Исходя из достигнутого уровня науки и техники в области ракетостроения, приборостроения, средств автоматизации и противоатомной защиты и т.д., на данный момент возможно начать разработку перспективного танка, который по своим боевым характеристикам и техническим параметрам станет новым качественным прорывом в области танкостроения. Это цитата из решения совещания, которое состоялось в июле 1962 года и послужило началом работ над ракетным танком "Объект 775". А что на самом деле было за это совещание?
Эта встреча была не просто обычным собранием, а важным событием для ведущих конструкторов танковых заводов, научно-исследовательских организаций, конструкторских бюро и различных государственных комитетов по военной технике, а также представителей Министерства обороны. На тот момент первым секретарем ЦК КПСС был Никита Сергеевич Хрущев, который проявлял огромный интерес к ракетам, и решение о проектировании "Объекта 775" можно назвать государственным. Согласно постановлению ЦК КПСС и Совета министров СССР от 30 марта 1963 года, было поручено изготовить два опытных образца для заводских испытаний в первом квартале 1965 года и три опытных образца, включая один с газотурбинным двигателем, для полигона военных испытаний в четвертом квартале того же года. Работа над проектом была поручена Конструкторскому бюро Челябинского тракторного завода, руководителем и ведущим инженером по разработке был назначен Павел Павлович Исаков.
Тем не менее стоит отметить, что "Объект 775" не был первым ракетным танком. Павел Павлович Исаков стремился реализовать потенциал другой боевой машины.
Начало разработки
Ракетный танк "Объект 775" был изготовлен в 1959 году на основе танка Т-10, созданного Челябинским тракторным заводом. Этот тяжелый танк был оснащен 125-мм орудием СА-125, пусковой установкой Д-126 и механизмом заряжания. Эскизные проекты "Объекта 775" были представлены на рассмотрение 14 января 1964 года.
В новом танке предлагалась классическая схема общей компоновки с размещением типажа из двух человек в корпусе и башне.
Особенности конструкции
Особенностью размещения экипажа было расположение механика-водителя полулежа под углом наклона 45 градусов в носовой части корпуса. Для "Объекта 775" рассматривалось два комплекса ПТРК "Астра" и ПТРК "Рубин". Решением государственного комитета по оборонной технике был выбран "Рубин". В 1966 году были изготовлены два опытных образца, которые прошли испытания на полигоне НЭЭ БТ. Отличием от первоначального варианта было размещение двух членов экипажа в башне и механизированной боеукладки в носовой части танка.
Корпус "Объекта 775" был сборной конструкцией с уникальным сплюснутым башенным сооружением. В то же время, конструкторы старались достичь максимальной стандартизации узлов и агрегатов с танком "Объект 430 2", также известным как Т-64.
Размеры машины составляли: длина - 6 и 1 метр, высота - переменная, ширина - 3,4 метра. Боевая масса - 36 тонн. Конструкторы КБ Челябинского тракторного завода взяли за основу систему подвески своей разработки, используемой в "Объекте 775", усовершенствовав ее механизм изменения клиренса. Он состоял из десяти гидравлических цилиндров, которые обеспечивали ступенчатое изменение клиренса от 420 до 170 миллиметров. В этом положении высота танка по крышу башни составляла 1385 миллиметров. Дополнительно "Объект 775" был оснащен оборудованием для самоокапывания бульдозерного типа. Максимальная высота танка составляла чуть более 1,6 метра. Для натяжения гусениц использовался специальный гидравлический механизм, включающий два цилиндра. Ходовая часть машины состояла из шести двухдисковых опорных катков, ведущего и направляющего колес, а также гусеницы срединного металлического шарнира. Моторно-трансмиссионное отделение располагалось в кормовой части "Объекта 775".
В качестве силовой установки использовался дизельный двигатель 5ТДФ мощностью 700 лошадиных сил. Трансмиссия и другие узлы и агрегаты были практически идентичны с танком Т-64. Однако на новом ракетном танке присутствовало автоматическое переключение передач. Удельная мощность двигателя составляла 19,4 лошадиной силы на тонну. Это позволяло разгоняться до максимальной скорости в 70 километров в час на шоссе. Внутренние топливные баки размещались в носовой части и по бортам. Их суммарный объем составлял 835 литров. Также можно было использовать внешний бензобак объемом 275 литров.
Таким образом, дальность хода на шоссе варьировалась в пределах 500-600 км. Машина была способна преодолеть броды в 1 и 4 метра. А при использовании специального оборудования подводного вождения танков - до 7 метров.
Иновационная защита
Стоит отметить, что весил танк всего 36 тонн, броневая защита в виде противоснарядного комбинированного материала была разработана специалистами Челябинского тракторного завода в сотрудничестве с филиалом.
Верхняя лобовая часть состояла из 90-миллиметрового стального листа, за которым следовал лист стеклотекстолита толщиной 70 миллиметров, а затем еще один стальной лист толщиной 30 миллиметров. Угол наклона от вертикали составлял 75 градусов, что давало более 700 миллиметров брони толщиной 30 миллиметров.
Комбинированная броня "Объекта 775" обеспечивала теоретическую защиту от кумулятивных средств поражения с бронепробиваемостью 600-700 миллиметров в пределах курсовых углов обстрела плюс-минус 45 градусов. Нижняя лобовая часть также состояла из комбинированного материала: первый лист был толщиной в 1 миллиметр стали, за которым следовал лист стекла текстолита толщиной 105 миллиметров, а затем стальной лист толщиной 16 миллиметров. Угол наклона составлял 56 градусов от вертикали, что давало около 400 миллиметров брони толщиной 30 миллиметров.
Борта корпуса были менее защищены, только 80 миллиметровой броней без наклона, однако для них были предусмотрены съемные бортовые противокумулятивные экраны по четыре на каждый борт. Корма "Объекта 775" также состояли из двух листов верхнего и нижнего, с бронированием 45 и 15 миллиметров соответственно.
Крыша корпуса была толщиной 40 миллиметров и была изготовлена из броневых стальных листов средней твердости толщиной также от 15 до 20 мм.
Необычная башня танка
Низкопрофильная двухместная башня для "Объекта 775" была позаимствована у "Объекта 757".
Башня имела комбинированную трехслойную броню, однако между двумя стальными листами толщиной в 280 и 40 мм находилась преграда из броневого алюминиевого сплава толщиной 310 мм. Лобовая проекция башни достигала 600±30 мм благодаря комбинированной броне, что обеспечивало защиту от кумулятивных противотанковых средств имевших бронепробиваемость 600 мм в пределах курсовых углов обстрела.
Кроме того, в заключение следует отметить, что бронирование "Объекта 775" гарантировало защиту от обстрела бронебойными и подкалиберными снарядами калибра 115 мм, а также бронебойными снарядами калибра 122 мм от нарезной пушки тяжелого танка Т-10 на расстоянии 500 метров и при курсовых углах.