Найти в Дзене
Серебряный экран

Почему в 1920-е поздние сеансы были самыми плохими? И как появилось выражение "крутить фильм"?

Первые популярные кинопроекторы, захватившие рынок, выпускала французская фирма «Патэ». Так как заказывать заграничные запчасти было дорого и долго, в 1909 году купец А. Д. Мин сконструировал по типу французских аппаратов копию -- первый отечественный кинопроектор. Но все киноаппараты и кинопроекторы 1910-х приводились в движение с помощью ручки, которую нужно было вращать. Причем с определенной скоростью. Так, вращая ручку, кинооператоры снимали кино, а киномеханики -- демонстрировали фильмы в кинотеатрах. Когда при показе картины скорости совпадали, то режим проекции был нормальным, изображение не дергалось, а герои - не бегали так смешно и глупо в режиме ошпаренной кошки. Публика была довольна, а фильм... а фильм крутился!.. Итак, в выражением "крутить кино"/ "крутить фильм" разобрались. Но почему раньше поздние сеансы-то считались самыми плохими? А дело тут опять же в механике работы кинопроектора, в прокрутке. И в человеческом факторе. Обычно утром и днем механик был бодр и вра

Первые популярные кинопроекторы, захватившие рынок, выпускала французская фирма «Патэ». Так как заказывать заграничные запчасти было дорого и долго, в 1909 году купец А. Д. Мин сконструировал по типу французских аппаратов копию -- первый отечественный кинопроектор.

Но все киноаппараты и кинопроекторы 1910-х приводились в движение с помощью ручки, которую нужно было вращать. Причем с определенной скоростью.

Так, вращая ручку, кинооператоры снимали кино, а киномеханики -- демонстрировали фильмы в кинотеатрах. Когда при показе картины скорости совпадали, то режим проекции был нормальным, изображение не дергалось, а герои - не бегали так смешно и глупо в режиме ошпаренной кошки. Публика была довольна, а фильм...

а фильм крутился!..

Итак, в выражением "крутить кино"/ "крутить фильм" разобрались.

Но почему раньше поздние сеансы-то считались самыми плохими?

А дело тут опять же в механике работы кинопроектора, в прокрутке. И в человеческом факторе.

Обычно утром и днем механик был бодр и вращал ручку аппарата в своей маленькой-маленькой комнатке над зрительным залом в нормальном темпе. Но вот на вечерних сеансах, когда киномеханик уставал, а в его крошечной комнате было не продохнуть от жары и нестерпимой духоты, начинались перебивы в темпе.

Если механик сильно спешил и хотел поскорее закончить работу, он вольно или невольно ускорял прокрутку ленты. Сбивался аккомпанирующий киноизображению музыкант-тапер, а картинка начинала мельтешить, что вызывало недовольство у публики. И та начинала возмущаться и шуметь: «Мишка, не верти!», «Мишка, не гони картину!»

(Так уж повелось, что в первое десятилетие XX века всех киномехаников в России называли «мишками»).

Если угоревший от духоты и вымотанный киномеханик от усталости засыпал, крутя ручку аппарата слишком медленно, то ритм снова сбивался, а недовольные зрители вопили: «Мишка, крути-и-и-и!»

Надо сказать, что фраза «Мишка, верти!» попала в популярную комическую пьесу «Кинематограф...», которую поставил в 1911 году петербургский театре «Кривое зеркало». (да, именно в честь того «Кривого зеркала» Евгений Петросян дал название своей передаче).

Сюжет буффонадной театральной пьесы «Кинематограф, или невинная жертва безумной страсти и кровавая любовь старика - сильно драматическая драма, длиною в 1176 метра и цветных красках» (авторы - Б. Гейер и Н. Евреинов) строилась на киноклише первых фильмов (инженю, злодей-соблазнитель и т.д.), а также на ускорении и замедлении действия.

Критики писали:

Создавая полную иллюзию "синема", пародисты в то же время раскрывали - точнее разоблачали - главный секрет "Великого Немого", где действие по воле пьяного и засыпающего то и дело механика, вращающего ручку кинопроекционного аппарата, могло замедляться или ускоряться, где "истинно жизненные драмы" - ни что иное, как бульварный роман.

(цит. по: Тихвинская Л. Кабаре и театр миниатюр в России 1908-1917 гг. М.: Знание, 1996.)