Приветствую вас, друзья!
В прошлой статье я рассказывала о минимализме (в смысле лаконичности наполнения пространства), здесь давайте рассмотрим противоположное решение композиции.
Итак, как я писала ранее (все в той же прошлой статье))), наполненность деталями была в целом характерна для живописи прошлых веков. Религиозная живопись часто предполагает обширный сюжет, даже целое повествование с множеством символов.
Здесь не могу пройти мимо Боттичелли)))
Или, например, для портрета в подавляющем большинстве случаев подбирали самое лучшее и богатое отделкой платье (это определение, к слову, раньше относилось и к женской, и к мужской одежде).
Мифологические сюжеты, как и библейские, также очень насыщены по содержанию.
Меркурий, охраняющий сад, 3 грации, Венера под аркой, Амур над ней, целящий стрелой в среднюю из граций, Флора, разбрасывающая розы, Хлориса (в момент начала превращения в Флору - посмотрите на цветы из ее рта), преследуемая Зефиром. Апельсиновые деревья и более 500 цветов. Я лишь перечислила героев, но у этой картины множество подробнейший интерпретаций - хватит на целую статью)))
Этот сюжет относится к 4 веку до н.э. и описывает вакханок, которые в беспамятстве (под воздействием вина на празднике, посвященном Вакху, соответственно) забрели в город Амфиса. На картине запечатлено утро, когда женщины только просыпаются. Но примечательно в этом сюжете то, что город на тот момент был захвачен вражеской армией и местные женщины всю ночь стерегли площадь, охраняя девушек от солдат. Светлый общий фон, одежды - вся картина наполнена грацией и мягкостью (не смотря на сомнительность в нашем понимании таких празднеств))).
На картине Рафаэля философы и ученые разных времен, Платон и Аристотель - в центре. Идея в том, что в этом совместном интеллектуальном труде рождается истина и движется прогресс. В общей сложности здесь 58 человек и каждая фигура особенна: нет повторений в позах и жестах. Композиционное решение - расположение фигур на ступеньках храма - позволяет не заслонять друг друга. Но и само здание полно деталей.
Еще одно направление в живописи, предполагающее множество людей и объектов - батальная живопись. Приведу здесь такой пример:
На картине изображено сражение между македонской армией (бело-голубые доспехи) Александра и персидской (красные) царя Дария при городе Исс (ныне Искендерун, Турция). Точка обзора (нижняя треть картины и центр) находится на высоте птичьего полёта: на переднем плане армии в Исской долине между Аманских гор. Мы видим царя Дария, покидающего поле боя на колеснице после потери левого фланга, и Александра, преследующего его. Если переместить внимание выше (в верхнюю треть полотна), то и наблюдатель оказывается на еще большей высоте - смена и расширение перспективы - Средиземное (в центре) и Красное (из центра в даль) моря, остров Кипр, дельта Нила (справа, 7 рукавов) и огромное небо, на котором и солнце, и луна (битва началась днем и продолжалась до темноты). В небе парит табличка: "Александр Великий победил последнего Дария, после того как были убиты 100000 пеших персидских воинов и более 10000 всадников и взяты в плен мать, супруга и дети короля Дария, в то время как Дарий скрылся с 1000 всадников". Очень впечатляющая картина.
А теперь давайте перейдем к фламандской живописи.
Эта картина представляет собой иллюстрацию нидерландских пословиц и поговорок 15-16 веков, не принимая во внимание их переносного значения. Отсюда и набор кажущихся нелепыми и странными сцен (например, "биться головой о стену" - слева). В центре женщина надевает на мужа синий плащ (отсюда название картины), т.е. обманывает и изменяет ему.
Не могу не упомянуть и Иеронима Босха с его сюрреалистическими сюжетами на религиозные темы. Приводить его картины для примера не буду, т.к. мне лично его творчество не импонирует (не смотря на всеобщее признание))).
У Франса Снейдерса много натюрмортов (фрукты, овощи, дичь), анималистических сюжетов, в том числе монументальные полотна. В каждой картине тщательно выписаны все детали и их очень много.
Тенирс был младшим хранителем галереи эрцгерцога, для которого и написал эту картину.
Тот вариант картины, который мы видим слева существовал до 2021г. - в ходе реставрационных работ был восстановлен первоначальный облик. Наличие Купидона (справа) было выявлено при рентгенографии еще в 1979г. На мой взгляд, до реставрации было лучше (хотя, конечно, есть авторский замысел и все такое...) - идеальное соотношение (я бы прямо назвала это эталоном))) насыщенности деталями и пустой стены (примерно на треть полотна) для "ощущения воздуха" (которое создается также открытым окном). Письмо, которое читает героиня, видимо, любовное. На грехопадение зрителю намекают фрукты на кровати (отсылка к Адаму и Еве) и, собственно, Купидон.
Очень популярный в свое время австрийский художник, который сейчас мало известен. Собственно, въезд императора в город происходил в сентябре 1520г - для этого события была построена и богато украшена триумфальная арка, а красивейших женщин (и они действительно были очень легко одеты, не так, конечно, как на картине, но все же) выстроили на разных уровнях и пъедесталах. Весьма сомнительное действо, но участники события, в т.ч. тот самый Альбрехт Дюрер (по его рассказу и написана картина), ничего такого не посчитали))).
Сюжет картины относится к 1361г, когда голландцы проиграли датчанам (армии короля Дании Вальдемара IV Аттердага). Жители города после этого сражения (исследователи говорят об очень неравных силах) и недолгой осады открыли ворота и выплатили дань, взамен получив грамоту, оставлявшую им их права и свободы. Если продолжить исторический экскурс, то после сражения при Висбю, Ганза (купеческое объединение немецких городов) объявило войну датскому королю. В 1370г. был заключен мир, вернувший Висбю статус свободного ганзейского города. Эту картину, как я заметила, любят использовать в качестве иллюстрации к темам о "темном средневековье".
Если вернуться к теоретической части, то должна заметить, что ощущение наполненности деталями и объектами может создавать также и манера письма (фактура). Как пример приведу всем известную картину:
Большую часть картины занимает, как мы видим, звездное небо, т.е. почти 2/3 картины занимает "воздух". Однако, благодаря особой манере письма, картина кажется наполненной деталями, создается ощущения движения в едином ритме. Ореолы звезд и луны создают эффект почти дневного света.
Особая фактурность чаще всего является в целом особенностью импрессионизма (Клод Моне, например) и постимпрессионизма (в т.ч. Ван Гога).
Это картина современного испанского художника Маги Пуига (я писала о нем отдельную статью). Он, конечно, мастер композиции: 2/3 картины плотно заполнены людьми и предметами, но все равно нет ощущения тесноты и отсутствия воздуха.
Давайте теперь отдельно рассмотрим несколько примеров из работ русских художников.
В этой картине почти не видно неба и все полотно заполнено, но здесь есть и перспектива, и эффект большого пространства (просто в нём много деревьев))). Прекрасные, искусно проработанные детали, ощущение "присутствия" у зрителя.
На полотне изображена сцена, в которой Садко выбирает по приказу морского царя себе жену из морских девиц. Однако герой картины смотрит вовсе в другую строну, как мы видим, на девушку в простой одежде (воображаемый образ). В картине множество разных деталей: обитатели морского дна, наряды и украшения. Но мне в ней всегда нравился свет - как красиво освещены центральные фигуры!
Уже писала об этом монументальном полотне (коллективный портрет с изображением 81 человека, размером 400х877 см) в статье о цветовых сочетаниях - еще один пример того, что правильно подобранные цвета помогают создавать ощущение гармонии, даже при большой насыщенности сюжета. Также в этом аспекте стоит отметить и круглую форму зала, и круглые же столы.
Тут все пространство наполнено деталями: и яркая одежда девочки, и украшения, и ковры. Для картин Врубеля характерно множество деталей, но часто только кажущееся. Дело как раз в особой манере письма и фактурных мазках. Выше я писала как раз о схожем ощущении в картинах Ван Гога)))
У Колесникова (что мне нравится) яркие краски, множество деталей (посмотрите, как прописана одежда и узоры на платках!), прекрасное чувство перспективы. Деревья (и их ветки) на его картинах (на этой, правда, их мало) просто потрясающи)))
Однако, мы помним и его знаменитую "Купчиху за чаем")))
Что мы видим: на картине много людей (в одежде с разнообразной отделкой), предметы интерьера, цветы, деревья, мост через речку, терем, лес. И все же нет ощущения переизбытка, даже с учитывая множество красок, а хочется рассматривать все эти детали очень долго. Я уже писала об этой картине в другой статье про сочетания цветов. Васнецов, безусловно, мастер)))
Итак, резюмируя все вышесказанное (и показанное), могу сказать, что очень интересно рассматривать такие наполненные сюжеты, иногда это большая история (и с предысторией). Как и лаконичные, о которых я писала в предыдущей статье. Каждый из этих подходов прекрасен, несет свою идею и завораживает. Я, к примеру, могу очень долго рассматривать картину и во всех ее подробных деталях (даже если ощущение деталей создается фактурой мазков), и в их отсутствии. Очень важно, что сам художник нёс или несёт этому миру.
Вдохновения вам, друзья!