Найти тему

Пасху Иисус совершает

отрывок из стихотворной поэмы «Иисус»

Глава о событиях эта моя повествует
От вечера пятого к ночи седьмого апреля.

Когда Иисус разговаривал с учениками
О «часе последнем», в то самое время
Тайком проникает Иуда к дворцу Каиафы,
Чтоб встретиться в нём с представителем власти.
Иуда свой план предложил саддукеям:
Вне города ночью схватить Иисуса,
Вниманье толпы чтобы не привлекая.
Иуду, конечно, расспрашивать стали
О замыслах, планах Учителя и о приверженцах также.
В день Пасхи намерен Он провозгласить Царство Божье –
Иуда, скорее всего, сообщает.
С содействием Искариота решенье своё иерархи  меняют
(Арест провести Иисуса хотели
Лишь в дни послепраздничные вначале),
Тем более стражу он вывести вызвался к месту,
Где чаще всего Иисус укрывался.

На путь встав предательства, остановиться труднее.
Иуда извлечь хочет выгоду уж из измены:
«За помощь для вас что за это дадите?»
Взяв деньги, вернулся к Христу, как ни в чём не бывало Иуда.

Намеренно пасху Иисус совершает
Ещё до её наступления, зная,
Уже через сутки что будет Он предан,
Под стражу совсем скоро будет Он взятым.
Особое Им придавалось значенье
Последнему празднику жизни земному.

Апостолам скажет Он: «Прежде страданья
Вкусить возжелал пасху эту с великим желаньем,
Её, говорю вам, вкушать Я не буду,
Доколе она не исполнится в Царствии Божьем».

По-своему поняли ученики слова эти.
Когда накануне сказал им, что «через два дня Пасха будет,
А Сын Человеческий будет предАн на распятье»,
Они и тогда все в трагическую не поверят развязку,
И думать продолжат, что нынешний сЕдер
Кануном Его торжества только станет.

Должна была пасха свершиться лишь в Иерусалиме.
В одном из домов ждали их, обо всём позаботились к ВЕчере Тайной.
Молитвами трапеза сопровождающаяся обрядом считалась,
Участье в ней члены семьи (хавурОт), также малые братства тогда принимали.
Места в таких вЕчерях по старшинству занимались.
На ложах, по обыкновенью времён тех, «возлягут» на низких:
С Христом Иоанн рядом, Симон напротив,
Поблизости будет Иуды-предателя место.

Хоть сЕдера срок в день другой наступает законный,
Христос во всём следовал точно пасхальному чину.
Не изобретает обряд Он, его применяет –
Он тот продолжает обряд, что уже существует.
И всё же – Его эта «новая Пасха» была, новый праздник,
Уже не исход на свободу какой знаменует
И «усыновление» Богом народа,
А дар искупительный бренному миру!

Омыть полагалось в начале же вечера руки.
Христос после этого встанет, одежду, что сверху, Он снимет,
Затем опояшется Он полотенцем.
И замерли в недоуменьи Двенадцать.
Христос в кувшин воду затем наливает
И ноги всем ученикам омывает.
То делали слуги гостям на Востоке,
Встречавшие их после пыльной дороги.
Слуг не было и не должно быть в Христовой общине,
Работу раба Сам Господь тут исполнит.

Все ученики были в крайнем смущеньи.
«РаввИ! Ты ли, – Симон воскликнет тут, – ноги мне моешь?»
«Поймёшь ты потом, что Я делаю, ныне не знаешь».
Но Симон опять протестует: «РаввИ, ног моих Ты вовек не умоешь!»
«Тебя не умою Я если – со Мной не имеешь ты части».
Тогда Симон больше ещё огорчился:
«Не ноги тогда только, Господи… Голову, руки!»
«Омытого нет нужды мыть, только ноги,
Чист весь он. Вы тоже чисты. Но не все», – Христос скажет намёком,
Находится рядом ведь с ними изменник.

Иисус на своё во главе стола место вернулся,
Сказал Он: «Вы знаете, что Я вам сделал?
Меня вы зовёте Учителем, Господом – правильно вы говорите!
Действительно Я есть Господь и Учитель.
И если Господь Я, Учитель – омыл всем вам ноги –
Подал вам пример, вы должны умывать ноги тоже друг другу.
Меж вами Я – служащий ближнему словно.
Вы есть, ибо, те – кто со Мной пребывает в Моих испытаньях,
Я вам, завещал как Отец Мне Мой, – Царство и Я завещаю,
Чтоб в Царстве Моём ели, пили за трапезою вы Моею».

Вино с водой смешивали по обыкновенью,
Над чашею каждый молитву читал свою благодаренья,
Они агнца с горькими травами ели,
Пасхальное слушали также они славословье.

Светильники в доме зажгли – ночь спустилась…
Учитель в глубокую скорбь погрузился…
«ПятУ на Меня уже пОднял идущий за Мною».
Из слов Христа этих апостолы тут понимают,
Грозит что Иисусу, неведомая им, ученикам, опасность.
Апостолам Он, наконец, скажет прямо:
«Один из вас ныне предаст Меня, ест он со Мною».
Апостолы в страхе тут переглянулись, в смятеньи.
Вопросы посыпались: «Господи, кто, уж не я ли?».
Противоречивые чувства Иуду, скорее всего, раздирали.
Иисус скажет: «Горе тому, Человеческий Сын кем предастся,
Уж лучше тому бы совсем не родиться».

Петра неизвестность такая томила,
Не выдержав, знак он подаст Иоанну,
Какой находился с Учителем рядом,
Спросил у Христа чтобы он, кто предатель.
Иисус на вопрос Иоанна чуть слышно ответит:
«Кому дам кусок, обмакнув, хлеба этот».

И Искариоту кусок был протянут,
На трапезах жест сей, как признак любви был и расположенья –
В последний раз гибнущую Иисус спасал душу.
Но ожесточится Иуда ещё (с жестом) больше,
Теперь ненавидел предатель уже свою Жертву.
«Что делаешь, делай скорее», – Иисус скажет твёрдо.

Подумали все, что Иисус посылает Иуду
На праздник на завтра купить то, что надо.
Иуда встаёт и в молчаньи уходит,
Его ночной мрак (мрак духовный скорей) поглощает.
Мосты сожжены. Ждут сообщника архиереи.
С уходом Иуды Христос ощутил облегченье.

Разлито вино, и вновь руки омыты,
Христос над опрЕсноком скажет молитву.
В тот миг, Иисус когда хлеб преломляет,
На учеников словно ветром повеяло из Галилеи.
Казалось, они не в ночном ныне Иерусалиме,
А на берегу, где хлебами Иисус все пять тысяч насытил.

Пасхальный обряд о другом тоже напоминает.
Иисус слова сЕдера традиционные повторяет:
«Хлеб сей – хлеб страданья, в Египте который отцы ели наши…»
Но в этот раз Пасха уже возвещает
Служителя Богу, МессИи земное страданье:
Его будет отдана плоть – как хлеб этот разломлен.

Священный хлеб в руки давая, Он скажет: «Возьмите
Ломимое тело Моё; хлеб ломая, Меня вспоминайте».
Взял с трепетом каждый свою часть опрЕснока в руки.
Затем они, стоя, начала халлЕля пропели.

Но вот Христос благодарения общую в руки взял чашу,
Какую в конце только вечера пили обычно,
И «Благословим Бога нашего», – Он произносит.
И «Благословен Господь Бог наш», – Ему отвечают.
«Того, благодать Чью вкушали мы, благословляем».
«Ты благословЕн, благодатью Твоею живём, благодать Чью вкушали…»

Иисус говорит в заключенье всего славословья:
«Есть Новый Завет – чаша эта. Все пейте!
Завета есть Нового кровь Моя это,
За многих людей изливаемая для грехов отпущенья.
Всегда обо Мне это делайте в воспоминанье».
Апостолы чашу по кругу все передавали…
Так Пасха Завета, в крови заключённого Агнца, свершилась.

Сказал Христос: «Дети Мои, Я недолго ещё буду с вами.
Любите друг друга – Я заповедь новую ныне даю вам.
Как Я возлюбил вас, друг друга вы тоже любите.
Что ученики вы Мои, по тому все узнают,
Иметь любовь будете если же между собою».
Звучали прощаньем слова, и тоска всех охватит.

«Куда идёшь, Господи?» – Пётр первым спросит.
«Куда Я иду, ты последовать ныне не можешь, последуешь после.
Молился Я, не оскудела твоя чтобы вера,
Чтоб ты, Симон, мог утвердить твоих братьев».
Пётр вскрикнет тут: «Господи, я и на смерть и в тюрьму за Тобою!
Я душу мою за Тебя положить уж готовый!»
«Ты душу положишь? – печально Иисус отозвался. –
Тебе говорю: трижды ты, как петух ещё не пропоёт, от Меня отречёшься».

Своих Он друзей всех растерянных тут ободряет:
«Вы веруйте в Бога, в Меня верьте, сердце пусть вас не смущает.
Обителей в Доме Отца моего очень много.
А если бы не было, вам не сказал бы: иду, место вам приготовлю.
Возьму вас к себе, приготовлю как место,
Где Я, чтоб и вы были Там. Путь же мой вам известен».

«Куда Ты идёшь, мы не знаем. Где, Господи, путь Твой?» – Фома тут же скажет.
«Я – путь есть, жизнь, истина. Через Меня к Отцу люди приходят.
Кто знает Меня, тот Отца Моего знает тоже».
«Отца покажи нам Ты, Господи», – тут Филипп скажет.
«Меня кто увидел – Отца тот увидел.
В Отце Я, Отец же во Мне, Мне вы верьте!»

«Меня если любите, заповеди соблюдёте!
Отца умолю, даст УтЕшителя, и Его вы найдёте:
Дух Истины это. Народы Его же не знают,
Не видят Его и, поэтому, не принимают.
Но вы Его знаете – в вас пребывает.
Святой Дух научит, что Я говорил вам – напомнит».
Готовил апостолов Он: времена изменились,
Борьба впереди только ждёт, искушенья».

«Вы из-за Меня в эту ночь соблазнитесь, –
В пути в Гефсиманский сад сказано будет Иисусом, –
Я вас, по восстаньи Моём, предварю в Галилее…»
«Я не соблазнюсь», – Пётр настаивал, также о верности все говорили другие.