Успешное развитие компании рано или поздно выливается в масштабирование бизнеса, и тут у владельцев предприятия есть выбор: пойти по пути слияния и поглощения (M&A), запустить франшизу или же идти путём органического роста. Давайте рассмотрим потенциальные опасности первого варианта — M&A.
Основные риски при слиянии и поглощении
Риск первый: непрогнозируемый результат. Если при органическом росте компания тиражирует собственную модель управления бизнес-процессами и прекрасно понимает, что её ждёт, то при слиянии и поглощении ей, так или иначе, приходится учитывать другую устоявшуюся модель.
Пример: представьте, что вы покупаете успешную сеть кофеен, и теперь заведения будут работать под вашим, не менее успешным брендом. Меняете меню, форменную одежду персонала, вывески и… теряете потребителей. Реально ли это? Да, ведь они привыкли к прежним стандартам обслуживания и любимому тыквенному латте в меню. Часть лояльной аудитории отсеется в любом случае, и только от вас зависит, насколько большой она будет.
Риск второй: потеря части слаженной команды. Далеко не все сотрудники поглощённой компании могут оказаться лояльными к новым владельцам, особенно если условия труда или его оплаты изменятся не в лучшую сторону. Речь идёт и о рядовых специалистах, и о ТОП-менеджменте, потери в котором могут быть весьма ощутимыми.
Пример: компания А, работающая в сфере IT, покупает компанию Б, и внедряет собственную систему мотивации — вводит повышенные KPI, штрафы за опоздания, переводит часть зарплаты в «серую». В результате топовые специалисты компании Б не просто увольняются, а создают собственный бизнес и переманивают к себе значительную часть клиентов.
Риск третий: недооценка затрат. Как показывает практика сделок по M&A в крупных корпорациях, затраты на интеграцию в среднем в 2–3 раза превышают запланированные. Как правило, в расчёт не принимаются расходы на восстановление утерянного персонала, объединение корпоративных культур, интеграцию IT-инфраструктуры.
Пример: когда компания Яндекс купила Кинопоиск, она начала переход от контентной модели к сервисной. Но после запуска обновлённой версии портала число постоянных пользователей упало почти на четверть за 6 месяцев. Яндексу пришлось собирать отклики пользователей и дорабатывать сайт, на что было потрачено и время, и деньги.
Как снизить риски при слиянии и поглощении?
Ответ только один: доверить процесс слияния проверенной юридической фирме. Юристы проведут комплексное исследование — Due Diligence, которое позволит оценить перспективы сделки, а также займутся оценкой активов её объекта. Если у потенциального партнёра есть проблемы, они будут выявлены.
Алгоритм сделки отработан до мелочей и состоит из множества шагов, от выбора места для постановки на налоговый учёт до внесения изменений в трудовые контракты и составления передаточного акта. Только грамотный подход позволит провести M&A без проблем и без потерь для вашего бизнеса.