Найти тему
Внимательный Лис

Когти Иеронимуса Босха

Часть 3.

Следующая работа Босха "Коллективный портрет христианства"

Работа настолько нетривиальная, что поначалу вызывает удивление, равного которому у меня не было. Вокруг центрального персонажа, изображающего роль Иисуса, собран более чем интересный коллектив. Разберем все детально.

"Коллективный портрет христианства". Иеронимус Босх. 1510
"Коллективный портрет христианства". Иеронимус Босх. 1510

В СМИ эта работа фигурируют под названием "Увенчание терновым венцом". Это название даже частично не соответствует настоящему содержанию картины. Процесс увенчания Босх изобразил годом раньше в работе, которую мы рассматривали в предыдущий раз. Вот эта работа.

"Увенчание терновым венцом". Иеронимус Босх. 1508-1509
"Увенчание терновым венцом". Иеронимус Босх. 1508-1509

В работе, которую мы рассматриваем теперь, Босх не изображает процесс надевания на голову тернового венца. Венец уже надет. Босх рисует иное, он делает коллективный портрет готового, сложившегося христианства, портрет главных действующих лиц, которые его создали и теперь его составляют.

Портрет этот ясен, точен и символичен. Иеронимус ничего не рисует просто так из "эстетических" мотивов. Любой, даже самый ничтожный объект на картине, несет конкретное содержание или характеристику дополняющую общую тему точными нюансами. Разберем всё.

Персонажи

На картине шесть живых персонажей. В центре - символ христианства Иисус.

Центральный персонаж
Центральный персонаж

Лицо его невыразительно. Оно лишено каких бы то ни было ярких черт, которые выдавали бы в нем нечто нетривиальное, хотя бы сильный характер, соответствующий письменной легенде о. Это лицо самого обычного сапиенса. Ему немножко больно от шипов и это единственная эмоция на его лице. Этот Иисус есть формальное знамя новой религии. Он не ее суть, он ее узнаваемый символ.

Павел. Далее начинается самое интересное. Вот наш знакомый по предыдущей работе Босха.

Павел после основания христианства.                  Павел до основания христианства.
Павел после основания христианства. Павел до основания христианства.

Обратите внимание как он постарел с того момента, когда процесс становления христианства еще был в стадии одевания тернового венца. Еще бы не постареть, ведь между этими событиями прошло минимум лет 15-20. Я полностью согласен с предположением Leо Green о том, что именно Павел есть настоящий создатель христианства и христианской церкви. Тому в картине можно видеть несколько подтверждений.

Первое подтверждение.

Иисус держит рукой конец тонкого стержня, начало которого выходит прямо из груди Павла! Не наоборот! Стержень растет из Павла! Это означает то, что Босх именно Павла считает настоящим источником/создателем христианства!

Стержень, связывающий Павла и Иисуса растет из сердца Павла
Стержень, связывающий Павла и Иисуса растет из сердца Павла

Второе подтверждение.

Правая нога Павла стоит прямо на переднем плане, в центре, вровень с Иисусом и вплотную к нему.

Нога Павла
Нога Павла

Нога вообще выглядит как отдельный сюжетно важный персонаж. Штанина ноги порвана/изношена в районе колена. Это символ огромного труда Павла по практическому созданию институтов христианства - епископств в разных местах Европы и Азии. Павлу пришлось несколько лет побегать как следует, создавая в разных концах ойкумены опорные пункты христианства так, что "штаны его износились до дыр". Именно поэтому олицетворяющая этот огромный труд нога Павла, изображена Босхом в качестве равного людям персонажа.

Нога Павла стоит на прямоугольном бруске. Это брусок непростой. Смотрим другую картину Босха, где есть такой же брусок.

Бруски
Бруски

Обращаем внимание на ноги Иисуса. К ступням привязаны в точности такие же бруски как у Павла, но с гвоздями. Иисус идет по брускам и эти его шаги есть также процесс создания христианства, но не христианства как организации, а христианства как легенды.

Павел, ходя по брускам, создавал не легенду, а практический институт христианства. Он занимался организационной работой, а не страданиями. Поэтому в "христианских" брусках Павла гвозди отсутствуют.

Третье подтверждение.

На то, что именно Павел по мнению Босха есть создатель христианства, также ясно указывают два разных варианта изображений на вогнутом диске на груди Павла. Смотрите иллюстрацию с двумя Павлами выше.

Двуглавый орел на левом плече Павла
Двуглавый орел на левом плече Павла

В более ранней картине Босха, где показан процесс коронования терновым венцом, на плече Павла прикреплен диск пустой, без изображений. На тот момент христианство как феномен еще находилось в стадии становления. На рассматриваемой нами картине внутри диска уже изображен двуглавый орел - герб Римской империи. Вторая голова орла на гербе Рима появилась в 4 веке после принятия христианства в качестве государственной религии. Первая голова орла означает силу государства, вторая - душу христианства.

На груди Павла на этой картине две головы орла, значит христианство уже существует как государственный институт.

Защитник христианства. Следующий яркий предмет на картине - рука в металлическом панцире. Рука расположена поперек картины между зрителем и Иисусом. Эта бронированная рука есть символ того, что христианство способно защитить себя силой, если понадобится. На самом деле, если внимательно присмотреться, то персонаж с закованной рукой обнимает Иисуса обеими руками. Он его защищает!

Обнял Иисуса для защиты его
Обнял Иисуса для защиты его

Персонаж в красной мантии слева. Полагаю, что это служитель созданной Павлом церкви, символ того, что эта организация уже существует.

Служитель церкви и клиент
Служитель церкви и клиент

У меня есть некоторые неясности, связанные с отражением в стеклянном набалдашнике жезла в руке человека в красной мантии. Внешне отражение напоминает черта с рогами. Что бы это значило?.

Персонаж слева вверху (в зеленом). Это простой обыватель, сапиенс. Именно для простых сапиенсов и предназначены религии и инструменты управления сознанием - церкви.

Последний персонаж - справа за спиной Павла. Судя по тому, что он держит длинную дудку, это СМИ, работник рекламы.

Работник СМИ с дудкой.
Работник СМИ с дудкой.

Оставшиеся предметы.

Толстая длинная палка в руках Павла. Она есть на обеих картинах. Может быть это символ прочности того, что создано Павлом?

Стрела в шляпе Павла. Возможно это символ опасности, которой Павел несомненно подвергался, создавая институты христианства по всей Ойкумене. Или же это еще одно указание на то, что главным в этом групповом портрете является не центральный персонаж, а именно Павел. Тем более, что лицо Павла имеет насмешливое и очень двусмысленное выражение.

Подведем итоги.

Итак изображены

- Символ христианства

- Создатель христианства

- Служитель христианства

- Защитник христианства

- Пропагандист христианства

- Потребитель христианства

Это и есть групповой портрет.

До встречи.

Связанные работы

Когти Иеронимуса Босха. Часть 2.