Найти в Дзене
Оксана Глухова

Картины с большим количеством людей и деталей

Приветствую вас, друзья! В прошлой статье я рассказывала о минимализме (в смысле лаконичности наполнения пространства), здесь давайте рассмотрим противоположное решение композиции. Итак, как я писала ранее (все в той же прошлой статье))), наполненность деталями была в целом характерна для живописи прошлых веков. Религиозная живопись часто предполагает обширный сюжет, даже целое повествование с множеством символов. Здесь не могу пройти мимо Боттичелли))) Или, например, для портрета в подавляющем большинстве случаев подбирали самое лучшее и богатое отделкой платье (это определение, к слову, раньше относилось и к женской, и к мужской одежде). Мифологические сюжеты, как и библейские, также очень насыщены по содержанию. Меркурий, охраняющий сад, 3 грации, Венера под аркой, Амур над ней, целящий стрелой в среднюю из граций, Флора, разбрасывающая розы, Хлориса (в момент начала превращения в Флору - посмотрите на цветы из ее рта), преследуемая Зефиром. Апельсиновые деревья и более 500 цветов.

Приветствую вас, друзья!

В прошлой статье я рассказывала о минимализме (в смысле лаконичности наполнения пространства), здесь давайте рассмотрим противоположное решение композиции.

Итак, как я писала ранее (все в той же прошлой статье))), наполненность деталями была в целом характерна для живописи прошлых веков. Религиозная живопись часто предполагает обширный сюжет, даже целое повествование с множеством символов.

Здесь не могу пройти мимо Боттичелли)))

Поклонение волхвов, Сандро Боттичелли, 1475-76гг.
Поклонение волхвов, Сандро Боттичелли, 1475-76гг.
Христос, покидающий преторий, Гюстав Доре, 1867-72гг.
Христос, покидающий преторий, Гюстав Доре, 1867-72гг.

Или, например, для портрета в подавляющем большинстве случаев подбирали самое лучшее и богатое отделкой платье (это определение, к слову, раньше относилось и к женской, и к мужской одежде).

Портрет молодой женщины, Сандро Боттичелли, 1480-85гг.
Портрет молодой женщины, Сандро Боттичелли, 1480-85гг.

Мифологические сюжеты, как и библейские, также очень насыщены по содержанию.

Весна, Сандро Боттичелли, около 1482г.
Весна, Сандро Боттичелли, около 1482г.

Меркурий, охраняющий сад, 3 грации, Венера под аркой, Амур над ней, целящий стрелой в среднюю из граций, Флора, разбрасывающая розы, Хлориса (в момент начала превращения в Флору - посмотрите на цветы из ее рта), преследуемая Зефиром. Апельсиновые деревья и более 500 цветов. Я лишь перечислила героев, но у этой картины множество подробнейший интерпретаций - хватит на целую статью)))

Женщины Амфисы, Лоуренс Альма-Тадема, 1887г.
Женщины Амфисы, Лоуренс Альма-Тадема, 1887г.

Этот сюжет относится к 4 веку до н.э. и описывает вакханок, которые в беспамятстве (под воздействием вина на празднике, посвященном Вакху, соответственно) забрели в город Амфиса. На картине запечатлено утро, когда женщины только просыпаются. Но примечательно в этом сюжете то, что город на тот момент был захвачен вражеской армией и местные женщины всю ночь стерегли площадь, охраняя девушек от солдат. Светлый общий фон, одежды - вся картина наполнена грацией и мягкостью (не смотря на сомнительность в нашем понимании таких празднеств))).

Афинская школа, Рафаэль Санти, 1510-1511гг.
Афинская школа, Рафаэль Санти, 1510-1511гг.

На картине Рафаэля философы и ученые разных времен, Платон и Аристотель - в центре. Идея в том, что в этом совместном интеллектуальном труде рождается истина и движется прогресс. В общей сложности здесь 58 человек и каждая фигура особенна: нет повторений в позах и жестах. Композиционное решение - расположение фигур на ступеньках храма - позволяет не заслонять друг друга. Но и само здание полно деталей.

Еще одно направление в живописи, предполагающее множество людей и объектов - батальная живопись. Приведу здесь такой пример:

Битва Александра Македонского с царем Дарием III при Иссе, Альбрехт Альтдорфер, 1528-29гг.. 158х120см.
Битва Александра Македонского с царем Дарием III при Иссе, Альбрехт Альтдорфер, 1528-29гг.. 158х120см.

На картине изображено сражение между македонской армией (бело-голубые доспехи) Александра и персидской (красные) царя Дария при городе Исс (ныне Искендерун, Турция). Точка обзора (нижняя треть картины и центр) находится на высоте птичьего полёта: на переднем плане армии в Исской долине между Аманских гор. Мы видим царя Дария, покидающего поле боя на колеснице после потери левого фланга, и Александра, преследующего его. Если переместить внимание выше (в верхнюю треть полотна), то и наблюдатель оказывается на еще большей высоте - смена и расширение перспективы - Средиземное (в центре) и Красное (из центра в даль) моря, остров Кипр, дельта Нила (справа, 7 рукавов) и огромное небо, на котором и солнце, и луна (битва началась днем и продолжалась до темноты). В небе парит табличка: "Александр Великий победил последнего Дария, после того как были убиты 100000 пеших персидских воинов и более 10000 всадников и взяты в плен мать, супруга и дети короля Дария, в то время как Дарий скрылся с 1000 всадников". Очень впечатляющая картина.

А теперь давайте перейдем к фламандской живописи.

Пословицы, или синий плащ, Питер Брейгель Старший, 1559г.
Пословицы, или синий плащ, Питер Брейгель Старший, 1559г.

Эта картина представляет собой иллюстрацию нидерландских пословиц и поговорок 15-16 веков, не принимая во внимание их переносного значения. Отсюда и набор кажущихся нелепыми и странными сцен (например, "биться головой о стену" - слева). В центре женщина надевает на мужа синий плащ (отсюда название картины), т.е. обманывает и изменяет ему.

Не могу не упомянуть и Иеронима Босха с его сюрреалистическими сюжетами на религиозные темы. Приводить его картины для примера не буду, т.к. мне лично его творчество не импонирует (не смотря на всеобщее признание))).

Фруктовая лавка, Франс Снейдерс, 1618-21гг.
Фруктовая лавка, Франс Снейдерс, 1618-21гг.

У Франса Снейдерса много натюрмортов (фрукты, овощи, дичь), анималистических сюжетов, в том числе монументальные полотна. В каждой картине тщательно выписаны все детали и их очень много.

Эрцгерцог Леопольд Вильгельм в своей галерее в Брюсселе, Давид Тенирс Младший, ок.1651 г.
Эрцгерцог Леопольд Вильгельм в своей галерее в Брюсселе, Давид Тенирс Младший, ок.1651 г.

Тенирс был младшим хранителем галереи эрцгерцога, для которого и написал эту картину.

Девушка, читающая письмо у открытого окна, Ян Вермеер, 1657г.
Девушка, читающая письмо у открытого окна, Ян Вермеер, 1657г.

Тот вариант картины, который мы видим слева существовал до 2021г. - в ходе реставрационных работ был восстановлен первоначальный облик. Наличие Купидона (справа) было выявлено при рентгенографии еще в 1979г. На мой взгляд, до реставрации было лучше (хотя, конечно, есть авторский замысел и все такое...) - идеальное соотношение (я бы прямо назвала это эталоном))) насыщенности деталями и пустой стены (примерно на треть полотна) для "ощущения воздуха" (которое создается также открытым окном). Письмо, которое читает героиня, видимо, любовное. На грехопадение зрителю намекают фрукты на кровати (отсылка к Адаму и Еве) и, собственно, Купидон.

Въезд императора Карла V в Антверпен, Ганс Макарт, 1878г.
Въезд императора Карла V в Антверпен, Ганс Макарт, 1878г.

Очень популярный в свое время австрийский художник, который сейчас мало известен. Собственно, въезд императора в город происходил в сентябре 1520г - для этого события была построена и богато украшена триумфальная арка, а красивейших женщин (и они действительно были очень легко одеты, не так, конечно, как на картине, но все же) выстроили на разных уровнях и пъедесталах. Весьма сомнительное действо, но участники события, в т.ч. тот самый Альбрехт Дюрер (по его рассказу и написана картина), ничего такого не посчитали))).

Вальдемар Аттердаг собирает дань c жителей Висбю, Карл Густав Хелльквист, 1882г.
Вальдемар Аттердаг собирает дань c жителей Висбю, Карл Густав Хелльквист, 1882г.

Сюжет картины относится к 1361г, когда голландцы проиграли датчанам (армии короля Дании Вальдемара IV Аттердага). Жители города после этого сражения (исследователи говорят об очень неравных силах) и недолгой осады открыли ворота и выплатили дань, взамен получив грамоту, оставлявшую им их права и свободы. Если продолжить исторический экскурс, то после сражения при Висбю, Ганза (купеческое объединение немецких городов) объявило войну датскому королю. В 1370г. был заключен мир, вернувший Висбю статус свободного ганзейского города. Эту картину, как я заметила, любят использовать в качестве иллюстрации к темам о "темном средневековье".

Если вернуться к теоретической части, то должна заметить, что ощущение наполненности деталями и объектами может создавать также и манера письма (фактура). Как пример приведу всем известную картину:

Звездная ночь, Винсент Ван Гог, 1889г.
Звездная ночь, Винсент Ван Гог, 1889г.

Большую часть картины занимает, как мы видим, звездное небо, т.е. почти 2/3 картины занимает "воздух". Однако, благодаря особой манере письма, картина кажется наполненной деталями, создается ощущения движения в едином ритме. Ореолы звезд и луны создают эффект почти дневного света.

Особая фактурность чаще всего является в целом особенностью импрессионизма (Клод Моне, например) и постимпрессионизма (в т.ч. Ван Гога).

Маги Пуиг
Маги Пуиг

Это картина современного испанского художника Маги Пуига (я писала о нем отдельную статью). Он, конечно, мастер композиции: 2/3 картины плотно заполнены людьми и предметами, но все равно нет ощущения тесноты и отсутствия воздуха.

Давайте теперь отдельно рассмотрим несколько примеров из работ русских художников.

Утро в сосновом лесу, Иван Иванович Шишкин, 1889г.
Утро в сосновом лесу, Иван Иванович Шишкин, 1889г.

В этой картине почти не видно неба и все полотно заполнено, но здесь есть и перспектива, и эффект большого пространства (просто в нём много деревьев))). Прекрасные, искусно проработанные детали, ощущение "присутствия" у зрителя.

Садко, Илья Ефимович Репин, 1876г.
Садко, Илья Ефимович Репин, 1876г.

На полотне изображена сцена, в которой Садко выбирает по приказу морского царя себе жену из морских девиц. Однако герой картины смотрит вовсе в другую строну, как мы видим, на девушку в простой одежде (воображаемый образ). В картине множество разных деталей: обитатели морского дна, наряды и украшения. Но мне в ней всегда нравился свет - как красиво освещены центральные фигуры!

Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года в день столетнего юбилея со дня его учреждения, Илья Ефимович Репин, 1903г.
Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года в день столетнего юбилея со дня его учреждения, Илья Ефимович Репин, 1903г.

Уже писала об этом монументальном полотне (коллективный портрет с изображением 81 человека, размером 400х877 см) в статье о цветовых сочетаниях - еще один пример того, что правильно подобранные цвета помогают создавать ощущение гармонии, даже при большой насыщенности сюжета. Также в этом аспекте стоит отметить и круглую форму зала, и круглые же столы.

Девочка на фоне персидского ковра, Михаил Александрович Врубель, 1886г.
Девочка на фоне персидского ковра, Михаил Александрович Врубель, 1886г.

Тут все пространство наполнено деталями: и яркая одежда девочки, и украшения, и ковры. Для картин Врубеля характерно множество деталей, но часто только кажущееся. Дело как раз в особой манере письма и фактурных мазках. Выше я писала как раз о схожем ощущении в картинах Ван Гога)))

Праздник, Степан Федорович Колесников, 1910г.
Праздник, Степан Федорович Колесников, 1910г.

У Колесникова (что мне нравится) яркие краски, множество деталей (посмотрите, как прописана одежда и узоры на платках!), прекрасное чувство перспективы. Деревья (и их ветки) на его картинах (на этой, правда, их мало) просто потрясающи)))

Портрет Ф.И.Шаляпина, Борис Михайлович Кустодиев, 1922г.
Портрет Ф.И.Шаляпина, Борис Михайлович Кустодиев, 1922г.

Однако, мы помним и его знаменитую "Купчиху за чаем")))

Спящая царевна, Виктор Михайлович Васнецов, 1913-1917гг.
Спящая царевна, Виктор Михайлович Васнецов, 1913-1917гг.

Что мы видим: на картине много людей (в одежде с разнообразной отделкой), предметы интерьера, цветы, деревья, мост через речку, терем, лес. И все же нет ощущения переизбытка, даже с учитывая множество красок, а хочется рассматривать все эти детали очень долго. Я уже писала об этой картине в другой статье про сочетания цветов. Васнецов, безусловно, мастер)))

Итак, резюмируя все вышесказанное (и показанное), могу сказать, что очень интересно рассматривать такие наполненные сюжеты, иногда это большая история (и с предысторией). Как и лаконичные, о которых я писала в предыдущей статье. Каждый из этих подходов прекрасен, несет свою идею и завораживает. Я, к примеру, могу очень долго рассматривать картину и во всех ее подробных деталях (даже если ощущение деталей создается фактурой мазков), и в их отсутствии. Очень важно, что сам художник нёс или несёт этому миру.

Вдохновения вам, друзья!