Найти тему

Неизвестные «Муха-Цокотуха» и «Айболит», или 4 секрета популярности стихов Чуковского

Все мы знаем Корнея Чуковского как самого известного советского сказочника. Но мало кому известно, что этот удивительный человек был еще и литературоведом, переводчиком, критиком, военкором, а также знатоком детской психологии.

К.И. Чуковский. Фото с официального сайта писателя
К.И. Чуковский. Фото с официального сайта писателя

Так, он на протяжении долгих лет жизни наблюдал за окружающими его малышами, беседовал с ними и фиксировал забавные речевые обороты. В итоге эти записи вылились в книгу под названием «От трех до пяти».

В приложении к ней под названием «Признания старого сказочника» писатель поделился секретами создания произведений, которые полюбит любой ребенок.

Я читаю эту книгу прямо сейчас, и так мне понравились откровения Корнея Ивановича, что я решила поделиться ими с вами, дорогой читатель.

Строки, не вошедшие в знакомые каждому стихи

Давайте пофантазируем.

Например, что мальчик из «Мойдодыра» кричал:

Панталоны, как вороны,
Улетели на балкон.
Воротитесь, панталоны,
Мне нельзя без панталон!

Или он же восклицал:

Ранец, ранец, где мой ранец?
Милый ранец, погоди!
Что же ты пустился в танец?
Погоди, не уходи!

А что если у Мухи-Цокотухи за столом сидели вот такие товарищи?

Гости важные, мохнатые,
Полосатые, усатые,
За столом сидят,
Пироги едят,
Сладкою малиною закусывают.

А как насчет такого необычного диагноза из «Айболита»?

Прилетели трясогузки
И запели по-французски:
«Ах, у нашего младенца —
Инфлюэнца».

Или вот такого предписания слонихе все от того же сказочного ветеринара?

Принимай-ка ты касторку
Через час по ведерку
И четырнадцать мешков
Проглоти-ка порошков.

Слышали такие строки? Предположу, что вряд ли, а они были написаны и когда-то имели полное право на существование! Вот только внутренний цензор Чуковского... не допустил их до печати.

Среди причин было многое: от ненужного растягивания сюжета до дешевизны рифм. И если вставки в «Айболит» поэт в общем-то считал приемлемыми, то остальные называл убогими, плюгавыми, нищенски бедными... Короче говоря, такими, что бумага, на которой они могли быть напечатаны, точно покраснела бы от стыда.

С чем же была связана такая самокритичность писателя и как, по его мнению, нужно писать для маленьких детей?

Давайте посмотрим.

Секрет №1: состояние счастья

Чуковский говорил (и с этим нельзя не согласиться!), что счастье для малышей — нормальное состояние души, а потом и вовсе вывел заповедь: писатель, создающий детские произведения, непременно должен быть счастлив.

Разумеется, пребывать в таком состоянии перманентно невозможно, но как только удается уловить безмятежное чувство — срочно нужно брать в руки бумагу и ручку и записывать.

— Кто говорит? — Слон! (с) Фото из интернета
— Кто говорит? — Слон! (с) Фото из интернета

Сам Чуковский вспоминал, как в ничем не примечательный день 29 августа 1923 г. вдруг где-то на улице ощутил прилив сумасшедшего счастья. Взлетев в свою квартиру как на крыльях, он в том самом пресловутом «потоке» начал набрасывать строка за строкой стих, который далее стал известен всей стране под названием... «Муха-Цокотуха».

И не просто записывать свои мысли!

В тот день 42-летний мужчина пританцовывал, напевал и выкрикивал слова, и, ни много ни мало, представлял себя женихом мухи. И всю эту фантасмагорию позднее характеризовал как возвращение в детство.

Горе тому детскому писателю, кто не умеет хоть на время расстаться со своей взрослостью, выплеснуться из нее, из ее забот и досад, и превратиться в сверстника тех малышей, к кому он адресуется со своими стихами.
— К. Чуковский, «Признания старого сказочника»

Следующий секрет неразрывно связан с первым.

Секрет №2: вдохновение

Под вдохновением писатель понимал состояние, когда все писательские навыки и интересы уходят на второй план, уступая место «сердцебиению ребяческой радости». И вот он уже спешит записать новую сказку.

Так произошло, например, с моей сказкой <...> об Айболите. Вдохновение нахлынуло на меня на Кавказе — в высшей степени нелепо и некстати — во время купания на море. Я заплыл довольно далеко, и вдруг <...> сами собой сложились слова:
О, если я утону,
Если пойду я ко дну...
И т.д.
Голышом побежал я по каменистому берегу и, спрятавшись за ближайшей скалой, стал мокрыми руками записывать стихотворные строки на мокрой папиросной бумаге, валявшейся тут же, у самой воды, и сразу в какой-нибудь час набросал строк двадцать или больше.
— К. Чуковский, «Признания старого сказочника»

Корней Иванович отмечал, что если бы испытывал эту ребяческую радость постоянно, то, конечно, написал бы далеко не десять, а сто или все двести сказок. Но так уж вышло, что бывают такие «приступы» нечасто, а длятся недолго. Поэтому даже великому сказочнику приходилось писать основную часть своих произведений для малышей радостно, но тяжело и долго.

И вот чтобы не попасться в ловушку мучительной рутины, нужно знать о третьем секрете.

Секрет №3: чувство вкуса

По мнению Чуковского, в минуты, когда ощущение счастья ослабевает, а вдохновение улетучивается, детского писателя выручает то, что помогает избежать механических рифм и банальных слов. Это искушенный и опытный вкус писателя.

Чувство вкуса Чуковский называл наиболее сильным оружием в арсенале любого художника, которое контролирует и композицию стихов, и их звукозапись, и систему их образов.

<...> словесное разгильдяйство, неряшество, обесценивающее книги для взрослых, кажется мне тяжким преступлением, когда оно проявляется в книгах, предназначенных для малых детей. Здесь мы не вправе небрежничать. Здесь нам приходится делать ставку на долгое труженичество и на требовательный безжалостный вкус.
— К. Чуковский, «Признания старого сказочника»

А тем, кто задается вопросом, откуда же вкус у него самого, Чуковский отвечал:

  • к моменту написания своей первой сказки он был уже взрослым человеком с 15-летним литературоведческим опытом и навыки работы со словом и текстом приобрел обширные;
  • на протяжении всей жизни он изучал и впитывал культуру русского и зарубежного фольклора, приобщаясь к народной эстетике;
  • с юности он читал много стихов — и не только читал, но и слушал их в авторском исполнении;
  • и чуть ли не самое главное — писателю посчастливилось большую часть своей жизни провести в компании детей.

И вот с таким профессиональным багажом Чуковский написал строки своего первого стихотворения «Крокодил». Ему было 35 лет.

К. И. Чуковский в окружении молодых читателей. Кстати, вы знали, что настоящее имя писателя — Николай Корнейчуков? Фото из интернета
К. И. Чуковский в окружении молодых читателей. Кстати, вы знали, что настоящее имя писателя — Николай Корнейчуков? Фото из интернета

Секрет под звездочкой

Казалось бы, три секрета с лихвой объясняют причину сверхпопулярности детских стихов Чуковского. И все же он называет еще один.

В старые годы, где бы я ни был — в трамвае, в очереди за хлебом, в приемной у врача, — я, чтобы не тратилось попусту время, сочинял загадки для детей. Это спасало меня от умственной праздности.
— К. Чуковский, «Признания старого сказочника»

Сочинять везде и повсюду, чтобы не растерять навыки и держать свой мозг в тонусе. Как просто и как гениально, правда?

В качестве бонуса предлагаю вам разгадать неопубликованную загадку, которую, по словам автора, не могли отгадать ни взрослые, ни дети.

Без рук, без ног голова плыла,
Голова плыла, приговаривала:
«Эх, ноги бы мне, я бы скок да скок,
Поскакала бы я на лужок-бережок!» —
«Ну, вот тебе ноги, беги, голова,
Скачи по дороге.
Кричи КВА-КВА».

А вы отгадали? Пишите варианты в комментариях!

«Счастье для детей — норма жизни»

«По своим литературным достоинствам стихи для детей должны стоять на той же высоте, на какой стоят стихи для взрослых», — утверждал Чуковский, и сам этим правилом руководствовался.

Множество написанных без вдохновения строк он безжалостно уничтожал, оставляя лишь, то, что соответствовало его пониманию вкуса.

Между ними [строками] происходила, так сказать, борьба за существование, причем выживали сильнейшие, а прочие бесславно погибали.
— К. Чуковский, «Признания старого сказочника»

Благодаря такой искренней любви к своему делу и маленьким читателям, Чуковскому удалось оставить в наследство потомкам самые вкусные «кусочки» своих бесконечных черновиков.

Уверена, нашим детям и внукам суждено наслаждаться ими еще много-много лет. И это большое счастье.

Поделитесь, какие стихи Чуковского любите больше всего. А следом можете прочитать о моей поездке в Переделкино, где много-много лет жил замечательный герой этой статьи:

Ксения Наговицына 📚 Сказкотерапия 🎨 Арт-терапияСамопознание через сказки, мифы, фильмы и картины ☀️ Оставайтесь, здесь душевно, тепло и интересно. Сказкотерапия | Метафорические ассоциативные карты | Мандалы | Рисуночные практики