Найти тему
Сергей Крючков

Как выбрать распредвал? Почему растет мощность на "широком" распредвале.

Друзья, всем привет. Сегодня поговорим о том как фаза распредвала влияет на характеристики мотора, что нам нужно и как в этом разобраться.

Для примера я взял данные по распредвалам "ОКБ двигатель"

Основные параметры - фаза, подъем. Но очень важным так же является фаза при 1мм подъема. Так как при маленьком открытии клапана, газовая смесь практически не проходит, через открывшееся отверстие.

И как вы сами можете видеть, при одинаковой номинальной фазе, фаза при подъеме 1мм отличается. Чем выше подъем, тем больше фазе при подъеме 1 мм.

Для начала давайте попробуем определиться, как фаза влияет на характеристику мотора. У мотора есть две основные характеристики - крутящий момент и мощность.

Мощность - это крутящий момент умноженный на обороты. По формуле крутящий_момент*обороты/5252

Таким образом, при одном и том же крутящем моменте, но на разных оборотах у нас и мощность будет разная. Что бы получить больше мощности, надо получить высокий крутящий момент на высоких оборотах. Все просто) Но причем тут распредвалы? Давайте взглянем на ВСХ двигателя ВАЗ:

-2

Картинку нашел в интернете, в открытом доступе, она для примера. Что мы видим? Максимальный момент на 4000 оборотах +/-, почему так? Потому что чем ниже пик момента, тем больше мощности на низких оборотах, а это экономичность, ресурс и надежность. Поэтому почти все серийные автомобили, без изменения фаз газораспределения имеют пик момента на низких оборотах. Что сделать, что бы получить больше мощности? Конечно, сдвинуть момент на высокие обороты. И тут то нам и помогут распредвалы.

Условно, чем шире фаза - тем к большим оборотам смещается пик крутящего момента.

Давайте для примера два графика одного и того же двигателя, в идеальных условиях синий график - сток, оранжевый - более широкая фаза:

-3
-4

Это идеальные графики, на практике, мощность на высоких оборотах будет ниже, из-за ограничений впуск, выпуска и увеличения насосных потерь.

Как видно, на низких и средних оборотах у "широкого" распредвала ниже момент (по абсолютной величине он, вообще ниже), но на высоких оборотах мощность выше.

Почему так происходит - чем дольше открыт клапан, тем больше смеси может зайти в мотор за единицу времени, а чем выше обороты, тем меньше времени клапан открыт. Вот и весь "секрет".

Если было интересно, пишете в комментах темы для обсуждения.