Одну из стен рабочего кабинета главного геолога Михайловского ГОКа Николая Ломаки, по итогам прошлого года получившего почётное звание «Заслуженный работник Металлоинвест», занимает коллекция минералов. С камнями он работает всю свою жизнь.
Большинство экземпляров — из карьера Михайловского ГОКа. Но есть и «гости», привезённые из рабочих поездок по месторождениям России и зарубежья. Как, например, четыре новых образца, которые главный геолог нашёл на Удоканском месторождении меди, когда был в Забайкалье в командировке.
Родные просторы
К поездкам по нашей огромной стране Николай Иванович привык давно. Улыбаясь, говорит: «Мой адрес — не дом и не улица, мой адрес — Советский Союз». В этой шутке — немалая доля правды. Его отец, фронтовик, после войны уехал на лесозаготовки в Сыктывкар. Там встретил будущую жену. Связав себя узами брака, молодые вместе поехали строить Красноярскую ГЭС.
— Отец работал водителем самых больших в то время самосвалов: их грузоподъёмность — 25 тонн. В народе их называли «четвертаками», — вспоминает Николай Иванович. — Такие скоро потребовались в Железногорске, где шла разработка Михайловского месторождения КМА. В 1967 году наша семья переехала из Красноярска в Железногорск. Мы сразу получили жильё, город горняков стал нам как родной.
Свою трудовую биографию Николай Ломака начал сразу после школы. Окончив курсы по подготовке электромонтёров связи, он устроился в карьер Михайловского ГОКа на линейный участок. Потом работал взрывником. В карьере нашёл новых друзей — геологов. И полюбил эту профессию на всю жизнь.
О геологии — с любовью
В РУДН Николай Ломака учился с таким желанием, напором и азартом, что стал одним из лучших выпускников вуза. Практику проходил на Урале и в Якутии.
— После вуза меня распределили на Украину, в Правобережную геологоразведочную экспедицию, — вспоминает Николай Иванович. — Там я прошёл путь от геолога до начальника поисковой группы. И встретил свою будущую жену — Надежду. Она тоже работала геологом.
Помимо семейного счастья, экспедиция подарила Ломаке немало профессиональных находок: залежей гранитов, гнейсов, кристаллических сланцев, базальтов, огнеупорных глин. Даже обнаружил породу с высоким содержанием золота, что для начинающего специалиста было большой удачей.
— Потом были экспедиции в Якутию, где находил крупинки золота величиной со спичечную головку, — вспоминает Ломака. — Конечно, обрадовался, что поиски принесли результат.
Точка роста
В 1993 году Ломака вернулся в Железногорск. Супруги стали работать геологами на Михайловском ГОКе: Николай Иванович — в рудоуправлении, Надежда Николаевна — на буровзрывном комплексе.
В карьере комбината он в полной мере реализовал профессиональный опыт и обогатил его новыми знаниями, которые скрупулёзно добывал в процессе работы. Например, чтобы исследовать породу, Ломака упаковывал её в мешок весом примерно 15 килограммов и с этой поклажей из карьера пешком поднимался в рабочий кабинет, где тщательно изучал содержимое.
— Сейчас мне достаточно заглянуть в любой забой, чтобы по цвету породы и другим признакам понять, богатая здесь руда или бедная, а также определить, какой в ней процент железа, — говорит Николай Иванович.
Совершенствуя мастерство, Ломака не раз улучшал работу геологической службы. Например, именно по его инициативе в 2002 году в рудоуправлении создали Центр качества, в который вошли лучшие молодые специалисты геологического отдела. Они определяли соответствие качества отгружаемой из карьера руды постоянно растущим требованиям металлургов. Их работа позволила решить и другие задачи. К примеру, увеличить объёмы выпускаемой продукции: производство комбината гораздо быстрее и лучше перерабатывало сырьё более высокого качества.
Следующей ступенью в профессиональной карьере Ломаки стало его участие в реконструкции дробильного комплекса в карьере. Эта технология позволила снизить потери руды при добыче примерно в полтора раза.
Новые горизонты
В 2015 году Николай Иванович назначен главным геологом комбината. И почти сразу начал воплощать в жизнь новые проекты. Например, обосновал и убедительно аргументировал пересмотр объёмов железных руд Веретенинской залежи Михайловского месторождения в государственной комиссии по запасам.
Юлия Ханина,
фото Владимира Авдеева и из личного архива