Друзья, всем привет. Сегодня поговорим о том как фаза распредвала влияет на характеристики мотора, что нам нужно и как в этом разобраться.
Для примера я взял данные по распредвалам "ОКБ двигатель"
Основные параметры - фаза, подъем. Но очень важным так же является фаза при 1мм подъема. Так как при маленьком открытии клапана, газовая смесь практически не проходит, через открывшееся отверстие.
И как вы сами можете видеть, при одинаковой номинальной фазе, фаза при подъеме 1мм отличается. Чем выше подъем, тем больше фазе при подъеме 1 мм.
Для начала давайте попробуем определиться, как фаза влияет на характеристику мотора. У мотора есть две основные характеристики - крутящий момент и мощность.
Мощность - это крутящий момент умноженный на обороты. По формуле крутящий_момент*обороты/5252
Таким образом, при одном и том же крутящем моменте, но на разных оборотах у нас и мощность будет разная. Что бы получить больше мощности, надо получить высокий крутящий момент на высоких оборотах. Все просто) Но причем тут распредвалы? Давайте взглянем на ВСХ двигателя ВАЗ:
Картинку нашел в интернете, в открытом доступе, она для примера. Что мы видим? Максимальный момент на 4000 оборотах +/-, почему так? Потому что чем ниже пик момента, тем больше мощности на низких оборотах, а это экономичность, ресурс и надежность. Поэтому почти все серийные автомобили, без изменения фаз газораспределения имеют пик момента на низких оборотах. Что сделать, что бы получить больше мощности? Конечно, сдвинуть момент на высокие обороты. И тут то нам и помогут распредвалы.
Условно, чем шире фаза - тем к большим оборотам смещается пик крутящего момента.
Давайте для примера два графика одного и того же двигателя, в идеальных условиях синий график - сток, оранжевый - более широкая фаза:
Это идеальные графики, на практике, мощность на высоких оборотах будет ниже, из-за ограничений впуск, выпуска и увеличения насосных потерь.
Как видно, на низких и средних оборотах у "широкого" распредвала ниже момент (по абсолютной величине он, вообще ниже), но на высоких оборотах мощность выше.
Почему так происходит - чем дольше открыт клапан, тем больше смеси может зайти в мотор за единицу времени, а чем выше обороты, тем меньше времени клапан открыт. Вот и весь "секрет".
Если было интересно, пишете в комментах темы для обсуждения.