Найти тему

Советский Союз-особенности театральной политики 1920-х годов

Оглавление
Нарком просвещения СССР А. Луначарский, 1927 год. фото из ria.ru
Нарком просвещения СССР А. Луначарский, 1927 год. фото из ria.ru

В статье ознакомимся с регулированием в Советском Союзе внутренних вопросов культуры и искусств, а именно театральной политики в 1920-х годах.

Дискуссия о советской пьесе

На состоявшемся 14 марта 1927 года заседании театрального совещания, происходившего в Народном комиссариате просвещения под руководством А. Луначарского, были заслушаны заключительные речи докладчиков по вопросам развития репертуара и театральной политики "ближайшей культурной пятилетки".

Первым выступил председатель Главного репертуарного комитета В. Ю. Мордвинкин: « Изображать дело так, что в театре все состоит благополучно, было бы неверно. Никто не отрицает, что советский театр проделал за последние годы положительный путь и имеет определенные достижения. Однако, мы должны также констатировать наличие в нём и отрицательных явлении. К ним в первую очередь должна быть отнесена недостаточность роста профессионального театра».

В. Ю. Мордвинкин также отметил, что наспех сделанная агитационная работа уже потеряла свою актуальность и необходимо проанализировать всё то что имеется в провинциальных клубах взамен её. Так в Саратове ставятся «Жена в двух видах» и «Алименты», в Ярославле «Поцелуй первый и последний», «Невеста с комнатой», в Самаре –«Тайна садовой скамейки», «Не узнав дело-муж», в Костроме-«Собрание женщин» и «Трудовая семья». И всё это сделано было заведомо «спустя рукава» с налетом легкомыслия, и данному явлению необходимо положить конец, заменив на продуманную и качественную советскую пьесу.

Неверным являлось замечание о том что советские рабочие избегают современную советскую пьесу. Это было неправдой. Ленинградская дискуссия о современном советском театре, проведенная среди рабочих показала, рабочие совсем недовольны существующим репертуаром, и требуют усилить его именно советской пьесой, лучше всего советской комедией.

Цензура в советской театральной политике

Касаясь вопроса цензуры, В. Мордвинкин поддержал выдвинутые А. Луначарским четыре момента, которым должна руководится цензура, запрещая ту или иную постановку. Этими моментами были контрреволюционность, явная небрежность, легкомыслие и мистика пьесы.

При этом Мордвинкин сформулировал правило советской цензуры: «тем больше чести для пролетарской страны, находящейся в окружении капиталистических стран, чем решительней её цензура будет подавлять мелко-буржуазную идеологию, стремящуюся попасть на советскую сцену».

На данном заседании было выражен категорически протест против понимания требовании ряда «высокопоставленных товарищей» о революционизировании советской пьесы, как возврата к репертуару эпохи военного коммунизма- агитации и пропаганде, сыгравших в своё время важную роль. Недопустимым также было признано «механическое деление» советских театров на революционные и реакционные.

Большой Драматический Театр, 1928 год. фото из rg.ru
Большой Драматический Театр, 1928 год. фото из rg.ru

По данному поводу А. В. Луначарский напомнил что Московский Совет постановил выразить благодарность Большому Драматическому Театру за его работу. Вряд-ли это бы случилось если Большой Драматический Театр бы не соответствовал всем требованиям предъявляемым к современному советскому театру.

Важным итоговым решением заседания стало принятие резолюции « О признании принципиально важным организации объединенного театрального издательства», регулирующей работу различных самостоятельных издательств, которые в следствии параллелизма в своей работе выпускали на рынок большое количество однотипной литературы-в большинстве своём идиологически и художественно не приемлемыми.