Найти в Дзене

Берег Алисы Скеди

Глава 35. Переход на новый уровень

А на курсе Алису ждало новое испытание. Она даже представить не могла, какое потрясение ей предстояло пережить.   Уж эти мне психологи! Им же хлеба не надо – подавай чувства.

– Что ты сейчас чувствуешь? Зависть? – медленный утверждающий кивок головы, глаза распахиваются, а бровки поползли вверх. Выражение солидарности на лице.

– М-да!..

Пришло время выносить на всеобщее обозрение свои слабые места.

«Разве могут быть порочные чувства у такого ангела?» – умоляющее смотрит на окружающих курсант в последней надежде.

Подставить себя чужим оценкам и мнению. О! К такому она готова не была.

Всё случилось с лёгкой руки Андрона, бросившего ученицу в пасть ко льву.

На интенсиве в Питере в тот раз сам Нифонт проводил работу с деньгами.

Огромный круг. Много известных терапевтов. Безобидное начало. Почти смешное предложение.

– Вот на этот стул положите ваши деньги.

Андрон дал отмашку. И Алиса легко выскочила в круг. Стройная и юная на вид. Голубые джинсы. Белая из рыхлого хлопка курточка и шапка светлых волос. Положила бумажник на стул и села напротив тренера. Нифонт весь подобрался. Ни дать ни взять – крокодил с человеческим голосом.
– Расскажи о себе.
– 45. Трое сыновей. Муж. Работа.

Круг ахнул. Нифонт оскалился. Открыл её бумажник, пересчитал сотенные и тысячные купюры.

– Это все твои деньги?
– Да.
– Что ты будешь без них делать?
– Ну, здесь все свои... Ты вернёшь, – слегка волнуясь из-за молчаливого внимания круга, она вступила в неравное состязание.

В ответ холодное молчание.

– …Попрошу в долг и уеду домой, – продолжала проигрывать «жертва».

Прощально щёлкнув кнопкой, кошелёк спланировал в карман брюк тренера.

Беспокойство нарастало. Сердце выбило экстрасистолу. Пришла в голову нелепая мысль и сразу оформилась в утверждение: игры здесь – чуть.

В зале слышно, как муха летит.

– Верни мои деньги. – голос Алисы прозвучал неожиданно твёрдо.

Он вытянул вперёд ноги, глядя тупо на свои ботинки, равнодушно бросил:

– Нет. Я могу их взять все.
–Ты столько не стоишь. В голосе искренняя уверенность.  За кругом кто-то крякнул. Пробежал шепоток и снова всё замерло.

Взгляд «крокодила» стал осмысленным и любопытным.

– А сколько ты готова мне заплатить?
– Двадцать пять рублей.

Нифонт по-хозяйски достал кошелёк, собираясь открыть. Но теперь Аля забрала свои деньги. Чувствуя при этом колоссальное облегчение. Словно огромный валун, который она раскачивала, наконец, под своей тяжестью покатился с горы.

Из-за волнения, вместо одной купюры вытащила две. Тренер ловко ухватился за обе. Но Алиса держала крепко. Казалось, вот-вот деньги разорвутся. Двое в упор глядели друг на друга... Невыносимо долго. Наконец, улыбаясь он отпустил. Храбрый воробьишка улыбнулся в ответ. Раздались одобрительные хлопки. Кто-то сердобольный посочувствовал: «Как ты могла все деньги положить!»

Подошёл Соловкин. Обнял.

– Нифонт бывает такой скотиной. – Ты молодец.

Но она ещё не догадывалась о цене этого признания. Шок отступал, на смену прибывала разрядка. Никого не предупредив, Алиса ушла. Всё что произошло дальше, вспоминает с тихим ужасом.

Ты плохо соображаешь и неясно видишь. Метро никак не обойти. Там тебя догоняет страх. Ты не можешь стоять, идти, сидеть, дышать. Ты не можешь представить, что сядешь в вагон и двадцать – бесконечных, вечных двадцать минут будешь в окружении людей ехать до Васильевского острова. Где живёт знакомая: пусть слабое утешение, но единственная здесь непосвящённая ниточка, что могла бы связать тебя с жизнью.
Большому городу, видавшему на своём веку такое, что тебе и не снилось, не обидно. Он укрыл тебя толпой озабоченных, читающих стоя питерцев и доставил по адресу, где встретила и налила чаю подружка. Ничего не поняв из сбивчивого бормотания, всё же попыталась приободрить и вызвала такси.

Только тот, кто знал про эпизод, мог бы понять, зачем Алиса раз пятнадцать смотрела фильм «Имитатор» с Сигурни Уивер в главной роли. И в конце вместе с героиней потрясала кулаком в победном жесте. Её внимание приковывали острые сюжеты фильмов и книг. В которых на грани фола герои вышибали клин клином свой страх.

С маниакальным упорством она раскачивала коренной зуб своего. Встреча с ним со временем приняла ироничный образ известной таблички с надписью «Путник, за поворотом дороги тебя ждёт исполнение желаний!». Направляющей к людоеду. Таким образом, шаг за шагом, снова и снова (это не полуторачасовой спринт с хэппи-эндом, а добровольный марафон) она приручала своё чудовище.

Но женщина не могла превратить жизнь только в испытательный полигон.
Ответственность перед сыновьями уберегала от крайностей.

Конечно, нужно укреплять здоровье!

В ход шли wow-техники, прорвавшие цензурный занавес. Илья принимал самое живое участие во всех экспериментах. Оздоравливались у Шатиловой. Голодали с Полем Брэггом. Закаливались с босым Порфирием Ивановым. Расслаблялись аутотренингом. Крепко подружились с Норбековым.

Значительная часть духовных трансплантатов стала их «второй кожей». 

Конечно, нужна интересная и полезная деятельность! Тут ничего искусственного вживлять не нужно. Своё природное прёт – не удержать.

Рисование викторианских пейзажей с домиками и американская пейзажная живопись на пару лет серьёзно увлекли. Две работы, не претендующие на мастерство, уцелели с тех времён. Но в те времена на первом месте у всех стояла работа.

Принудительный утомляющий режим, когда в учреждении необходимо находиться от звонка до звонка (а она справилась в первую половину дня), терпеть не могла. Поэтому разработала и внедрила модель психолого-педагогического сопровождения ребёнка в коррекционных ДОУ.

В течение года проводила наблюдения, анализировала данные на основе целого пакета специальных занятий. Опыт описывала в статьях местной газеты. Собранные материалы отправила в область. В институт на кафедру дошкольной психологии. И получила одобрительную рецензию.

Для местного ОО сделали видеодоклад. Модель была утверждена приказом. Но на местах вызвала молчаливое и упорное сопротивление. Где это видано, чтобы в коллективном учреждении возможно было заниматься с ребёнком индивидуально? Группы переполнены! Штатных единиц и так не хватает!

На её работе ряд коллег повысили квалификационные разряды. И только.
Уходить на войну с социальной закостенелой близорукостью она не собиралась. И потому окончательно разорвала отношения с государством в качестве работодателя.

Ненадолго ушла в частную практику. Но новое государство ещё не научилось прежде отдавать и отпускать, чтобы потом собирать. И частное предпринимательство задыхалось в его корыстных руках. Поэтому как только на горизонте появился наиболее обаятельный матёрый зарубежный лис-профессионал, Алиса попалась в сеть…

Интенсив под Таганрогом был завершающим и стал самым успешным на курсе.

Утренний круг. Работа с тренером в парах. Темы она уже не помнит. Ей тренера не досталось, и кто-то из супервизоров предложил в помощь секретаря.

Молодой московский парень по имени Сергей. Переводчик у зарубежных гостей интенсива. Поднаторевший в теории гештальта, он если и испытывал неуверенность, то внешне не показал. Был внимательным, хорошо слушал. Она так и не смогла сформулировать феномен той встречи. Возможно, просто доверилась парню. Или до неё дошли искренние, непосредственные слова обратной связи: «Так молодые же, глупые и неопытные – всё интересно». А скорее, всё это плюс бесчисленное количество ныряний в кроличью нору за ответами. И бамбук выстрелил. Тогда в бережных непрофессиональных объятиях, она последний раз оплакала свою тайну. Эта героиня печальной пьесы Алисы окончательно покинула сцену, и сама сцена исчезла из поля зрения, словно стёртая с зеркала пыль.  Гештальт закрылся.

– Чудо – оно потому и чудо, что ты обнаруживаешь себя в другой реальности, но не представляешь, как в ней оказалась.

На курсе у Андрона она приняла ответственность за свою жизнь. 
В последнюю, прощальную сессию, в тесном кругу коллег и друзей говорили тёплые слова. Соловкин подписывал и дарил книги.

Аля заявила, что гештальт – это только часть пути, но не вся жизнь. Что здесь нашла трёх верных товарищей: Фрица Пёрлза, Джеймса Бьюдженталя и Ирвина Ялома (об этом свидетельствуют сопровождающие её в путешествии изрядно потрёпанные сюртуки их обложек). Что намерена дальше идти без костылей. Что человеку в определённый момент, если он хочет состояться, от тренингов необходимо отказаться. Так же, как младенцу от материнской груди.

Позже она только утвердилась в своём выборе. Поскольку желающих властвовать незрелыми умами, держать их у своих занимательных кормушек, выкачивая рубли, расплодилось видимо-невидимо. Ловких коучей и тычеров всех мастей.

Она наблюдала однообразный ряд знакомых лиц, перетекающих из группы в группу (психологические, социологические, эффективного бизнеса и проч.), с интенсива на интенсив, с тренинга на тренинг. В этом бесконечном водовороте очень легко смешиваются понятия бизнеса и терапии либо обучения. И сами изворотливые умы уже не могут отделить зёрна от плевел. Не могут ответить на вопрос – что такое реальная жизнь.

– Её правда в том, что жизнь – это всегда что-то большее. То, что заставляет повернуть за поворот, используя энергию страха. Это возможности и инструменты человеческого потенциала для прохождения новых уровней жизни. Как в любимых квестах, только в ещё более захватывающих полевых условиях.

Однажды выскочивший на свободу страх притих, затаился и скалил свои клыки пару раз за год. Приходилось обращаться за помощью к медикам. Да что они могли?!

Задолго до истории с Кингом и Гарри Поттером она сумела-таки приручить монстра.

В тот день Аля чувствовала себя неважно. Накопилась усталость, и старая электропроводка нервов искрила. Приступ, как обычно, начался внезапно. Лёгкая дрожь в теле превратилась в неудержимую (так бьётся рыба на берегу).  При ясном сознании – полная потеря контроля над телом и холодный капкан паники. Сквозь лязг зубов с трудом проговорила мужу, чтобы вызвал скорую. 

Наконец прозвенел входной звонок. В узкую комнату громко протопали трое. Длинный, толстый и мелкий. Длинный, в белом халате, уселся у неё за головой на стул и вытянул перед собой ноги-ходули. Оттуда изредка раздавалось невнятное мычание. Кажется, он дирижировал оркестром. Мелкий, мужчина без возраста, в голубой спецовке с ручкой в кармане. Молча, без всякого выражения на лице, просидел всю сцену возле стола, положив руки на колени. С ней работал похожий на дворника мужик в чёрной х/б куртке без больших пальцев на обеих руках. С трудом измерил давление и начал делать ЭКГ. Клеммы с трясущегося, как желе, тела соскальзывали. Мужик ворчал, но не мог их прикрепить. Снова и снова.

В какой-то момент, когда её мозг был готов взорваться от прорывающего сквозь ужас хохота, ему наконец удалось. А страх нехотя отпустил свою жертву. И вскоре она заметила, что приступы перестали возвращаться.

Те клоуны, без сомнения, были посланы свыше, превратив в посмешище всю конструкцию созданного ею страха. Псевдозащиты дали течь, и жизнь, как прибывающая вода, сначала просочилась через зазоры-инсайты, а после под напором собственного веса хлынула и затопила путницу своим торжеством...

Продолжение следует

Вместо предисловия Глава 1 Глава 2 Глава 3 Глава 4 Глава 5 Глава 6 Глава 7 Глава 8 Часть 1 Глава 8 Часть 2 Глава 9 Глава 10 Глава 11 Глава 12 Глава 13 Глава 14 Глава 15 Глава 16 Глава 17 Глава 18 Глава 19 Глава 20 Глава 21 Глава 22 Глава 23 Глава 24 Глава 25 Глава 26 Глава 27 Глава 28 Глава 29 Глава 30 Глава 31 Глава 32 Глава 33 Глава 34