Волей судеб я оказался застигнутым франшизой о Фредди Крюгере. Взахлеб пересмотрел все фильмы, в которых в роли главного антагониста выступил замечательный актер -- Роберт Энглунд. В детстве мы с друзьями тайком от взрослых смотрели этот фильм. Тогда было жутко страшно, но весело. Это круто, что мы приобщились к такому кино! Нас очень впечатлял этот образ. Образ злодея, который наводит ужас на целый город! Однако сейчас я смотрю на эту историю иначе. Образ Крюгера гораздо сложнее. Не то чтобы, я хотел написать докторскую на эту тему. (Дорогая, сделай мне этот чертов бутерброд с колбасой и не забудь горчицы)) Поп-корн не подойдет)
Однако в самом деле. Первая серия впечатлила более всего. Девушка по имени Кристина оказывается в темном коридоре своих (и одновременно чужих) кошмаров, где ее встречает Фредди. О нем мы постепенно узнаём на протяжении всей долгой истории. Всей франшизы. Это 8 (9) захватывающих серий, это тайна, загадка, ребус... Фредди -- неуспокоенный, мятежный дух, питающийся страхами своих обидчиков и их потомков. А точнее, он питает демонов, которые перед смертью обещают ему вечную жизнь взамен на души грешников. Оказывается, родители детей, в снах которых появляется Крюгер, сами совершили чудовищное преступление. Слепая родительская любовь, ревность, отчаяние за совращенных и погибших детей привели их к пропасти. Они решают осудить Крюгера сами, полагая, что судебное решение ошибочно, и выносят ему смертный приговор. За якобы изнасилованных и убитых им детей. Фредди подставили и осудили вместо школьного учителя Шнайдера, который в одиночку совершал все эти преступления. Однако конфликт Фреда и учителя во франшизе прямо не ставится, есть какие-то детали, есть сцена убийства, но непонятно, что стало его причиной. Личная неприязнь или простое желание избежать наказания. Совпадений слишком много. Это более похоже на всеобщую ненависть с роковыми последствиями.
Души детей и их родителей с улицы Вязов изъедены червем греха и порока. Раннее взросление, дикая свобода, алкоголь, наркотики, асоциальное поведение, беспорядочные половые связи, принадлежность к преступным группам, противоправные действия.
Крюгер поначалу играет роль демона справедливого возмездия.
Его ведет древняя истина "Око за око, зуб за зуб". Однако сам захваченный тремя демонами сна ради Вечного бодрствования, он теряет контроль над собой, становясь неудержимым убийцей, заложником демонов сна. Благодаря им он захватывает Царство Сна, затем становится повелителем Реальности.
Можно возразить: Фредди был обречен с самого рождения, отмечен печатью дьявола. Ведь это он убил своего отчима и жену (но это неточно)). Дочь увидела воспоминания Фредди. Крюгер изначально был отверженным в обществе, на него спускали всех собак, могли и подставить. Впрочем, это область предположений Хватит пить кефир после 9 вечера)). Думается, он не смог одержать победу над демонами внутри себя. Это было еще одной причиной убийств.
Фред в жизни был человеком сложной судьбы. Его мать, работавшую в приюте, насиловали безумные преступники, психи и маньяки, которые жили в закрытой зоне при церкви. От этих извергов и родился Фредди. Еще в школе его невзлюбили сверстники и тогда уже он пытался забыться, убивал мышей, чтобы привлечь к себе внимание. Потом резал себя, не ощущая боли. Мать положили в психлечебницу, Фред жил с отчимом, терпел его пьяные издевательства. Затем отчима убили. Но непонятно, сделал ли это Фредди или кто-то другой. В воспоминаниях Ф.К. убивает его сам, но это могла быть его мечта об отмщении. Которую мог воплотить кто-то другой... Впоследствии у Крюгера появляется семья, жена и дочь. Он работает в школьной котельной, дети в нем души не чают. И тут вновь эти убийства... Будто злой рок преследует героя, испытывает его на прочность. Убивают жену Фредди. И наконец его самого..
Девушка по имени Кристина, первая жертва Демона. Интересно, что Фредди приходит во сне после акта соития юной девушки со своим не менее юным парнем, хулиганом, любителем наркотиков и разгульного образа жизни. Вспоминается реплика матери после первого появления Фредди: "Или мода (красивые ногти), или спокойный сон". Значение имени "Кристина" очень символично: "Христианка", "Посвященная Христу". Но Кристина -- неприличная девушка, возможно, это ее и губит в числе первых.
К Нэнси, подруге Кристины, Фредди пытается придти во сне, но она чище, ее вера сильнее, она не боится. И Фредди приходит к ней в образе своего одноклассника, который читает книгу на уроке родного языка. Учитель рассказывает о конфликте личности и общества на примере анализа английской литературы. Шекспировский Гамлет обличает пороки на теле общества. Возникают интересные ассоциации: мотив мщения Гамлета и Фредди. Ученик читает выдержки из пьесы, внезапно появляется тело мертвой и восставшей из небытия Кристины в прозрачном похоронном саване. Мы оказываемся во сне Нэнси. Кристина становится в ее кошмаре истинной мученицей и настоящей жертвой, после ее реальной смерти. В повествовании от имени школьника на уроке речь идет о призраке короля, явившемся Бернардо и Горацио: "в года расцвета Рима, в дни побед, пред тем как властный Юлий пал, могилы стояли без жильцов, а мертвецы на улицах невнятицу мололи. В огне комет кровавилась роса, на солнце пятна появлялись; месяц, на чьем влиянье зиждет власть Нептун, был болен тьмой, как в светопреставленье".
Напомним, что отец Гамлета, король Датский, как рассказывает призрак, был отравлен своим братом: "<...> С проклятым соком белены в сосудце и тихо мне в преддверия ушей влил прокажающий настой <...>". Фредди же был сожжен, ключевой мотив здесь -- предательство.
Джонни читает о возвращении призрака к Бернардо и Горацио, в это же время Фредди появляется во сне Нэнси. Он устами ученика читает выдержки из Шекспира, тащит окровавленную Кристину по коридору. Нэнси выбегает из класса за ними, и парень шепотом цитирует совсем другие строки, слова Гамлета, возвращая нас назад на целый акт: "О боже! Заключите меня в скорлупу ореха, и я буду чувствовать себя повелителем бесконечности. Если бы только не мои дурные сны!" Возможно Фредди здесь рассказывает о себе самом, о своем прошлом и настоящем. Можешь ли ты в в вечном забвении сохранить покой, когда тебя одолевают трое демонов сна?
Показательно, как далее Розенкранц рассуждает о снах, когда Нэнси уже бежит по пустому коридору, сталкиваясь с дежурной: "А сны и приходят из честолюбия. Честолюбец живет несуществующим. Он питается тем, что возомнит о себе и себе припишет. Он тень своих снов, отражение своих выдумок".
Далее Фредди забирает Рона, парня Кристины, он душит парня в тюрьме. Затем демоны расправляются с Гленом, парнем Нэнси, совервшив настоящую кровавую баню в его комнате. Следующая -- Нэнси. Впрочем, девочка готовится к его приходу, расставляет хитроумные ловушки в реальности, зная, что он силен только во сне. Чуть не попавшись, героиня спасается, однако Фредди уже забирает ее мать. Тем не менее, Нэнси раскрывает замыслы демонов, высказывает все Фредди и поворачивается спиной в самый роковой момент нападения, -- так и прогоняет демонов. Впрочем, хэппи-энда первой части и быть не могло: Нэнси уезжает с воскресшими друзьями на неуправляемой автомашине. а Фредди захватывает мать из окна входной двери и затаскивает ее в дом. Секунду назад казалось, что ничего и не было, что это был сон, а оказалось, горькая правда.
Уже позднее мы узнаем, что Фредди все-таки уничтожил мать Нэнси. Она была в числе тех, кто поджигал его, совершив самосуд. Сама Нэнси в будущем станет психологом и будет помогать тем, кто в этом нуждается.