стены стояла большая бочка с водой, и однажды один из моих товарищей, как он потом рассказывал, увидел что-то страшное в отражении на воде. Скорее всего, это была очередная выдумка, одна из тех, которые в то время вызывали у нас неподдельный интерес. В этой школе мы проучились четыре года, прежде чем перейти в пятый класс и здание «старшей» школы.
***
Однажды, не помню точно в каком году, «маленькую» – как мы ее называли, школу закрыли. Мы с товарищами учились примерно в 6–7 классе тогда, и это, скорее всего, были 2007–2008 годы. Все младшие классы также перевели в основное здание «старшей», а теперь уже общей школы. «Маленькую» школу начали постепенно разбирать, затем она превратилась в склад различного хлама. Мы иногда залазили внутрь и бродили по коридорам теперь уже бывшей школы.
Как-то раз, ближе к летним каникулам, нас с товарищами послали вместе с завхозом разбирать находящиеся внутри школы вещи: старые оконные рамы, двери, стеклянные плафоны. Взять нас с собой, было большой ошибкой со стороны завхоза, потому что, когда мы «законно» вошли туда, то наши глаза загорелись от стеклянных вещей, которые можно было разбить, а это «дело» мы просто обожали.
Завхоз дала нам задание отделить разбитые оконные рамы от целых, а также целые и разбитые стеклянные плафоны, которые кто-то, будто специально для нас, аккуратно разложил на партах. Затем она допустила вторую фатальную ошибку и куда-то ушла, вместо того, чтобы следить за нами. И тут-то началось представление.
С громким звоном, с размаха, стали разлетаться об стены стеклянные плафоны; также мы начали крушить еще целые оконные рамы, вместо того, чтобы откладывать их в сторону. А еще, я исполнил свое давнее желание, по дурости, с кулака разбил стекло в оконной раме, но получилось это у меня не совсем удачно. От стекла отлетел только кусок; а попал я по нему костяшкой среднего пальца, которую, по всей видимости, сломал в тот момент. Потому что она тут же сильно надулась и окрасилась в темно бордовый цвет.
Сломанная костяшка до сих пор осталась для меня напоминанием о том дне. Затем мы проникли в тот самый чердак, к которому вела лестница, в тот день он был открыт. Там также хранился всякий хлам и различные оставшиеся книги, учебники. Мое внимание привлек старый ламповый телевизор. Недолго думая, я поднял его и скинул вниз прямо с чердака, но, так как кинескоп на таких телевизорах был из очень плотного стекла, то он не разбился, а разлетелся только деревянный корпус телевизора.
Когда завхоз вернулась, то практически все плафоны были побиты. Да и оконные рамы в большинстве своем. А чего она собственно ожидала?! Но за это нас не наказали, так как все, что хранилось внутри «маленькой» школы, уже не представляло особой ценности. Так нам сошел с рук вопиющий акт вандализма…
***
Как-то раз завхоз также взяла нас для того, чтобы разобрать хлам в гараже, который находился рядом с «маленькой» школой. Этот гараж был забит старыми книгами, почти под потолок. Сверху в крыше гаража был люк, через который мы, быстро сообразив, стали забираться на него и прыгать прямо в огромную кучу книг. Такое мы придумали себе развлечение совместно с тем, чтобы разбирать и выбрасывать наружу книги, каково было наше задание.
Зимой мы любили забираться на крышу уже заброшенной школы и прыгать оттуда в сугробы.
***
Однажды, спустя еще несколько лет, когда большинство моих товарищей покинули стены школы после девятого класса, а я остался доучиваться в десятом и одиннадцатом, «маленькая» школа… сгорела…
Это произошло внезапно, но я, как сейчас, помню, что в тот день пошел ранним утром в военкомат по повестке, а когда возвращался назад, то случайно увидел, что со стороны бывшей школы валит черный дым. Это меня очень удивило, а подойдя ближе, увидел уже остатки сгоревших и тлеющих бревен с кусками почерневшей металлической крыши.
Неподалеку я встретил знакомого, который рассказал мне, что пожар случился ночью. Оказывается, было много очевидцев, и люди снимали это зрелище на фото и видеокамеры своих телефонов. Официальной причиной возгорания, позднее, назвали чью-то незатушенную сигарету.
Лично у меня и моих товарищей возникали мысли о том, что так было проще избавиться от старой школы, чем нанимать людей и технику, чтобы разобрать огромную бревенчатую избу. Правды мы уже не узнаем, да это и не столь важно теперь.
Так и закончилась богатая история школы №16. На момент написания данного рассказа место, на котором она располагалась, поросло густым кустарником, как своеобразная могила, похоронившая в себе множество воспоминаний.