Найти в Дзене
Музейное агентство

Дом станционного смотрителя: полвека истории

Мы продолжаем цикл онлайн-выставок «Музейная карта Ленинградской области», посвященный тем музеям, которые входят в состав Музейного агентства и празднуют свои памятные даты.

В 2022 году музею «Дом станционного смотрителя» исполнилось 50 лет. Виртуальная выставка: «Дом станционного смотрителя: полвека истории» - это ретроспектива истории музея, рассказ о людях, внесших свой вклад в его создание и развитие.

В виртуальной выставке использованы материалы фондов музея «Дом станционного смотрителя», музея-усадьбы «Суйда», фрагменты интервью с архитектором, реставратором А.А.Сёмочкиным и ответы музейных сотрудников.

Музей «Дом станционного смотрителя» после реставрации в 2023 году. Фотография Ульяны Мазуровой.
Музей «Дом станционного смотрителя» после реставрации в 2023 году. Фотография Ульяны Мазуровой.

История восстановления почтовой станции в деревне Выра начинается с имени Ивана Дмитриевича Ларина. Находясь в доме отдыха «Песчанка» Гатчинского района в 1965 году, Иван Дмитриевич обратил внимание на кирпичные строения. В одном был местный клуб, а второе было почти разрушено. В них, по словам организатора культурно-массовых мероприятий санатория «Песчанка» Нины Леонтьевны Антоновой, находилась почтовая станция, где останавливался А.С. Пушкин. История Вырской почтовой станции уже тогда была связана с именем великого поэта, который дал главному герою повести «Станционный смотритель» фамилию Вырин, созвучную названию деревни. После экскурсии, которую посетил Иван Дмитриевич, у него возникла идея: восстановить и сохранить это уникальное историческое место.

Иван Дмитриевич Ларин, токарь ГОИ им. И. Вавилова. Фотография 1983 года. Фотография из фондов музея «Дом станционного смотрителя».
Иван Дмитриевич Ларин, токарь ГОИ им. И. Вавилова. Фотография 1983 года. Фотография из фондов музея «Дом станционного смотрителя».

Иван Дмитриевич обращался в разные учреждения Ленинграда и области, но поддержки и понимания нигде не встречал. Приехав в село Рождествено, он встретился с председателем колхоза имени Ленина - Павлом Семёновичем Терещенко. Эта встреча стала судьбоносной. Павел Семёнович, обсудив с коллегами на совещании данный вопрос, выделил средства, на которые было отреставрировано первое здание северного корпуса почтовой станции. Эскизный план по восстановлению северного корпуса разрабатывал институт «Спецпроектреставрация», затем дело дошло и до всей почтовой станции.

После долгих обсуждений было принято решение об открытии территории почтовой станции музея, посвящённого повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель» и дорожному быту России XIX века. А в честь подвига А. С. Ракова была установлена мемориальная доска.

Экспозиции музея создавались по повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель» и архивным документам под руководством старшего научного сотрудника Всесоюзного музея А.С. Пушкина Нины Ивановны Грановской. В своей статье «Воспоминания о моей жизни», она упоминала об этом: «Мной были созданы интерьеры музея-квартиры Пушкина в Ленинграде, Всесоюзного музея Пушкина и интерьер дачи, которую он снимал сразу после женитьбы в Царском селе, а также экспозиция Дома станционного смотрителя в деревне Выра».

Нина Ивановна Грановская — пушкиновед, сотрудник Института русской литературы (Пушкинский Дом) и главный хранитель Всесоюзного (Всероссийского) музея А.С. Пушкина. Создатель первой экспозиции музея «Дом станционного смотрителя». Фотография из фондов музея «Дом станционного смотрителя».
Нина Ивановна Грановская — пушкиновед, сотрудник Института русской литературы (Пушкинский Дом) и главный хранитель Всесоюзного (Всероссийского) музея А.С. Пушкина. Создатель первой экспозиции музея «Дом станционного смотрителя». Фотография из фондов музея «Дом станционного смотрителя».

Весь комплекс деревянных построек Вырской почтовой станции воссоздавался на протяжении многих лет, и все эти годы бригаду реставраторов возглавлял А.А. Семочкин. При создании музея учли не только архивные материалы, но и воспоминания местных жителей, фотографии. Через несколько лет сложной работы стала прослеживаться первоначальная планировочная структура почтовой станции, которая состояла из двух каменных домиков, соединенных между собой кирпичной стеной, с большими дубовыми воротами, деревянными конюшнями. В комплекс входили также шорная и кузница, а посредине двора, вымощенного булыжниками, стоял колодец. Рядом с колодцем позже установили коновязи, поилки для лошадей, которые смастерил местный житель Алевтин Михайлович Белов. Из старой брусчатки, которая была найдена в ходе раскопок на территории станции, выложили подъездную дорогу и двор.

«Дом станционного смотрителя» был открыт 15 октября 1972 года в деревне Выра Гатчинского района Ленинградской области. В тот год отмечалось 135-летие со дня гибели Пушкина, а октябрь – традиционный месяц памяти о Царскосельском Лицее. Это был первый в стране музей литературного героя, расположенный на территории бывшей почтовой станции.

Программа мероприятий, посвящённых открытию музея «Дом станционного смотрителя». Из фондов музея- усадьбы «Суйда».
Программа мероприятий, посвящённых открытию музея «Дом станционного смотрителя». Из фондов музея- усадьбы «Суйда».

На церемонии открытия музея «Дом станционного смотрителя» выступали секретарь Гатчинского горкома КПСС Л.Д. Можейко, заместитель директора Всесоюзного музея А.С. Пушкина Г.Г. Прошин, старший научный сотрудник Всесоюзного музея А.С. Пушкина Н.И. Грановская, архитектор А.А. Сёмочкин, активист общества охраны памятников истории и культуры И.Д. Ларин, председатель колхоза имени В.И. Ленина П.С. Терещенко и правнук великого русского поэта Григорий Григорьевич Пушкин.

И.Д. Ларин- председатель ВООПИК при ГОИ им. Вавилова (слева), Г.Г. Пушкин - правнук А.С. Пушкина (посередине), А.Ф. Федоров (справа) - секретаря ВООПИК при Гатчинском райисполкоме в день открытия музея "Дом станционного смотрителя", 15 октября 1972 года. Из фондов музея «Дом станционного смотрителя»
И.Д. Ларин- председатель ВООПИК при ГОИ им. Вавилова (слева), Г.Г. Пушкин - правнук А.С. Пушкина (посередине), А.Ф. Федоров (справа) - секретаря ВООПИК при Гатчинском райисполкоме в день открытия музея "Дом станционного смотрителя", 15 октября 1972 года. Из фондов музея «Дом станционного смотрителя»

Музей начинался с экспозиции «Чистая половина для господ проезжающих». Во второй части дома ещё жила семья, которая заведовала сельским клубом, после открытия музея они прожили там ещё полтора года. На их двери висела табличка «Частная квартира», чтобы посетители музея не заходили к ним. Затем постепенно открывали другие части экспозиции.

Фотография экспозиции «Чистая половина для господ проезжающих» 1970-х годов. Из фондов музея «Дом станционного смотрителя».
Фотография экспозиции «Чистая половина для господ проезжающих» 1970-х годов. Из фондов музея «Дом станционного смотрителя».

В 1972 году музей «Дом станционного смотрителя» открылся как филиал Гатчинского краеведческого музея, в 1978 г. музей вошёл в Дирекцию объединения музеев Ленинградской области, которая в 1994 была переименована в Областной музейный центр. С 1999 года музей является Вырским филиалом областного учреждения культуры «Музейное агентство».

С 1973 по 2008 гг. директором музея была Валентина Максимовна Якушева (Исаченкова). 28 октября 1973 года открылась экспозиция «Ямщицкая половина», в октябре 1982 года для посетителей начали работу конюшни северного корпуса. В 1988 году стал принимать гостей выставочный зал «Дары музею», а новая экспозиция «Почта второй половины XIX века» была открыта в 1997 году.

Первая экспозиция состояла из 78 предметов, некоторые из них были закуплены Ниной Ивановной Грановской. Были и предметы, выданные на временное хранение Всероссийским музеем А. С. Пушкина и Центральным музеем связи им. А.С. Попова. На протяжении всего существования музея коллекция фондовых предметов пополнялась не только сотрудниками музея, но и местными жителями. Так, Анна Федоровна Павлова подарила музею более 30 предметов домашнего обихода XIX века. Среди них были дорожный сундучок, чернильный прибор, книги и многое другое. Формирование коллекций в музее началось с момента создания первой экспозиции, значительная роль в пополнении фонда принадлежит бытовым экспедициям, которые проводили научный сотрудник Раиса Фёдоровна Папиашвили и директор Валентина Максимовна Якушева. Позднее в экспедициях принимали участие научные сотрудники: Валентина Михайловна Анисимова, Алла Ярушкина, методист Римма Михайловна Бондаренко, хранитель фондов Наталья Ивановна Васильева.

Статья из газеты «Комсомольская правда» 1973 года про музей «Дом станционного смотрителя». Из фондов музея «Дом станционного смотрителя».
Статья из газеты «Комсомольская правда» 1973 года про музей «Дом станционного смотрителя». Из фондов музея «Дом станционного смотрителя».

Отношения музея с местным сообществом всегда были очень тёплыми. На протяжении многих лет музей был площадкой для областных Пушкинских праздников, участником всероссийской акции «Ночь музеев», юбилейные мероприятия музея также собирали множество местных жителей и друзей музея. Некоторые местные жители стали со временем научными сотрудниками музея и работают в нем и сегодня.

Как вы попали в музей? Расскажите самую интересную историю, которая произошла с вами за время работы

Старший научный сотрудник музея «Дом станционного смотрителя» Александра Олеговна Носкова.

В 2023 году исполняется 10 лет с момента моего официального оформления в музее «Дом станционного смотрителя». Но с музеем я познакомилась гораздо раньше. В 2009 году я впервые вошла во двор музея, в качестве гостя, а позже и волонтера. Посещала я его нечасто, но если требовалась какая-то помощь, всегда была этому рада, это место меня влекло.

«Праздник лошади» во дворе музея «Дом станционного смотрителя» 26 августа 2017 года.
«Праздник лошади» во дворе музея «Дом станционного смотрителя» 26 августа 2017 года.

В то время в музее действовала замечательная выставка «Гужевой транспорт», она и стала моим якорем. Пушкинские праздники «Тебя ж, как первую любовь, России сердце не забудет!..», акции «Ночь музеев» и другие крупные мероприятия я проводила на этой выставке: вела экскурсии, рассказывала об этой уникальной коллекции, показывала различия стоячих и лежащих рессор, городских и деревенских саней, общалась с любителями лошадей.

В 2013 году мне предложили прийти в музей на должность хранителя, я решилась не сразу. Но о своем решении я не пожалела.

Интересных и курьезных историй за время работы было множество. Например, я вела экскурсию для солдат-срочников. На основной экспозиции ребята были вялыми, неэмоциональными, но все изменилось на выставке гужевого транспорта. Мальчишки стали увлечённо разглядывать экипажи, рассматривать стояночные тормоза, в их глазах загорелся неподдельный интерес. Один из них лег прямо под экипаж, исследуя тормозную систему и ходовую часть, только ноги были видны. Тогда мы немного испугались, а сегодня вспоминаем этот момент с улыбкой.

А не так давно произошел интересный телефонный разговор. Женщина, которая звонила, очень хотела попасть в наш музей во время весеннего цветения:

- А у вас когда весна начинается?

- Подскажите, из какого региона к нам приезжаете?

- Из Санкт-Петербурга.

- Тогда примерно тогда же, когда и у вас.

Главный хранитель музея «Дом станционного смотрителя» Ольга Миннихановна Коноплёва.

В музей я пришла очень прозаично и обыденно. За свою жизнь я сменила не только очень много профессий, но и мест жительства. В далёком девяносто первом году судьба привела меня в деревню Батово, что в нескольких километрах от Выры. До Гатчины или Санкт-Петербурга на работу добираться было далеко, выбор рабочих мест в деревне был не велик – школа и музей. После нескольких лет работы в школе я пришла в музей, где в рамках «Школы традиционной народной культуры» вела кружок «Роспись по дереву». На несколько лет я уходила из музея, работала художником росписи по дереву, но однажды переступив порог музея, не переставала мечтать о возвращении. Вернулась я в музей на должность смотрителя, затем работала младшим научным сотрудником, старшим научным сотрудником, а с 2011 года вступила в должность главного хранителя фондов. За эти годы я нашла в музее добрых друзей, это был сплочённый и дружный коллектив, который поддерживал, направлял и учил меня.

Работа главного хранителя фондов в музее ответственна. Чтобы соответствовать занимаемой должности, я поступила в Санкт-Петербургский государственный институт культуры и искусства на специальность «Музейное дело и охрана памятников истории и культуры».

Хранительская работа заключается не только в учёте и хранении музейных коллекций, но и в пополнении фондов. В работе с дарителями происходило немало и курьёзных случаев. Однажды я проводила экскурсию по музею, на выставке «Дары музею» был представлен чемодан-шкаф, и один из экскурсантов сказал, что у него в гараже лежит такой же чемодан, он встаёт на него, когда надо достать что-нибудь с верхних полок стеллажа. Сердце хранителя разорвалось на тысячу мелких осколков от услышанного, и после экскурсии я долго разговаривала с мужчиной, убеждая его, что мы с большим уважением будем относиться к этому предмету. Прошло больше месяца, и я случайно встретила этого мужчину, подбежала к нему, как к самому родному человеку, и даже не помню, представилась ли — от такой неожиданности я забыла всё на свете, кроме того, что у него в холодном гараже валяется бедный чемодан. Про этот чемодан я и напомнила ему, на что мужчина сказал, что он уже несколько раз пытался привезти его, но обычно он едет на работу рано утром, а музей в это время закрыт. Теперь мы обменялись телефонами, и я довольная поехала по своим делам. Утром, придя на работу, увидела около музея скопление людей и специалиста по безопасности, который собирался натягивать ленту, и никого не подпускал к большому чёрному предмету, на котором была приклеена бумага. Все коллеги смеялись вместе со мной, когда я, прыгая от радости, бежала к ним, крича, что это подарок музею. Проезжая утром на работу, даритель просто оставил предмет у дороги, напротив ворот музея, написав записку, что он заедет оформить документы позднее. Затем была долгая, прозаическая чистка предмета, небольшая бытовая реставрация и оформление документации. Вот так появился в нашем музее, в дополнение к мужскому, прекрасный женский чемодан-шкаф, который сегодня, в паре с мужским чемоданом, является украшением музейной коллекции дорожного быта.

В декабре 2022 года музей открылся после масштабной реставрации. Какие изменения в нём произошли?

Музей «Дом станционного смотрителя» после реставрации в 2023 году. Фотография Ульяны Мазуровой.
Музей «Дом станционного смотрителя» после реставрации в 2023 году. Фотография Ульяны Мазуровой.

Отвечает заместитель директора по научной работе Музейного агентства Ленинградской области Анна Денисовна Рапопорт.

Главное изменение связано с появлением в музее нескольких новых экспозиций. А они, в свою очередь, появились после формулировки миссии музея. Работая над обновлением музея, мы четко сформулировали, что этот музей нужен для того, чтобы помогать посетителям понимать сложные литературные тексты. Поэтому всё в музее выстроено вокруг текстов - причем не только "Станционного смотрителя". Каждая экспозиция так или иначе воссоздает предметный мир литературы, помогает увидеть, услышать, "потрогать" нематериальные слова. Конечно, «сердце» музея – это залы, посвященные "Станционному смотрителю". Здесь основные изменения связаны с появлением интерактивной стены, на которой напечатан полный текст повести и создан двухуровневый комментарий к ней. Также в этой экспозиции появился комплекс "Пушкин и Белкин", где посетитель может поразмышлять над вопросом, зачем Пушкину понадобился Белкин и какую роль играют "Повести Белкина" в литературной эволюции писателя.

В экспозиции "Дорога в русской культуре" мы предлагаем посетителю для осмысления поэтические произведения, отрывки из мемуаров, посвященные ямщикам, дорожным ситуациям, лошадям. В экспозициях "Путешествие по Динабургскому тракту" и "История почтового сообщения в России" также постоянно встречаются отсылки к литературным произведениям.

Кроме экспозиционных изменений, в музее появились новые программы для школьников, аудиогид, материалы для работы с семейной аудиторией.

Каким вы видите музей через 5 лет?

Ольга Миннихановна Коноплёва, главный хранитель музея «Дом станционного смотрителя».

Пятьдесят лет назад наши коллеги создали прекрасный музей, который настолько органичен и достоверен, что ни убавить, ни прибавить, поэтому как бы не менялась его внешность, суть его останется неизменной – здесь живут литературные герои, которые лишь на минуточку вышли из комнаты. Так будет и через пять лет, и через десять, и через пятьдесят. Потому, что Пушкин писал о вечных проблемах как отдельного человека, так и общества. И как бы ни менялся мир, сущность людей остаётся неизменной, а значит, творчество Александра Сергеевича будет современным и актуальным до тех пор, пока существует человечество.