Найти тему
66.RU

Ностальгия. Как уральские парашютисты отмечали семидесятилетие Победы в свободном падении

Фото: Артем Никитин для 66.ru
Фото: Артем Никитин для 66.ru

Вспоминаем, как на аэродроме Логиново, что под Екатеринбургом, 20 парашютистов собрали в небе «Звезду Победы».

Эта фигура в виде пятиконечной звезды, которую спортсмены построили в свободном падении на скорости около 180 километров в час, была приурочена к 70-летию победы в Великой Отечественной войне. Мероприятие, названное «Прыжок Памяти — Звезда Победы», организовал Екатеринбургский авиационно-спортивный клуб при поддержке командования Центрального военного округа.

Для выполнения такой сложной фигуры требовалось, во-первых, собрать на аэродроме достаточное количество опытных спортсменов (начинающих в такие формации просто не берут); во-вторых, найти самолет или вертолет, способный выбросить парашютистов с высоты 4000 метров. В Екатеринбургском аэроклубе таких бортов нет.

Основную часть спортсменов в этой фигуре составили екатеринбуржцы, но были и представители Южного Урала.
Основную часть спортсменов в этой фигуре составили екатеринбуржцы, но были и представители Южного Урала.

Спортсменов, желающих поучаствовать в таком прыжке, нашлось даже больше чем нужно — в Логиново приехали около 30 парашютистов-профессионалов, притом что для фигуры нужно было только 20. Проблему с техникой помогли решить военные — командование Центрального военного округа предоставило вертолет Ми-8.

Вертолет Ми-8 подходит как для транспортировки военных грузов, так и для выброски мирных парашютистов.
Вертолет Ми-8 подходит как для транспортировки военных грузов, так и для выброски мирных парашютистов.

Еще одна сложность состояла в том, что у ребят было только два дня на тренировки и построение сложной фигуры. Обычно мероприятия такой сложности проводят в течение нескольких дней: спортсменам нужно «спрыгаться» друг с другом, определить, кому какое место в фигуре лучше подходит. А тут только два дня — суббота и воскресенье. Причем в субботу в Логиново была нелетная погода, дул очень сильный ветер, и прыжки отменили.

Перед каждым прыжком ребята по несколько раз прогоняют построение фигуры на земле.
Перед каждым прыжком ребята по несколько раз прогоняют построение фигуры на земле.

У спортсменов остался только один день, чтобы осуществить задуманное. Опыта у всех участников праздничной формации хватало — у всех за спиной сотни прыжков, у некоторых даже тысячи. Но в большой и сложной фигуре важна не только индивидуальная подготовка, но и слаженность в работе — а ее просто некогда было выработать.

Боковая дверь у Ми-8 достаточно узкая. Но для того чтобы собрать фигуру в свободном падении, в нее за считанные секунды выпрыгивают два десятка спортсменов в полной экипировке.
Боковая дверь у Ми-8 достаточно узкая. Но для того чтобы собрать фигуру в свободном падении, в нее за считанные секунды выпрыгивают два десятка спортсменов в полной экипировке.

За воскресенье выполнили шесть прыжков. Первый — тренировочный — работали двумя группами по 10 человек, чтобы размяться. После этого начались «боевые» прыжки.

По правилам безопасности, парашютист должен раскрыть свой купол на высоте 1000 метров. Из вертолета спортсмены выходят на высоте 4000 метров. У них примерно минута, чтобы сойтись, зафиксировать фигуру и разойтись на безопасное расстояние.
По правилам безопасности, парашютист должен раскрыть свой купол на высоте 1000 метров. Из вертолета спортсмены выходят на высоте 4000 метров. У них примерно минута, чтобы сойтись, зафиксировать фигуру и разойтись на безопасное расстояние.
Такие фигуры в свободном падении всегда снимают на фото и видео специально подготовленные видеооператоры. Не только для красоты — просматривая записи, можно определить, кто ошибся и что он сделал не так. Кроме того, видеосъемка — доказательство того, что фигура была построена. Без нее задача считается невыполненной.
Такие фигуры в свободном падении всегда снимают на фото и видео специально подготовленные видеооператоры. Не только для красоты — просматривая записи, можно определить, кто ошибся и что он сделал не так. Кроме того, видеосъемка — доказательство того, что фигура была построена. Без нее задача считается невыполненной.

Дмитрий Пометелин, командир парашютного звена аэроклуба:

— Прыжок, разбор, укладка парашюта, отработка плана прыжка на земле — и снова в вертолет. Разборы прыжков и тренировки на земле очень важны. В воздухе у спортсменов есть всего 60 секунд на построение фигуры и разбежку после прекращения работы, за это время они успевают пролететь 3000 метров. Тренировки на земле помогают не растеряться в воздухе и не тратить драгоценные секунды зря.

Так спортсмены осуществили 4 попытки, и каждый раз чего-то не хватало. Время уже шло к вечеру, и погода начала портиться, угрожая сорвать выполнение задачи. Сгущались тучи, усиливался ветер. Пилотам вертолета приходилось искать разрывы в пелене облаков, и парашютисты прыгали в эти окна. Пару раз они приземлялись далеко за границей аэродрома — там, где находили подходящие площадки. Тогда ребят подбирал вертолет, возвращал на площадку, где они укладывали парашюты. И все с начала.

За бортом постепенно сгущалась облачность, была серьезная вероятность того, что прыжки запретят.
За бортом постепенно сгущалась облачность, была серьезная вероятность того, что прыжки запретят.

И вот шестой прыжок. Земля уже практически не видна из-за сплошной облачности внизу. Пилоты говорят, что это, наверное, финальная попытка — другого шанса не будет. И в этой сложной ситуации уральские парашютисты выполняют фигуру — пятиконечную звезду, «Звезду Победы».

«Звезда Победы»
«Звезда Победы»

Анастасия Черноскутова, участница трех женских рекордов России, рекордов Урала и Екатеринбурга по парашютному спорту:

— Когда я открыла парашют, то не увидела аэродрома! Вокруг купола ребят, снизу пашня и ЛЭП, куда лететь — непонятно! Мы приземлились на пашню, пришлось пройтись по чернозему, но мы были такими счастливыми, что собрали нашу звезду!
Так завершился этот прыжковый день на аэродроме Логиново.
Так завершился этот прыжковый день на аэродроме Логиново.

Текст и фото: Артем Никитин для 66.ru. Видео: Артем Никитин; Максим Мохов для 66.ru