В статье ознакомимся с регулированием в Советском Союзе внутренних вопросов культуры и искусств, а именно театральной политики в 1920-х годах.
Дискуссия о советской пьесе
На состоявшемся 14 марта 1927 года заседании театрального совещания, происходившего в Народном комиссариате просвещения под руководством А. Луначарского, были заслушаны заключительные речи докладчиков по вопросам развития репертуара и театральной политики "ближайшей культурной пятилетки".
Первым выступил председатель Главного репертуарного комитета В. Ю. Мордвинкин: « Изображать дело так, что в театре все состоит благополучно, было бы неверно. Никто не отрицает, что советский театр проделал за последние годы положительный путь и имеет определенные достижения. Однако, мы должны также констатировать наличие в нём и отрицательных явлении. К ним в первую очередь должна быть отнесена недостаточность роста профессионального театра».
В. Ю. Мордвинкин также отметил, что наспех сделанная агитационная работа уже потеряла свою актуальность и необходимо проанализировать всё то что имеется в провинциальных клубах взамен её. Так в Саратове ставятся «Жена в двух видах» и «Алименты», в Ярославле «Поцелуй первый и последний», «Невеста с комнатой», в Самаре –«Тайна садовой скамейки», «Не узнав дело-муж», в Костроме-«Собрание женщин» и «Трудовая семья». И всё это сделано было заведомо «спустя рукава» с налетом легкомыслия, и данному явлению необходимо положить конец, заменив на продуманную и качественную советскую пьесу.
Неверным являлось замечание о том что советские рабочие избегают современную советскую пьесу. Это было неправдой. Ленинградская дискуссия о современном советском театре, проведенная среди рабочих показала, рабочие совсем недовольны существующим репертуаром, и требуют усилить его именно советской пьесой, лучше всего советской комедией.
Цензура в советской театральной политике
Касаясь вопроса цензуры, В. Мордвинкин поддержал выдвинутые А. Луначарским четыре момента, которым должна руководится цензура, запрещая ту или иную постановку. Этими моментами были контрреволюционность, явная небрежность, легкомыслие и мистика пьесы.
При этом Мордвинкин сформулировал правило советской цензуры: «тем больше чести для пролетарской страны, находящейся в окружении капиталистических стран, чем решительней её цензура будет подавлять мелко-буржуазную идеологию, стремящуюся попасть на советскую сцену».
На данном заседании было выражен категорически протест против понимания требовании ряда «высокопоставленных товарищей» о революционизировании советской пьесы, как возврата к репертуару эпохи военного коммунизма- агитации и пропаганде, сыгравших в своё время важную роль. Недопустимым также было признано «механическое деление» советских театров на революционные и реакционные.
По данному поводу А. В. Луначарский напомнил что Московский Совет постановил выразить благодарность Большому Драматическому Театру за его работу. Вряд-ли это бы случилось если Большой Драматический Театр бы не соответствовал всем требованиям предъявляемым к современному советскому театру.
Важным итоговым решением заседания стало принятие резолюции « О признании принципиально важным организации объединенного театрального издательства», регулирующей работу различных самостоятельных издательств, которые в следствии параллелизма в своей работе выпускали на рынок большое количество однотипной литературы-в большинстве своём идиологически и художественно не приемлемыми.