Как заноза в мозге сидит это воспоминание, далекий 1990 год мне 16 лет юношеский максимализм, плюс постоянное доказывание себе и окружению, что Я МОГУ.... Много таится в этом слове, порой кажется, что все на тебя смотрят и у тебя постоянно в голове крутится, а что скажут, а как на это посмотрят. Это наверное тень того прошлого, что ты всегда на виду, родитель занимает пост, а ты должен соответствовать. Конечно прошло слишком много времени с тех пор, многое кажется уже и не таким важным, подчеркну мне 16 лет! Так вот появилась мечта подняться в небо или как сейчас модно говорить стать пилотом. В моей семье никогда не было никого кто был бы связан с авиацией. Но эта мечта, надо попробовать её воплотить в реалии, а вот тут и начиналось самое трудное, ведь была основная учёба это тот самый период последняя ступенька перед падением СССР. Кто помнит тот поймет, многие окончив 8 класс, уходили в техникумы, ПТУ, или шли на завод или предприятие в ученики к мастеру или оставались до 10 класса заканчивали школу и шли в институт или как получится. Это тот самый период когда в свои 15 — 16 лет юноши и девушки принимали решения и уходили во взрослую жизнь, мы пытались соответствовать времени, своим родителям, воспитанные на патриотических фильмах готовы были на любые поступки. Мечта, мечтой но надо с чего то начинать, пошел я в наш городской аэроклуб, могучая система ДОСААФ (Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту), а там говорят, что у нас только отдел планеризма и начинался кружок воздухоплавания по простому теория и практика полетов на воздушном шаре, а я ведь хотел САМОЛЕТ! Мне говорят, парень, это только в Москве..... Пришел я домой и говорю, вот так и так , такая история, мои родители поддержали идею и сказали — дерзай, иди к своим вершинам. Ну да, интернета у нас не было, взял адрес, телефон, дома стоял «Московский» номер и позвонить в Москву и уточнить не было больших проблем. Дозвонился, приехал, вот такой листок с условиями мне дали и иди собирай все по пунктам.
История места куда мне захотелось поступить: с1947 по 1993 год — аэроклуб входил в состав аэроклубов ДОСААФ СССР, как 2-й Московский городской аэроклуб 2-й МГАК ДОСААФ СССР . С 1983 года по 1993 год аэроклуб успешно занимался подготовкой школьников-курсантов для поступления в лётные училища (ГА и ВВС). Подготовка проводилась по специально разработанным экспериментальным программам. В 1991 году распался СССР, а за ним и прекратил существование ДОСААФ СССР.
Надо особенно отметить, что все эти занятия были абсолютно бесплатными, сейчас во времена сплошной коммерции это сложно представить, а в то время это было так.
Вы думаете я был один такой? Нет, оказалось,что конкурс на самолетное отделение если скажу, что больше чем в любой престижный ВУЗ, то не обману никого. Где хранятся все архивы тех девчонок и мальчишек с горящими глазами, я не знаю и есть ли они, ведь это было другое государство и другая жизнь! Первым делом всех направили на медкомиссию, которая проходила на Тушинском аэродроме. Медкомиссия проводилась жестко и отсев был жесточайший. Не помню точно сколько дней мы приезжали в «Тушино», результаты сказали узнавать на «Каширке» в здании аэроклуба. Увидев себя в числе поступивших, невозможно передать ту радость и гордость за себя, но это было только начало, дальше вышло расписание занятий. Выдали КУЛП (курс учебно летной подготовки), его надо было отксерокопировать и сшить, сегодня это кажется работой смешной и выполнимой в любом месте, но это сейчас, а тогда, это был целый квест. Мой родитель взял данную книжку и отдал в типографию в свой институт и я стал счастливым обладателем своей личной книжки по обучению!
Да время конечно было, не описать наверное никакими опусами, достать кубик Рубика, достать еще что то....... Связи решали очень много, связи разные в разных кругах.
Итак пройдя медкомиссию, был назначен график обучения, причем мы ездили и из пригорода и из разных концов самой Москвы, обучение происходило во второй половине дня, занятия заканчивались около 20 часов, а учились в зимнее время, тогда так светло не было. Никого это не пугало, то есть в первой половине мы учились на основном месте, далее в электричку, в которой успевали делать домашнее задание по основным предметам и в аэроклуб, глядя сейчас на этот график учебы, не понимаешь откуда было столько запала и энтузиазма. Помимо теоретических занятий, по которым сдавали экзамены, была и практика, каждый кто хотел пилотировать летательный аппарат обязан был совершить как минимум два прыжка, а перед этим в зимний период в ангаре уложить тот самый купол, с которым совершался прыжок! Все проходило на одном дыхании, эти поездки на электричках, собственно говоря все мы передвигались на общественном транспорте или пешком, пройти 7 -8 км, никто и не задумывался о расстояниях, была точка «А» и точка «Б» и ты должен был прибыть в конечный пункт вовремя, как ты будешь добираться, это уже решал каждый сам. С теми ребятами которые прошли медкомиссию мы очень быстро сдружились, встречались по дороге до занятий и все вместе разъезжались после занятий и каждый день ждали встречи! Наверное так и возникают клубы по интересам и люди по любимым увлечениям! Итак, наступивший 1991 год, мы с огромным удовольствием впитывали теоретический курс и зимой совершили свой первый, а затем второй прыжок со старичка АН — 2 , Прыгать с парашютом совершали под г.Чехов, каждый раз это были экстремальные квесты, от приезда к месту сбора, до ожидания очереди, потом посадка в самолет, набор высоты и сам прыжок.
Первый прыжок, все ведь его помнят, он был первый, инструктор открывает дверь в салон, визжит сирена, загорается лампочка и мы готовы! ГОТОВЫ! Но как оказывается не все, был момент, когда человек за плечами которого уже не один десяток прыжков встал крестом уперся руками и ногами и говорит не пойду! Ну все бывает, вот и твоя очередь, выглядываешь, все происходит очень быстро, секунды, но они как будто замирают...... Я четко помню этот момент, посмотрел вниз, электропоезда как будто детская железная дорога 9 мм, домики не большие и вот выхожу из самолета, 501, 502, 503, купол открывается над головой вот это чувство свободного полета, пусть небольшого но полета, но в голове уже стучит «рыжая» — надо обязательно достать такую специальную веревку из прибора запасного парашюта, чтобы он не открылся, полет и приземление, погасил купол, а вот теперь надо собрать купол и идти к точке сбора. Вроде все так быстро и здорово, голова кружится от адреналина, но ведь до этого прыжка было огромное количество времени проведенных на тренажере, да и это просто прекрасно! Мороз и ветер совсем не заметен, собравшись и получив поздравления с первым прыжком мы едем домой, счастливые, что еще один шажок к своей мечте пройден. Потом был второй прыжок, но он уже не так много впечатлений принес, ведь ты уже знаешь все действия и делаешь ты его как «обязаловку», потому что так надо. Опять же где мы учились был и парашютный отдел, люди специально туда шли, чтобы постоянно прыгать, но тут уж каждому свой адреналин. Все мы готовы к сдачи по теоретическим предметам и ждем лета! Ведь на весь летний период мы выезжали в район Кузнечики, что под г. Подольск, там располагалась вертолетная часть и была отдельная наша база. Нам как курсантам была выделена армейская палатка с двухъярусными койками, рядом стояли щитовые домики инструкторов, столовая, ленинская комната, столики со скамейками на улице и стоянка самолетов ЯК 52, ЯК 18 Т, АН 2 и спецмашин. Что еще нужно, да собственно и ничего, чтобы начать полеты.....
Инструктора разобрали нас, сейчас даже и не вспомню точно по 4 человека наверное закрепили за каждым и прежде чем совершить свой первый подъем мы на этих лавочках разбирали досконально все движения и режимы, показания приборов и все что мы будем делать ТАМ на высоте.
Ну вот и наступил очередной этап, первый взлет на самолете ЯК 52, надет комбинезон, подшлемник, гарнитура, карта местности на колене, все внимание на приборах, в ушах голос инструктора, который сидит за спиной, во второй кабине, отработанные до автоматизма на земле движения и вот мы взлетаем. ВЗЛЕТАЕМ, с грунтовой полосы, отрыв, уборка шасси, закрылки, такое впечатление, что я и сейчас там... набор высоты, первый разворот, подбираем режим и инструктор говорит, все мы летим, попробуй «ручку». Уф какие же это …. чувства, нет, впечатления, нет, да нет это просто прекрасно Я ОСУЩЕСТВИЛ свою мечту, я лечу, второй разворот, проход вдоль полосы, подсказки инструктора, выпуск шасси, третий разворот, закрылки, снижение, четвертый разворот и посадка, все первый полет закончен! Но это был первый, мой первый полет. Все те кто учился, побеждал себя, стремился и воплощал свои мечты в жизнь я посветил эти строки. Дальше шло лето, были ежедневные приключения, радости взлеты и посадки, разборы полетов, выполнение фигур пилотажа, мы потихоньку бегали на дискотеку, на выходные мы ездили домой, привести свой гардероб в порядок. Пришел август 1991 года и вот 13 числа у нас происходит трагедия, разбиваются инструктор и спортсмен, описывать это не буду, похороны, а далее всем известный ПУТЧ, нам было указано находится в месте дислокации то есть рядом с «матчастью» в Кузнечиках. В апреле 1992 года нам выдали свидетельство об окончании АЭРОКЛУБА, характеристики и положительные напутствия.
Потом сумбур в который рухнула вся страна, зимних полетов у нас уже не было.....
И это как оказалось было только начало как и жизни так и страны....