Перед Великой Отечественной войной, в сельской местности, школы были, в основном, с четырёхлетним сроком обучения. Дальше, надо было либо идти работать в колхоз, либо ехать учится в город. Родители, у кого была такая возможность, снимали школьникам в городе квартиры, размещали у родственников. Детям, одним, приходилось, ой, как нелегко. Надо было в одиночку отбиваться от уличной шпаны, стараться не замечать надменных усмешек городских девчонок. Тем не менее, те, кто сумели всё это пройти, приобретали крепкий характер. Семилетняя школа была бесплатной, а дальше, если продолжать учёбу, в старших классах, надо было платить денежку. Не все родители могли дать такую возможность детям. Учиться в старших классах было труднее. Требования учителей значительно возрастали, поступишь или не поступишь после в ВУЗ ещё не известно. Проще, после седьмого класса, было пойти учиться ФЗУ (Фабрично-заводское училище). Там, ко всему прочему, учащихся обеспечивали жильём, питанием и казённой формой. Для многих, тогда, - это было достаточно веским аргументом.
Мой дядя, ставший, в последующем, научным работником, закончив, семилетку, решил продолжить обучение в старших классах школы и оказался… второгодником. Настолько сложная оказалась программа. Пока он мучился в старших классах, его друзья, после семилетки, поступившие в ФЗУ, уже получили разряды и начали вполне самостоятельную, можно сказать, взрослую жизнь. Большинство из старых рабочих, на тех предприятиях, куда они пришли, вообще не имели школьного образования. В царской России, где прошло их детство и юность, для простого народа - это было непозволительной роскошью. Молодёжи, с её новыми знаниями, с умением читать чертежи, была открыта широкая дорога. Что касается моего дяди, то ему пришлось бросить девятый класс, который он не смог одолеть, даже со второй попытки, и пойти учиться в техникум, где он, по-настоящему взялся за ум и закончил его с отличием…. Дальше пошло, поехало....
Но продолжим всё-таки разговор об учащихся Фабрично-заводских училищ - фабзайцев. Слово фабзаец пошло от слова Фабза – так, сокращённо именовали Фабрично-заводские училища. Большую часть своей учёбы фабзайцы проходили не за партами, а на практике.
Прежде чем перейти к дальнейшему, попробую коротко, рассказать о системе оплаты, с которой сталкивались выпускники ФЗУ, придя на производство, и о плане. Всем предприятиям и организациям в СССР, исходя из достигнутых результатов,устанавливался план, и все были обязаны его выполнять и перевыполнять. Дело, вроде бы, не плохое, если бы не одно но... В том случае, когда план, сегодня, перевыполнялся , скажем, на сто двадцать процентов, то, так скажем, на завтра эти сто двадцать процентов, превращались уже в обычную норму. Попытаюсь, пояснить это на примере: если ты, сегодня, за смену, вместо сто ящиков, изготовил сто двадцать ящиков, то в ближайшее время, нормой становится не сто ящиков, а сто двадцать, и чтобы перевыполнить план надо вместо сто двадцати ящиков, делать, как минимум сто двадцать один. По этой причине, рабочие не стремились сильно перевыполнять план... И не только рабочие.
Мой отец, при Сталине, получив назначение начальником цеха на завод, не мог в течении трёх первых месяцев добиться выполнения цехом плана. Поэтому, всё это время, он не то, что не получал премиальные выплаты, а вообще, три месяца не получал ни какой зарплаты. В итоге цех план всё же выполнил и даже серьёзно перевыполнил. Отцу выдали зарплату за все месяцы. После чего его вызвал директор завода, бывший царский инженер, и сказал: "Немного подумай, как работать дальше". Отец его прекрасно понял. Сто один процент, сто два... Так и продолжалось....
Грянула Великая Отечественная война.... Завод по-прежнему выполнял план на сто три, сто четыре процента в месц (по нынешним меркам это было бы просто чудо: более тридцати процентов в год....) Рабочие продолжали работать по восемь часов в день... Восьми часовой день, в то время, – это было дело святое. Он являл собой одно из достижений Советской власти. Одним из основных требований пролетариата к царской власти и капиталистам, выдвигаемым на забастовках, был именно восьми часовой рабочий день. Большевики это требование рабочего класса выполнили и стремились, в дальнейшем, соблюдать неукоснительно. Нарушение влекло за собой серьёзную ответственность.
Так вот, война шла, а рабочие работали как и прежде.... И, вдруг, произошло, то чего никто не ожидал. Немного освоившись, фабзайцы начали давать план двести – триста процентов!.. И, после фабричного гудка, оповещающего об окончании рабочей смены, продолжали стоять у станов по десять, двенадцать и более часов. Старые рабочие пытались им что-то объяснять, но те не понимали. Их начинали избивать, ломать им инструмент, но они всё равно стояли на своём…
И тогда наступил момент когда, директор пригласил старых рабочих к себе и сказал. Смотрите – какие-то пацаны, чуть ли по триста процентов фронту дают, а Вы, с вашими пятыми-шестыми разрядами, почему столько не можете? Короче, если завтра по четыреста процентов не дадите, то у всех бронь сниму. Все пойдёте на фронт!.. «А зарплата?» - послышался робкий голос. «Смотрите, чтобы та, что была, осталась» - последовал ответ.
И завод нашёл второе, а потом третье дыхание ….Фабзайцам было нужно только одно: им нужна была Победа. Победа над врагом. Когда же они достигали призывного возраста, сразу же шли в военкомат и просили отправить на фронт добровольцами. Военком отсылал их обратно, к директору.
- Если я вас всех на фронт отпущу? С кем тогда работать буду? - нервно говорил директор.
- Да мы уже других пацанов подготовили.
- Они дети совсем ... Вы сами... Не спешили бы. Разряды повышу.
- Подпишите лучше разрешение на фронт.
Он подписывал, они уходили… Большинство из них так никогда и не вернулись с войны.
1