Церковь Сретения Господня и Михаила Архангела в Красной Ляге
Координаты: 61°35'55"N 38°39'39"E
АВТОПУТЕШЕСТВИЯ - МАРШРУТЫ - GPS
Как добраться
От города Каргополя, что в юго-западном углу Архангельской области, по шоссе на Пудож, далее до деревни - Ватамановская. В Ватамановской чуть к западу от автобусной остановки - поворот на деревню Кучепалда, отмеченный типовым указателем, её можно осмотреть позже. Далее по грунтовой дороге чуть более 6 км до урочища Красная Ляга, откуда остаётся ещё 4 км до самой Кучепалды. Внимание! Дорога узкая, используется, преимущественно, тяжёлой лесовозной техникой. Разъезд со встречным транспортом затруднён. Лучше использовать полноприводные автомобили для посещения деревни.
Красная Ляга
Красная Ляга — исчезнувшее село в Каргопольском районе Архангельской области. Находилось к югу от Кучепалды у небольшого круглого карстового озера, которое исчезло. В середине XIX века в Красной Ляге было 30 дворов, в которых проживал 191 человек.
В прошлом село Красная Ляга состояло из деревень Шейна и Зенкова. Красноляжский приход включал окрестные деревни Кучепалду, Максимовскую и Часовенскую. По данным середины XIX в. в Красной Ляге было 30 дворов, в которых проживал 191 человек. В деревне Кучепалда жило 469 человек (из них трое старообрядцев), в Максимовской – 148 человек, в Часовенской – 9 человек. Сейчас постоянно здесь не живет никто.
В селе стоит самая древняя церковь Каргопольского района — Сретенско-Михайловская (1655). Шатровая, в 1894—1895 годах церковь обшита необычной, плотной, некогда ярко окрашенной внешней обшивкой с эклектичным декором. Рядом со Сретенской находилась церковь Рождества Богородицы XVII в., с теплой трапезной "во имя Параскевы Пятницы". Церковь сгорела в 1864 году, и её внешний вид не известен. Вместо неё с 1872 г. (освящена в 1880 г.) строилась новая церковь с Успенским и Пятницким приделами. Небольшая по размерам колокольня имела типа восьмерик на четверике, с открытым ярусом звона. В советское время Рождественская церковь была перевезена в Печниково, где с использованием её брёвен было построено здание мастерских.
Сретенско-Михайловская церковь
Сретенско-Михайловская церковь является одиним из самых выдающихся памятников деревянного зодчества, принадлежит к немногим сохранившимся восьмигранным шатровым храмам — одному из древнейших типов в русском деревянном зодчестве. Датируется 1655—1665 годами.
По архитектурному решению Сретено-Михайловская церковь представляет собой восьмерик с двумя прирубами с востока и запада. Над алтарем – бочка, восьмерик завершается шатром.
За историю своего существования церковь перестраивалась не менее трех раз. Известно, что в 1842 г. был составлен проект перестройки. Судя по имеющимся двум историческим чертежам, первоначально церковь имела галерею-паперть, огибавшую здание с трех сторон. На северной и южной стене восьмерика были дверные проемы. На галерею вели два крыльца, причем южное было более торжественное, на два всхода. На проектном чертеже изображено здание с удаленной папертью и устроенным новом входом. Притвор, раньше соединявшийся с молитвенным помещением, теперь отделен от него стеной. Внутри него устроена лестница. С западной стороны открытая площадка входа с парными столбами и вторым лестничным маршем.
В Каргопольском музее имеется фотография конца XIX века, на которой церковь запечатлена после этой перестройки. На стене прочитывается след от удаленной паперти (отпиленные кронштейны, гнезда балок покрытия). Частично заложен дверной проем, на его месте устроено окно, но не двойное, как в проекте, а одинарное. Первоначальное небольшое сдвоенное окно сохранилось на северной стене алтаря, также первоначальны окна второго света восьмерика с козырьками. Судя по высоте крыльца, лестница, как и предполагалось, была устроена внутри притвора. Снаружи – скромное крыльцо, лишенное той парадности, что предусматривалась в проекте.
Упоминание о Сретено-Михайловской церкви встречается в Формулярных ведомостях по 2-му Благочинию Каргопольского уезда за 1866 год. Церковь названа по штату VII класса, отмечается, что она построена в 1655 году тщанием прихожан, деревянная, крепка. Однако на фотографии, сделанной спустя примерно три десятилетия, видно, что покосился шатер, да и сам восьмерик просел относительно прирубов. Очевидно, что к исходу XIX века назрела необходимость ремонта здания, что и было осуществлено в 1894 – 1895 годах.
Натурные обследования и архитектурные обмеры, проведенные в сезоне 2010 года, позволили прояснить строительную историю памятника и уточнить изменения, происходившие при реконструкциях.
Очертания плана церкви немного неправильные, прирубы разной величины, оттого и восьмерик немного расширяется к востоку. Снаружи стены здания скрыты обшивкой, кое-где с небольшими щелями, внутри обшивка снята большими фрагментами, раскрывая следы строительной истории.
Во-первых, маркировка на бревнах свидетельствует о том, что здание перебиралось. Нижняя часть стен состоит из старых толстых бревен. Внутри молитвенного помещения и притвора они не отесаны, что является архаичным признаком. На открытых от обшивки местах можно увидеть новые вставки: отдельные бревна или фрагменты стен. Полностью мы не можем оценить соотношение старого и нового материала, но, судя по открытым частям стен, оно не велико. Маркировка бревен идет сверху вниз, количество бревен свидетельствует о том, что высота срубов после переборки не изменилась. Прежней осталась и бочка алтаря, в ее завершении видны врубки от старой главки, державшейся на четырех стойках. Нынешняя главка опирается на одну стойку. Покрытие притвора в результате перестройки 1890-х годов изменилось на простое прямоскатное.
Сейчас на всех стенах имеются одинаковые высокие окна. На южной и северной стене, там, где были проходы на галерею, позднее заложенные и превращенные в окна, видны затески, по которым можно определить размеры дверного проема. Сразу видно, что высота их не соответствует современному уровню пола.
Первоначально пол находился примерно на 1 м выше, место, где он примыкал к стенам сейчас спрятано под цокольной обшивкой. Ему соответствуют следы от встроенных вдоль стен лавок. На юго-западной и северо-западной стене восьмерика были порублены окна-щели для того, чтобы с галереи можно было наблюдать за службой. На юго-западной стене заметен след от небольшого окна второго света. Галерею поддерживали выпуски перерубов под полом. Следы от выпиленного переруба заметны на южной стороне притвора. След от тябла иконостаса – на диагональных восточных стенах восьмерика.
Все эти детали интересны конкретно для истории для этого памятника, но в целом они традиционны для всего деревянного зодчества Русского Севера, примеров чего немало. Уникальная деталь Сретено-Михайловской церкви – балка с росписью, вторично использованная в конструкции крыльца. На нее указал архитектор-реставратор И.Н.Шургин. Длина ее немногим более 4 м, сечение 17 х 18 см с двумя пазами. Это тябло более раннего потолка – «неба». Действительно, длина тябла нынешнего потолка – 4,5 м. Роспись хорошо сохранилась. Относительно этого более раннего потолка-«неба» много вопросов: На каком уровне он был? К какому времени он относится?
В целом от XVII века деталей осталось не много. Оконные и дверные проемы исчезли. Последний строительный этап интересен декоративной обработкой. А.В. Ополовников пренебрежительно назвал ее «в стиле петербургских дач». Действительно обшивка придает памятнику налет эклектичности, не соответствует лаконичному общему архитектурному решению. Но как бы там ни было, от этого памятника обшивка уже не отделима.
При внимательном осмотре можно заметить, что каждая деталь обшивки была ярко раскрашена. Следы окраски сохранились только на северном фасаде (в щелях, на сучках). Раскраска была в 6 цветов. Фон белый, верхняя часть обшивки – охра. Детали (карнизы, наличники) – красный, синий, кое-где – черный, крыша – зеленый кобальт. Раскраска фасадов видится едва ли не самым интересным результатом обследования памятника.
По архитектурной обработке фасадов Сретено-Михайловская церковь существенно отличается от других каргопольских деревянных церквей. Большинство из них во второй половине XIX века получили обработку в духе классицизма: гладкие стены, простые обрамления окон, классицистические карнизы, кое-где подобия пилястр и фронтонов. Соответственно и раскраска была более сдержанна. Решение фасадов Сретено-Михайловской церкви далеко от традиций деревянного зодчества, но вместе с тем сродни духу народного декоративного искусства. При всей своей яркости, пестроте оно не лишено художественной цельности.
Церковь в Красной Ляге по-прежнему остается центром округи. Деревни исчезли, но остались их бывшие места – урочища. Сохранилась деревня Кучепалда, но вместо более, чем 400 жителей, на летов приезжают 3-5 человек.
Об этой деревне надо упомянуть особо. Она отличается уникальной правильной круглой планировкой, сформировавшейся вокруг озера – карстовой воронки, вода которой ушла под землю. Такое же, но меньших размеров, высохшее круглое озерцо есть и в Красной Ляге и еще в другой брошенной деревне по дороге от Печниково.
Можно сопоставить рассмотренный памятник с другими аналогичными постройками Поонежья. Восьмигранные в основании храмы характерны для Северодвинского поречья. На Онеге их не много и только в верхнем и среднем течении. На верхней Онеге известно пять таких церквей, на средней – две.
На нижней Онеге и в прилегающей части Беломорья они не встречаются вообще. Если на Двине мы находим примеры восьмигранных шатровых храмов с архаичными тяжеловесными пропорциями, с рублеными главами, то на Онеге верхи заметно выше и стройнее. Высокие шатры связываются с распространением на севере традиций Московской Руси. Онежские восьмигранные храмы XVII в. отличаются схожими пропорциями. Церковь в Астафьево – давно утрачена, в Задней Дуброве остался только восьмерик храма, в Красной Ляге – единственная полностью сохранившаяся церковь.