Найти тему
Автомобили и люди

Пробивая глухую стену: попытка №1001

Приходится с горечью констатировать, что упадок, характерный для российской промышленности, напрямую связан с технологическим отставанием. А основной причиной технологического отставания является отсутствие понимания, что такое технологии и почему их надо развивать. Хуже всего, что это понимание отсутствует практически на всех уровнях, начиная с высших руководящих постов, и заканчивая рядовыми исполнителями нижнего звена. В этом несложно убедиться как наблюдая последствия многих государственных решений, так и просто читая комментарии, оставляемые некоторыми читателями моего канала.

Попробую объяснить, о чём речь. Хотя, видит Бог, добиться понимания от людей, имеющих о развитой промышленности весьма смутное представление, ох как непросто. Это я знаю по личному опыту. Начну немного издалека. Вот, например, в настоящее время на производственных площадях, где некогда располагался АЗЛКа, а потом изготавливала свою продукцию фирма Рено, начало действовать вроде бы как совместное китайско-российское предприятие по сборке автомобилей. И многие радуются данному обстоятельству, надеясь, что оно даст толчок развитию отечественного автомобилестроения. Радуются, не понимая, что никакого толчка в действительности не будет.

Люди, далёкие от инженерных проблем и нужд промышленности, не осознают, что приобретая готовое производство, например, линию по сборке автомобилей, вы, в лучшем случае, становитесь обладателем только некоего набора оборудования, позволяющего изготавливать одну (или несколько) уже спроектированных кем-то моделей техники. И всё. Я уже затрагивал эту тему в статье «А у нас в стране есть ВАЗ. А у вас?». А вот возможности понять, как эти модели устроены, и, располагая полученными знаниями, создать новую, более совершенную технику, вы не получаете.

Почему так? Объясняю на пальцах. Представьте, что вы купили автоматическую линию по выпечке пирогов с капустой. В инструкции сказано, какие ингредиенты, в каком количестве и куда нужно засыпать, чтобы на выходе получить вкусные пироги с капустой. Вы закупаете необходимые ингредиенты на стороне, понятия не имея, как выращивают капусту, как превращают зерно в муку, а молоко – в масло. И, при этом, не представляете, каким преобразованиям и почему подвергаются указанные в рецепте ингредиенты. Как следствие, будучи лишены важной информации, вы не можете разработать рецепты новых, ещё более вкусных пирогов.

Вкус пирога напрямую зависит от рецепта и понимания того, что вы делаете
Вкус пирога напрямую зависит от рецепта и понимания того, что вы делаете

В процесс развития инженерного дела произошло разделение специалистов на две категории:

  1. Инженеров-конструкторов, проектирующих машины и механизмы.
  2. Инженеров-технологов, знакомых с имеющимися технологиями, разрабатывающих новые технологические решения, и определяющих, какая из доступных технологий окажется наиболее эффективной при изготовлении того или иного продукта.

Это произошло потому, что спроектировать можно всё, что вздумается. Но воплотить готовый проект в нечто материальное можно, лишь располагая необходимыми технологиями.

Технологическое отставание в промышленности – самое страшное. Вы можете полностью разобрать готовый узел, например, двигатель, но при этом не получите полного представления о том, как этот узел изготовлен. Допустим, в настоящее время приобрела популярность технология литься по выплавляемым моделям. Для того чтобы наладить выпуск изделий по этой технологии, необходимо учитывать различные факторы:

  1. Состав материала, из которого изготавливается деталь.
  2. Размеры и геометрию изделия.
  3. Состав полимера, используемого для подготовки выплавляемых моделей.
  4. Оптимальные температурные режимы.
  5. Время протекания каждого из этапов технологического процесса.

И ещё многое другое. Нарушите хоть одно из важных условий, и деталь окажется бракованной, непригодной для эксплуатации.

Просто так. за здорово живёшь, этой информацией никто с вами делиться не будет. Технологии стоят больших денег. Однако именно на приобретении этих самых технологий чиновники, ответственные за развитие промышленности, пытаются сэкономить, ввиду отсутствия понимания вопроса.

Мы уже имеем подобный опыт и знаем, чем может обернуться подобная экономия. Возьмём, к примеру, ВАЗ. Купив у итальянской компании FIAT завод вместе с оборудованием, СССР не получил всего комплекса технологий, требующихся для производства слегка модифицированной модели FIAT-124. Как следствие, на протяжении 30 лет завод выпускал, внося некоторые косметические и конструктивные изменения, по сути, одну и ту же модель автомобиля, не будучи в состоянии разработать новый, более совершенный проект.

-3

И вот сейчас чиновники наступают на те же самые грабли, организуя в Москве сборку китайских авто марки JAC. От того, что на них клеится шильдик «Москвич», эти машины российскими не становятся. Все основные узлы и агрегаты привозятся из-за рубежа, а значит, доступа к новым технологиям мы не получаем, и технологическое отставание продолжает увеличиваться. В итоге отечественное производство утрачивает конкурентоспособность, деградирует. И это касается не только автопрома.

Скажу честно, я не знаю, что нужно сделать, чтобы в сознании людей произошёл поворот, и появилось понимание того, что без развития технологического сектора страна и далее будет скатываться вниз по склонам промышленной пирамиды, пока не окажется в самом низу. Но если этого не случиться в самое ближайшее время перспективы у России самые печальные. Продолжая двигаться в этом же направлении, мы уподобимся дикарям, пока ещё знающим, как пользоваться лопатой, но уже не умеющим эти лопаты делать самостоятельно. Может у вас, уважаемые читатели, есть дельные предложения насчёт того, что следует предпринять, чтобы изменить всё к лучшему?