На Северном флоте завершается период зимнего обучения
Современные, цифровые
Задача развернуть аппаратные станции и в кратчайший срок обеспечить командный пункт надежной связью может поступить в любое время дня и ночи, независимо от погодных условий в метель, мороз, проливной дождь.
Огромные ворота гаража открываются, и из него выезжают два КамАЗа.
В экипаже четыре человека начальник аппаратной, который руководит действиями личного состава, механик и старший механик, водитель выполняет еще и работу электрика, обслуживает электроагрегаты, предназначенные для автономной работы станции.
Каждый член экипажа в процессе развертывания линий связи выполняет свои задачи один поднимает антенну, другой закрепляет растяжки, третий протягивает кабели. При этом каждый обязан в случае необходимости заменить товарища.
- Мы, военные, не можем использовать сотовую связь или другие мультимедийные средства для передачи информации. Они могут быть с легкостью зафиксированы разведкой противника, и это приведет к демаскировке, раскрытию места нахождения командных пунктов, - рассказал начальник объединенного узла связи Александр Кузенков. - Вместо сотовой мы используем тоже современные цифровые помехозащищенные каналы связи - спутниковые и радиорелейные, которые не подлежат подавлению и раскрытию.
Один из самых надежных способов передачи информации сегодня - радиорелейный. Машина выставляется на точку - это может быть тундра, лес, горы. Экипаж поднимает антенную мачту на высоту до 24 метров, закрепляет ее для надежности тросами, настраивает аппаратуру.
- Расстояние, на которое доставляется сигнал, зависит от рельефа местности. И это может быть 40-50 километров. Там сигнал получает другая аппаратная станция. Так мы можем выстраивать линию на сотни километров, - рассказал Александр Кузенков. - Техника у нас современная, естественно, полностью отечественная, по-другому просто быть не может. В настоящее время порядка 80 процентов - все новое. Аппаратные связи, к примеру, 2022 года выпуска.
По стопам отца
Николай - водитель-электрик, младший сержант. Служит в полку связи уже три года.
- Я окончил Мурманский государственный технический университет по специальности «нефтегазовое дело», нужно было идти на срочную службу, но я решил год не терять и заключил контракт, - рассказал Николай. - К тому времени я уже права получил на все виды техники, потому меня сразу взяли водителем КамАЗа. О своем выборе абсолютно не жалею.
Юрий - главный старшина, начальник аппаратной радиорелейной станции. Коренной североморец, здесь окончил школу, потом МГТУ, а после срочной службы подписал контракт.
- Мой отец - военный связист, он посоветовал, и я решил пойти по его стопам. И вот уже одиннадцать лет служу. Одновременно учусь, получаю высшее техническое образование, - рассказал Юрий.
За время службы ему довелось побывать в командировке в Сирии, выполнять боевые задачи, увидеть, насколько важна работа военных связистов.
- Когда я пришел срочником, таких аппаратных еще не было. Сегодня все намного надежнее и намного комфортнее, - рассказал он.
Связистов учат в специализированных военных училищах. Одно такое есть в Ульяновске. Но научить работать на аппаратной станции могут и на месте.
- Срочники приходят, подписывают контракт, мы за четыре месяца обучаем их всему необходимому, и они прекрасно служат, получают звания, - рассказал Александр Кузенков. - Любой человек может прийти, мы его научим. У нас есть прекрасные специалисты и база для подготовки имеется.
Водитель-электрик Николай рассказал, что для него военная служба - это не только престижная и нужная стране профессия. Это еще и финансовое благополучие, работа, которая хорошо оплачивается.
На полном обеспечении
- Кроме заработной платы много льгот предоставляется. Чем год срочной службы терять, можно сразу контракт заключить - на год, на два, на сколько хочешь. Можно выбрать, в каких частях служить. Мне с правами на вождение тяжелой техники вообще было просто, - рассказал он.
Начальник объединенного узла связи своими бойцами доволен. Говорит, что тот, кто хорошо служит, учится, четко выполняет свои должностные обязанности, в материальном отношении обижен не будет.
- Контрактники у нас практически на полном обеспечении. Так как мы живем на Крайнем Севере, у военнослужащих есть право на бесплатный проезд к месту отдыха и обратно для них самих и одного члена семьи, продовольственный паек довольно неплохой. Контрактники обеспечиваются жильем или им оплачивается съем квартиры, - рассказал Александр Кузенков. И добавил, что многие военнослужащие неплохо зарабатывают, ведя в свободное от службы время здоровый и спортивный образ жизни.
- Многие сейчас за полученные спортивные достижения получают надбавку до 70 процентов, в зависимости от их физической подготовки. Мастер спорта получает сто процентов. И у нас такие есть, к примеру, чемпионы по офицерскому многоборью, - рассказал он.
Но для этого и службу нести надо хорошо, быть дисциплинированным, выполнять приказы командиров, что называется, стойко переносить вся тяготы и лишения воинской службы, учиться всему новому.
- Дисциплина и ответственность. Ты отвечаешь за свои действия, отвечаешь за свой экипаж. Должен быть собран, должен уметь работать в команде, потому что от твоих действий, действий твоего экипажа зависят и твоя жизнь в боевых условиях, и выполнение поставленных задач, - рассказал водитель-электрик Николай.
Период зимнего обучения у заполярных связистов подходит к концу. Позади январские метели и морозы, экипажи и техника справились на отлично. Прошли индивидуальную подготовку, слаживание в составе узлов связи и объединений, во взаимодействии с другими подразделениями Северного флота. Но это не значит, что работа завершена. Учеба, тренировка, обслуживание техники и оборудования - все это входит в каждодневный распорядок дня военных связистов. В любое время суток, в любую погоду, в любую назначенную точку они должны быть готовы выдвинуться, чтобы в кратчайшие сроки развернуть антенны и наладить надежную связь.