Найти тему
Пикабу

Ртуть. Барочный цикл. Книга 1. Нил Стивенсон

Нил Стивенсон - большая величина среди современных писателей-фантастов, адепт киберпанка и крипто-анархизма. Ходят слухи о том, что создатели биткоина вдохновлялись его творчеством.

И вот этот человек пишет исторический роман, точнее, трилогию, цикл. Ударение в названии цикла, кстати, ставится на второй слог, это производная от слова барокко. Исторический роман, никакого подвоха. Фанаты ждали какого-то неожиданного хода после фундаментального труда “Криптономикон”. Там одна из сюжетных линий - тоже вполне себе исторический роман, про Вторую Мировую, про расшифровку “Энигмы”, про создание первых компьютеров, а сюжет тесно переплетается с фильмом “Игра в имитацию”. Но остальные части того романа - это вполне себе киберпанк, фантастика, шифры, программисты, терраморфирование, веселье, как его понимают любители жанра. В барочном цикле - ничего подобного: честный исторический роман XVII-XVIII века, всё исторично, всё реалистично, никакого обмана.

Роман начинается с описания осады Вены турками в 1683 году. Как сориентироваться по этому времени? Известным нам по романам Дюма мушкетёрам лет по 60. Д’Артаньян, кстати, промелькнёт в сюжете как герой анекдота.

Колоритный персонаж, наёмник, малограмотный беспринципный солдат удачи добирается до богатого турецкого обоза и неожиданно встречает существо, которое полностью переворачивает его представление о действительности. Небольшой спойлер: это живой страус. Великий визирь Кара Мустафа-паша едет на войну со всем комфортом, в том числе зверинцем, ничего особенного. Вагабунд - дитя своего века, он не ходил в зоопарк, в детстве у него не было книжек с картинками слонов и жирафов. С одной стороны, встретить страуса для него - примерно тоже самое, что ксеноморфа. С другой стороны, он прекрасно знает ценность страусиных перьев у модниц при дворе короля-солнца Людовика XIV. Талант Стивенсона делает из этой завязки потрясающую сцену, грустную и смешную одновременно. Конечно, не обойдётся без красавицы из гарема. И понеслось.

Бодрое повествование сначала швыряет нас в траншеи под Вену. Потом мы оказываемся в деревеньке под Кембриджем и заглядываем за спину сэру Исааку Ньютону. А потом переносимся через океан и видим деревеньку Гарвард, в которой обосновались английские поселенцы. Деревенька-то деревенька, но университет там уже стоит. Но напротив него у нас на глазах сжигают ведьму, XVII век во всём его многообразии, что тут сказать. И каждая сцена получается удивительно атмосферной, незначительные детали и лёгкий слог передают дух эпохи, ритм места. Вот мы вдыхаем аромат экзотического для европейцев напитка в одной из первых кофеен Амстердама. А вот мы никак не можем понять, почему английский оружейник так волнуется и хочет закончить свою работу до заката. Потом он зажигает свечу и мы понимаем.

Конечно, в создании такой атмосферы помогают персонажи. Персонажи разные, в меру странные, в меру типичные: богатые, бедные, вымышленные герои и реально существующие исторические личности. Каждый персонаж, безусловно, - это инструмент для создания той или иной картины. Кто-то может появиться буквально в одном эпизоде, а потом вернуться только через книгу. Конечно, интерес Стивенсона к учёным, математике и шифрам никуда не делся. Поэтому, в первую очередь мы увидим учёных, архитекторов, мыслителей, а также знать, которая так или иначе им покровительствует. Будут и подробности морского дела и работы пороховых орудий. Сюжет достаточно насыщенный, линий повествования достаточно, поэтому автор при всём желании не смог бы уйти в скучные технические подробности. Только то, что схватывается на лету.

При этом пульс эпохи можно передать хорошо только показывая картину целиком: и дворцы, и лачуги. Так что во всём цикле хватает разной чернухи: и мата, и неприятных анатомических подробностей или описаний венерических заболеваний. Это цикл захватывающих и познавательных романов, но он, безусловно, проходит как 18+.

Кому может понравиться этот цикл?

Всем любителям Нила Стивенсона, без вопросов. Это интереснейший эксперимент автора, так что даже если вы ничего, кроме киберпанка не читаете, я бы всё равно сделал исключение.

Любителям длинных саг, где много сюжетных линий и действие развивается и всё многократно меняется. Это может быть и “Песнь льда и пламени” (более известная как “Игра престолов"), и, например, “Основание” А. Азимова.

Любителям исторических романов, от А. Дюма до М. Дрюона. Вам стиль подачи мыслей героев может показаться необычным, но, как мне кажется, приятным и свежим.

Любителям научпопа. Если вам нормально посмотреть youtube-ролик о навигации по звёздам в Древнем Риме, а потом сразу - мини-лекцию про термоядерный синтез, этот цикл должен вам зайти.

Читателя Г.Л. Олди, А. Валентинова и другой русскоязычной фантастики, которая любит делать исторические или псевдоисторические эксперименты. Эти люди и Н.Стивенсон явно мыслят похожими категориями.

Добротный, толстый, живой исторический роман, в котором есть всё, что надо.

Пост автора rosolimo.

Комментарии