Стримеры — это авторы, которые транслируют контент прямом эфире. Их трансляции могут быть самыми разными: одни готовят еду онлайн, другие играют в видеоигры, третьи рассказывают что-то. Стримы сегодня ведут музыканты, преподаватели, журналисты и просто нишевые блогеры. Раньше и Дзен поддерживал стримы, но с 2022 года платформа сконцентрировалась на развитии других форматов. Но чтобы расширять аудиторию привлекать зрителей к трансляциям, стримерам важно размещать контент на разных платформах — в том числе и в Дзене. Например, они могут загружать записи трансляций, делиться своими анонсами и идеями в самых разных форматах. А рекомендательные алгоритмы помогут привлечь новых подписчиков.
Ярослав Вершинин, руководитель игрового направления в Дзен, пообщался с авторами в рамках митапа «Стримеры в Дзене». Мы собрали из этого разговора несколько полезных советов.
1️⃣ Развивайте блог в Дзене параллельно с каналом с трансляциями
Вести прямые эфиры по 24 часа в сутки 7 дней в неделю невозможно. Но чтобы оставаться в контакте с аудиторией, вы можете публиковать материалы в блоге разных форматах — это еще одна возможность приобщить ее к своему творчеству. Каждый потребляет контент по-своему: кому-то ваши текстовые публикации или ролики могут понравиться больше, чем стримы. Выберите тему, которая вам интересна, и попробуйте проявить себя в коротких постах, статьях или видео.
Ридж (игровой стример): «На стрим к блогерам приходят как к личностям. Аудитории интересно знать, чем ты живешь, какое у тебя мнение. Не обязательно писать рецензии на игры, если вы стримите игры. Можно рассказать и о сериале. Например, я написал пост про Last Of Us — он отлично залетел».
Настя Шиповская (музыкальный блогер): «Лонгриды — это выход. Я рассказываю об организации концертов, интересных историях, которые со мной случаются. Влоги, тексты, посты фотографии показывают закадровую жизнь своего человека».
Никита Нэксич (игровой стример BGOOD FAMILY): «В виде постов и статей можно отвечать на вопросы, которые вам задают в чате. Собирайте краткие гайды: как играть и что делать. Люди часто ищут в поисковиках ответы на распространенные вопросы, зайдут на вашу статью и увидят, что вы еще и стримите что-то — и вот у вас новый зритель».
2️⃣ Рассказывайте, как вы готовитесь к стримам
Когда у блогера достаточно опыта, он может импровизировать во время эфира. Но если ему предстоит сложная трансляция, нужно подготовиться получше. Например, можно потренироваться, порепетировать, подготовить инструкции, почитать обзоры других блогеров в Дзене и собрать полезные заметки. Потом эти материалы могут пригодиться для создания собственного контента в блоге.
Neyrawolf (стример, тиктокер): «Перед тем как стримить игру, важно предварительно понять, что вообще там делать. Изучите геймплей, побегайте, подкачайте скиллы. А если вы проникнитесь персонажем, можно сделать косплей и хайпануть на этом».
Саша SanChes (обзорщик кино и мультфильмов): «Мы делаем прямые эфиры с играми по мультфильмам. Во время подготовки я читаю историю серии, гайды. Чтобы не делать начало стрима нудным и не вникать в управление, вы можете сразу начать играть и параллельно рассказать про историю серии. Аудитория с удовольствием это послушает».
Никита Нэксич (игровой стример BGOOD FAMILY): «Если вы хотите стримить игру, сделанную по книге — как Hogwarts Legacy или „Ведьмак“, — вам стоит прочитать книгу. Но читать рецензии не стоит. Если вы будете повторять чьи-то мнения, это вряд ли будет кому-то интересно».
3️⃣ Анонсируйте стримы
Чтобы как можно больше людей узнало про прямой эфир, нужно разместить приглашения везде, где может быть потенциальная аудитория — например, в Дзене. В анонсе должны быть дата, время, краткое описание эфира — «Будем обсуждать новые фильмы» или «Играть в Genshin Impact». Можно сделать один пост-анонс заранее, а второй прямо перед началом стрима. Не забудьте про изображения!
Роман Фортуна (игровой стример): «Сделайте анонс-картинку. Берете классный визуал, пишете одну строчку, что будет на стриме, и готово! Человек зашел, прочитал, перешел по ссылке».
Настя Шиповская (музыкальный блогер): «За 15 минут перед стримом мы постим то, что у нас происходит. Показываем подключенную аппаратуру и свет с посылом „у нас все готово, скоро подключайтесь!“. Зрителям интересно увидеть, что остается за кадром».
4️⃣ Подогревайте интерес прямо во время стрима
Когда эфир долгий, стоит поддерживать интерес и привлекать зрителей в реальном времени, публикуя дополнительный контент на ходу. Подумайте, какими форматами можно подогреть аудиторию, чтобы ей было не скучно. Например, вы можете записывать короткие ролики, выкладывать фотографии и скриншоты с яркими моментами. Этот контент увидят как активные зрители, так и новая аудитория, которая еще не приходила на стрим.
Михаил GLFire (стример): «Я стримлю игры и делаю хайлайты — самые интересные, продающие моменты из видеопотока. Такие ролики хорошо залетают. Например, случился какой-то смешной момент в игре — я быстро делаю нарезку и закидываю в канал».
Александр NintenDA (игровой стример): «Когда стримишь несколько часов подряд, на пятый час можно предложить зрителям присылайте свои фоточки, чем вы сейчас занимаетесь. Они загружают их в комментарии в Дзене. Другие люди не понимают, что происходит, почему все начали выкладывать фотки. Чтобы разобраться, они тоже заходят на стрим».
5️⃣ Устраивайте интерактив с подписчиками
Не бойтесь экспериментировать и пробовать разные форматы общения с подписчиками. Создавайте опросы, попросите зрителей рассказать о своем опыте в комментариях к публикации. Зрители склонны проявлять намного больше внимания к блогеру, если он прислушивается к их мнению и понимает потребности.
Даша Smile Homa (музыкальный стример, лидер рок-группы): «У музыкантов много разных способов интерактива. Можно делать что-то вроде игры „Угадай мелодию“ — наиграть песню и предложить аудитории вспомнить ее или разыграть мерч».
Александр (игровой стример, автор канала «Навигатор Игрового Мира»): «В анонсе перед стримом предложить скинуть фотку кота или собаки рядом со своей консолью. На заглушке перед стримом мы включаем слайдшоу с их фотками — это дает очень хороший отклик от аудитории. Они видят, что они вовлечены в создание контента».
6️⃣ Выкладывайте лучшие моменты из стрима в формате видео
Если стрим был интересным, видеозапись можно переиспользовать для создания роликов. Такой контент расскажет подписчикам, которые не попали на стрим, о том, что они пропустили. Вырезайте и монтируйте отдельные эпизоды — что-то смешное, зрелищное или пугающее. Главное — правильно выбрать формат: если видео до двух минут, то его нужно кадрировать вертикально, а если дольше — то горизонтально.
ADeSon1K (игровой стример VK Play): «Я обычно выкладываю короткие посты о том, как прошел стрим. А если были интересные моменты, выкладываю видео. Плюс обязательно делаю дополнительные анонсы о том, что будет завтра и в течение недели».
Ридж (игровой стример): «Можно делать вертикальные ролики со смешными моментами: активная эмоциональная реакция, плюс популярный мем — что-то рассчитанное на широкую аудиторию. Важно, чтобы люди увидели, посмеялись и подписались. Тут не стоит переусложнять».
Даша Smile Homa (музыкальный стример): «Короткие ролики, которые мы снимаем вместе с группой, — викторины, моменты со стримов. Если у вас не игровое видео, добавляйте титры, так как многие предпочитают смотреть контент без звука».
Благодарим антикафе Cooltime.life, где проходил митап «Стримеры в Дзене».