Найти тему
Банкфакс

«Наследница» алтайской сети «Мария-Ра» будет содержать греческого экс-супруга по итогам бракоразводного процесса

Фото: Карты Google
Фото: Карты Google

В Лондоне завершился судебный спор о разводе представительницы алтайского бизнес-клана Аллы Ракшиной с греком Лазарем Ксандопуло. По итогам разбирательства совладелица ритейлера «Мария-Ра» будет содержать бывшего мужа, а также купит ему дом, пишет Forbes. Речь идет о тратах в размере более чем 85 млн рублей в пересчете по текущему курсу.

О споре между Аллой Ракшиной и Лазарем Ксандопуло стало известно в прошлом году. Судебное разбирательство о разводе проходило в российском суде, который принял решение о расторжении брака и проживании двоих детей с матерью. Лондонский суд его признал. При этом параллельно в столице Великобритании проходил процесс о разделе имущества бывших супругов.

При подписании брачного договора в 2013 году они согласились, что любое имущество, нажитое в браке, после развода останется неделимым и будет принадлежать тому, на кого оформлено. Такие условия были в интересах Ракшиной, поскольку она задавалась вопросом о корыстных побуждениях ее мужа при заключении брака. По словам ее адвоката Екатерины Тягай, Ксандопуло хотел доказать искренность своих намерений и сам предложил подписать договор на таких условиях, отмечая, что намерен в будущем устроиться на работу и зарабатывать самостоятельно. Также он отказывался от предложения супруги о предусмотренных выплатах в его пользу в случае расторжения брака. Однако после развода мужчина утверждал, что положения брачного договора якобы заранее подготовила жена, и у него не было возможности на это повлиять.

В итоге экс-супруг заявил в британском суде о притязаниях на 8,5 млн фунтов стерлингов (870,5 млн рублей по текущему курсу) Аллы Ракшиной. Также он рассчитывал получить квартиры, приобретенные ею в Лондоне, еще 3 млн фунтов (307,2 млн рублей) на покупку собственного дома в Греции к югу от Афин и 500 тысяч фунтов (45 млн рублей) на ремонт и мебель. Судья Высокого суда Лондона Джонатан Коэн назвал эти требования «нелепо раздутыми». Со стороны бывшего мужа они были мотивированы, по его мнению, большим состоянием совладелицы сети «Мария-Ра».

Однако в ходе разбирательства суд пришел к выводу, что у «принцессы» алтайского бизнес-клана не так много денег, как он думает. Лазарь Ксандопуло ссылался на Forbes, который якобы оценивал ее состояние в 300 млн фунтов. При этом издание отмечает, что в последний раз Алла Ракшина появлялась рейтинге богатейших женщин России 2016 года, в котором ее доля в 25 % семейного бизнеса оценивалась в $75 млн.

Лондонский суд оценил финансовое положение женщины иначе. Так, ее участие в структуре собственников «Мария-Ра» сочли формальным. «В русской культуре принято — и это относится и к моей семье — что мужчины диктуют женщинам степень финансовой самостоятельности. Отец и брат считали, что, наняв меня в свои компании, они дают мне возможность зарабатывать на жизнь. Они диктуют, получу ли я дивиденды — и когда. У меня нет контроля над пакетом акций», - приводит издание слова женщины. Ее брат Евгений Ракшин, также участвовавший в разбирательстве подтвердил, что их семейный бизнес строится на принципах патриархата. С его слов, сестра не сможет при желании продать свои 25 % акций компании.

Также оказалось, что Алла Ракшина работала финансовым директором в фирме за относительно скромное вознаграждение. Ее зарплата за период 2018-2022 годов с учетом бонусов, которые выплачиваются не каждый год, составляла в среднем 85,4 тысяч фунтов. (8,7 млн рублей по текущему курсу). С 2012 года «Мария-Ра» выплачивает дивиденды. В общей сложности женщина получила 9,5 млн фунтов. При этом полученные в 2020 году 7 млн фунтов она по требованию отца перевела на его счет. В связи с этим суд не стал оценивать стоимость акций, которые формально принадлежат Ракшиной.

Однако ее общее состояние оценили в 12,9 млн фунтов. 6,8 млн приходится на недвижимость в России и Великобритании, из них 4,9 млн – стоимость лондонской квартиры. Известно, что в 2020 году она приобрела еще две квартиры неподалеку от этой в 2020 году, на них Ксандопуло также претендовал. В итоге в список активов Аллы Ракшиной их не внесли, поскольку сочли, что они принадлежат старшему брату, так как покупались на его деньги. Также на банковских счетах женщины хранится еще 7,7 млн фунтов. Дело в том, что в 2012-2014 годах мать Галина Ракшина перевела ей 13 млн фунтов, предполагая, что деньги достанутся внучкам. В 2021 году Алла Ракшина потратила на бракоразводный процесс все личные сбережения и начала брать деньги из этого запаса. Помимо этого, мать одолжила дочери еще 1,4 млн фунтов, которые в дальнейшем необходимо вернуть.

Что касается состояния самого Лазаря Ксандопуло, то, как отмечается в судебном решении, с 2008 года он ничего не заработал: «Что Ксандопуло делал во время брака — остается загадкой». Глава семейства Александр Ракшин пытался привлечь зятя к семейному делу. В результате он недолгое время управлял распределительным центром «Мария-Ра», но трудовая деятельность оказалась недолгой и закончилась как раз в 2008 году. В суде указали, что мужчина не проявлял интереса к бизнесу и постепенно «его энтузиазм и усердие угасали». Сам же он возражал, что его просто отстранили от работы.

С его слов, вклад в семью он вносил в качестве домохозяина, а также якобы подыскивал для Евгения Ракшина инвестиционную недвижимость в Лондоне. Тот в свою очередь такую помощь отрицал. Алла Ракшина тоже заявила, что за время замужества домашние дела и воспитание детей лежали на ее плечах и персонала. Более того, ей пришлось содержать Ксандопуло в течение бракоразводного процесса, в связи с особенностью лондонского судопроизводства в подобных делах. В соответствии с ней менее обеспеченная сторона может требовать от супруга или супруги выплаты на свое содержание и судебные расходы. С января 2021 года мужчина получал от Ракшиной по 20 тысяч фунтов в месяц (2 млн рублей по текущему курсу).

Что касается его требований, то, со слов ее адвоката Екатерины Тягай, Ксандопуло не представил никаких аргументов о том, что нужный ему дом в Греции стоит 3 млн фунтов. Юристы подчеркнули, что просторные квартиры с тремя спальнями в выбранном им районе возле Афин стоят 500-600 тысяч евро.

В результате лондонский суд решил, что Алла Ракшина на протяжении четырех лет будет выплачивать Лазарю Ксандопуло денежное содержание. В первый год оно составит 75 тысяч фунтов (7,7 млн рублей), а затем по 60 тысяч (6,1 млн рублей). Кроме того, она выделит ему 600 тысяч евро (54 млн рублей) на покупку дома в Греции и еще 60 тысяч евро (5,4 млн рублей) на мебель. Эта недвижимость не будет принадлежать мужчине всегда, а до тех пор, пока он не обзаведется собственным жильем.

Отмечается, что за два с половиной года Алла Ракшина потратила 4,3 млн фунтов на услуги своих юристов для этого спора (440,4 млн рублей) и еще 4,2 млн фунтов (430,2 млн рублей) на адвокатов Ксандопуло. С декабря 2020 года на его содержание у нее ушло 300 тысяч фунтов (30,7 млн рублей), на аренду его жилья – 320 тысяч фунтов (32,8 млн рублей). «Нет никаких сомнений в том, что эти разбирательства, особенно о детях, нанесли огромный урон [Лазарю Ксандопуло]. Я не утверждаю, что стресс у [Аллы Ракшиной] был меньше, но, возможно, она показала себя как самая крепкая в паре, и, конечно, она сохранила свои близкие отношения с обоими детьми, чего [Лазарь Ксандопуло] сделать не смог», - рассудил судья Высокого суда Лондона Джонатан Коэн.