Найти тему
Valentina I.

Канон изображения Иуды в традиционном сюжете «Тайная вечеря»

У Перуджино все атрибуты на месте, традиция соблюдена. Нимбы у всех, кроме Иуды, а у него за спиной мешочек, как полагается. Местоположение Иуды традиционное напротив Иисуса.

Я использую слово канон в значении живописный канон, имеющий отношение к композиции картины, к одежде персонажей, к их атрибутам. Очевидно, что некоторые понимают слово «канон» только в церковном смысле. Да, бывает и Псалтирь и Канон, который поют певчие. Однако понятие канона крайне универсально и часто имеет вполне светское значение. Например, есть еще канон в музыке, цитирую: «Кано́н в музыке — полифоническая форма, в которой мелодия образует контрапункт сама с собой. Основной технико-композиционный приём, положенный в основу канона, называется (канонической) имитацией». Ничего не поняла, не горжусь этим, но у меня нет музыкального образования, что поделаешь. А художественное есть.

В древних эзотерических учениях древности «канон» — свод основных понятий, отражающих принципы устройства Вселенной. Кано́н (греч. κανών — «прави́ло, отвес, эталон, линейка») — неизменная (консервативная) традиционная, не подлежащая пересмотру совокупность законов, норм и правил в различных сферах деятельности и жизни человека. Из Википедии.

Все знают, что в Древнем Египте искусство было жестко регламентировано, то есть первоначальный канон не подлежал изменению никогда. Первым применил понятие канона к искусству скульптор Поликлет в 5 веке до н.э., сформулировавший идеальные пропорции мужской фигуры и применивший их в своей статуе Дорифор. Если проще, канон это образец для воспроизведения, эталон, шаблон. В каноне используются атрибуты, символы, аллегории. Аполлон с кифарой, Амур с луком. Иуда соответственно с мешком.

Андреа дель Сарто 1525г.
Андреа дель Сарто 1525г.

Андреа дель Сарто почти цитирует Леонардо, которого я не загружаю и не обсуждаю, приберегаю для другой темы. Канон сохранен. Оба художника флорентийцы и для них характерна фреска, в то время как в Венеции за счет повышенной влажности давно уже пишут картины.

А вот Боттичелли не отметился на этом сюжете. Однако ничего странного, в нем же нет ни одной женщины (шутка). Однако ни Рогир ван Вейден 1400-1464 ни Ян ван Эйк 1390-1441 тоже не написали этого сюжета. Очевидно, Северное Возрождение относилось к сюжету неоднозначно, фиксировало внимание на других эпизодах жизни Христа. А ведь не будь в 16 веке Кранаха старшего, Реформация могла бы иметь много меньший успех.

Венецианцы. Сломавший канон Тинторетто.

Художники, сломавшие канон становятся творцами нового канона, но сначала это революционеры. При этом возникает парадоксальное явление «развития канона», если по определению считать канон консервативной, застывшей традицией. Для того, чтобы наглядно показать это явление, я рискну и загружу уже показанную мной в предыдущей статье картину (фрагмент) Тинторетто, потому что хорошо видно только вместе на двух картинах с разницей почти 50 лет как изменилось отношение мастера к трактовке сюжета и как он отступил от общепринятого канона.

Тинторетто 1547г. Фрагмент.
Тинторетто 1547г. Фрагмент.

Первую Вечерю Тинторетто написал в 1547 году, ему около тридцати, он молодой, но уже очень известный мастер. Композиция была обычной, но, когда вторую Тайную вечерю он делает через 50 лет, уже в конце жизни, он творит свое пространство. Закончив картину он умер в том же 1594.

Тинторетто 1592—1594гг.
Тинторетто 1592—1594гг.

Тинторетто позволил быть картине не театральной мизансценой, традиционно развернутой вширь, обращенной к зрителю, а композицией активного пространства, развернутого по диагонали. В результате активизации пространства Иуда теряется в этом пространстве, но каноническое положение напротив Христа сохраняет, хотя немного наискосок. Если мы начнем считать сидящих за столом слева направо, считая только тех, у кого осветлена голова, мы на восьмом упремся в Иуду, сидящего на углу стола, у него голова без осветления, что-то в руке есть, может и мешок. За Иудой еще четверо сидят с осветленными головами.

Очень хотелось к списку картин присоединить картину Тициана на эту тему. В сети есть картины, подписанные его именем, но я очень сомневаюсь в атрибуции Тициану тех произведений, тем более, что в списке, который называется «Все картины художника» я не нашла ни одной Тайной вечери. Так что загружать их я не буду. Тинторетто сказал свое диагональное слово, а рассказ про Веронезе все уже читали, как по приговору церкви ему пришлось свое понимание Тайной вечери переделывать, по причине того, что во время Тайного ужина Учителя с учениками в доме толчется куча народу неизвестно зачем. Чтобы ничего не переписывать и никаких персонажей не закрашивать, он просто переменил название с «Тайная вечеря» на «Пир в доме Левия».

Паоло Веронезе "Пир в доме Левия" 1573г.
Паоло Веронезе "Пир в доме Левия" 1573г.

Венецианцы большие оригиналы по своим законам, например, Галилей в Венеции был недоступен для инквизиции. Возможно, разнообразию интерпретаций сюжета в Венеции благоприятствовала станковая живопись, в отличие от скованной трафаретом и раскраской фреска других, менее влажных районов Италии.

Предыдущие мои статьи на эту тему

С Чистым Четвергом, православные!