Сказкотерапия была в почете на Руси. Подтверждение тому читательская деятельность царя Ивана Грозного. Со студенческих времен запомнился примечательный факт: на Руси сказки назывались басками и что царь Иван Грозный даже держал в своем штате специального сказочника - бахаря, который каждый вечер читал ему сказки. Сказки - хорошее средство снять напряжение от государственных забот и не только.
Интересен и сам читательский Ивана Грозного. Рассмотрим на примере сведений известного историка В.О.Ключевского.
Образование.
«Ивана учили грамоте, вероятно, так же, как учили его предков, как вообще учили грамоте в Древней Руси, заставляя твердить Часослов и Псалтырь с бесконечным повторением задов прежде пройденного. Изречения из этих книг затверженные механически на всю жизнь врезались в память.» С. 130.
«.. библейские афоризмы понимал, исходя из своего положения.- Они давали ему прямые и желанные ответы на вопросы, каким возбуждали в его голове житейские столкновения, подсказывали нравственные оправдания тому чувству умом, какое вызывает в нем эти столкновения».
Читательское развитие.
«… изучал священное писание. Библейские афоризмы пропускает через себя и свое положение. С тех пор книги должны были стать любимым предметом его занятий. От Псалтыря он перешел к другим частям писания, перечитал много, что мог достать из тогдашнего книжного запаса, вращавшегося в русском читающем обществе. Это был начитанный москвич ХV|века. Недаром современники называли его «Словесной мудрости ритором». С 130.
Главное, что читал он особенно внимательно было духовное содержание; везде он находил и отмечал одни и те же мысли и образы, которые отвечали его настроениею, вторые его собственным думам. Он читал и перечитывал любимые места, и они неизгладимо врезывались в его память. Не менее иных нынешних записных ученых Иван любит пестреть свои сочинения цитатами кстати и некстати. В первом письме к князю Курбскому он на каждом шагу вставляет строки из Писания, иногда выписывает подряд целые главыф из ветхозаветных пророков или апостольких посланий и очень часто без всякой нужды искажает библейский текст.
Круг чтения. Святые писания, сочинения отцов церкви – главы из ветхозаветных пророков – Моисея, Давида,Исайи, новозаветных церковных учителей – Василия Великого, Григория, Иоанна Златоуста. Классические мифология и эпос – Зевс, Аполлон, Антезей, Эней – Ветхий и Новый завет. Еврейсике, римские, византийские истории, история западноевропейских народов, хронографы, русская летопис.
Межчитательское общение.
О богословских предметах любил беседовать. Особенно за обеденным столом и мел по новым летописям особливую остроту и память от Божественного писания. Раз в 1570 г он устроил в своих палатах торжественную беседу о вреде с пастором польского посольства чехом евангелистом Рокитой в присутствии посольства бояр и духовенства. В пространной речи он изложил протестантскому богослову обличительные пункты против его учения и приказал ему защищаться вольно и смело, без всяких опасений, внимательно и терпеливо выслушал защитительную речь пастора и после написал на нее пространное опровержение, до нас дошедшее. С. 131.
Более подробно см. Ключевский В.О. Афоризмы. Исторические портреты и этюды. Дневники.- М. :Мысль, 1993.- 415с.
е,�� ��0���}��, так же, как учили его предков, как вообще учили грамоте в Древней Руси, заставляя твердить Часослов и Псалтырь с бесконечным повторением задов прежде пройденного. Изречения из этих книг затверженные механически на всю жизнь врезались в память.» С. 130.
«.. библейские афоризмы понимал, исходя из своего положения.- Они давали ему прямые и желанные ответы на вопросы, каким возбуждали в его голове житейские столкновения, подсказывали нравственные оправдания тому чувству умом, какое вызывает в нем эти столкновения».
Читательское развитие.
«… изучал священное писание. Библейские афоризмы пропускает через себя и свое положение. С тех пор книги должны были стать любимым предметом его занятий. От Псалтыря он перешел к другим частям писания, перечитал много, что мог достать из тогдашнего книжного запаса, вращавшегося в русском читающем обществе. Это был начитанный москвич ХV|века. Недаром современники называли его «Словесной мудрости ритором». С 130.
Главное, что читал он особенно внимательно было духовное содержание; везде он находил и отмечал одни и те же мысли и образы, которые отвечали его настроениею, вторые его собственным думам. Он читал и перечитывал любимые места, и они неизгладимо врезывались в его память. Не менее иных нынешних записных ученых Иван любит пестреть свои сочинения цитатами кстати и некстати. В первом письме к князю Курбскому он на каждом шагу вставляет строки из Писания, иногда выписывает подряд целые главыф из ветхозаветных пророков или апостольких посланий и очень часто без всякой нужды искажает библейский текст.
Круг чтения. Святые писания, сочинения отцов церкви – главы из ветхозаветных пророков – Моисея, Давида,Исайи, новозаветных церковных учителей – Василия Великого, Григория, Иоанна Златоуста. Классические мифология и эпос – Зевс, Аполлон, Антезей, Эней – Ветхий и Новый завет. Еврейсике, римские, византийские истории, история западноевропейских народов, хронографы, русская летопис.
Межчитательское общение.
О богословских предметах любил беседовать. Особенно за обеденным столом и мел по новым летописям особливую остроту и память от Божественного писания. Раз в 1570 г он устроил в своих палатах торжественную беседу о вре с пастором польского посольства чехом евангелистом Рокитой в присутствии посольства бояр и духовенства. В пространной речи он изложил протестантскому богослову обличительные пункты против его учения и приказал ему защищаться вольно и смело, без всяких опасений, внимательно и терпеливо выслушал защитительную речь пастора и после написал на нее пространное опровержение, до нас дошедшее. С. 131.